Размышление о хаосе

   В мой жизни был период, когда я любила вышивать. Я вышивала по восемь часов в день. До тех пор, пока глаза мои не взбунтовались от  напряжения и не сказали мне хватит. Что же происходило со мной, когда я вышивала?
   Когда я вышивала, я погружалась в  своеобразный, мир, созданный  из ниток и материи. Я накладывала стежки в хаотичном порядке.  Хаос - это закон. Я не думала о правильном, закономерном. Я накладывала нитки так, как придется.  Я утверждала, что это хаотично, но это не настоящий хаос. Это не тот хаос, который являлся предшествием вселенной.  Хаос абсолютный. Хаос, в котором каждая частица хаотична, не подвластна какому-либо закону.
   Я накладывала нитки так, как придется, хаотично. Но в итоге получалась завершенная картина. Я доверялась внутреннему чувству,  мои действия были направлены на конечную цель. А значит, в моих действиях не было хаотичности. Действия, направленные на конечную цель, подвластны закону, и, следовательно, хаотичными быть не могут. Действия абсолютного хаоса приводят  к хаосу.
Могу ли я сформулировать законы, по которым создавался рисунок моей вышивки? Передо мной была цель: закрасить пространство. Но не гладью, и не крестиком, а методом хаотичным.
Накладывая нитки хаотично,  ты тем не менее скован чувством ограничения. Ты не имеешь права накладывать нитки до бесконечности. В какой-то момент ты чувству-ешь, что работа завершена, что якобы хаотичные действия привели тебя к цели. Хаос абсолютный к цели привести не может. Абсолютный хаос бесцелен.
Представим себе, что мы очутились в абсолютном хаосе. Каким образом мы попытаемся познать его? Первое, что  вынуждено будет сделать наше сознание, - это ограничить абсолютный хаос, то есть признать тот факт, что у хаоса есть пределы.  То есть хаос как таковой не бес-пределен, а заключен в замкнутое пространство. Но лишь только наш разум признает этот факт, хаос в его понимании становится относительным. Хаос, заключенный в пределы, абсолютным считаться не может.  Он зажат со всех сторон, загерметизирован человеческим разумом. (Здесь следует сделать некоторое замечание. Если сознание, опущенное в абсолютный хаос, нашло в себе силы отыскать точку опоры и определить границы абсолютного хаоса, значит абсолютного хаоса заведомо не существовало. Изначально существовал некий предмет, который лишь воспринимался самим сознанием, как абсолютный хаос. Не-познанный предмет для сознания всегда хаотичен. Сознание как таковое и понятие абсолютного хаоса несовместимы. Если бы сознание очутилось в абсолютном хаосе, оно бы растворилось в нем. Стало бы одной из частичек абсолютного хаоса. Сознание по сути своей не признает абсолютного хаоса, хотя какая-то его частичка упрямо утверждает обратное.) 
Следующий этап - изучение хаоса. Каким образом про-исходит процесс изучения? Человеческий разум способен охватывать целое, способен познавать единичное только как часть целого. Единичное вне целого человеческому разуму не подвластно, так же как не подвластна материя, неограниченная  в пространстве.
Человеческий разум способен познавать предметы. Ха-ос, заключенный в замкнутые пределы, это предмет.  Хаос абсолютный - вещь беспредметная.  Но если человеческий разум будет стремиться изучать хаос в предмете, он по-терпит поражение. Человеческий разум в предмете изучает не хаос. Он открывает законы, по которым строится предмет.  А хаос - это вещь, это понятие вне закона. Хаос и закон - вещи противоположные, понятия, исключающие друг друга.
Человек утверждает: я стремлюсь изучить хаос. Но совершает при этом противоположное. По мере изучения хаоса  отрицает его, как явление. Почему? Потому что изучает предмет, а не хаос. То, что когда-то для меня в этом предмете было хаотичным, неясным, лишенным законо-мерности, теперь приобрело другие качества. И на этот предмет я имею полное право смотреть другими глазами, как на предмет, построенный по таким-то правилам, по такой-то схеме, как на предмет, сущность которого опирается на конкретные законы. То, что раньше для меня считалось хаотичным, стало теперь закономерным.  Если раньше твои глаза видели в предмете хаос, то теперь они смотрят на предмет, как в открытую книгу, как на разга-данный кроссворд. Суть человеческого сознания – это планомерное отрицание хаоса. Также как легким человека необходимо дышать воздухом, иначе человек погибнет, также сознание человека стремится выпутаться из клубка хаотичных понятий, для того чтобы выжить, для того, чтобы существовать в этом закономерном мире, и не рас-творится в абсолютном хаосе.
 Хаос и закон - вещи противоположные, исключающие друг друга. Человеческий разум, открывая законы, разрушает представление о предмете первоначальном, о предмете, сущность которого,  как мыслилось человеком в начале, основана на хаосе. ( Главное условие  при этом - внутреннее чувство. Это точка опоры.)
Человек попытался охватить хаос разумом.  Но потерпел поражение. Абсолютный хаос - это понятие иррациональное. Человек попытался ограничить хаос в пространстве, создавая тем самым предмет. Хаос, ограниченный в пространстве, есть предмет. Предмет, как сущность, для человеческого разума лишен хаотичности. В предмете человек открывает законы, уничтожая хаос.  Уничтожая хаос, отрицает его как первоначальную сущность.
Человек не способен  изучать хаос логикой, разумом.  Хаос не признает закономерностей и логики.  Орудие разума - логика.
Но хаос - это явление реальное. Человеческий разум способен лишь на то, чтобы  с этим утверждением соглашаться. Что же толкает сознание соглашаться с существованием хаоса? Если и не абсолютного, то относительного хаоса? И опять-таки толкает все то же стремление вы-жить,  стремление как можно дольше существовать в данном пространстве и в данное время. Суть сознания – хаотичные явления превращать в закономерные. Но если сознание будет лишено способности погружаться в мир хаоса, если любой предмет будет ясен ему как на ладони, то основная способность сознания – познавательная – атрофируется и сознание вынуждено будет только созерцать. Для человека – это смерть. 
3. Когда я вышивала, я придумывала идею. Говорила себе самой, что создаю мир, вселенную. Из хаоса я создавала  предмет. Я говорила себе, что создаю предмет, сущность которого - хаос. Я не думала над тем, каким способом кладу стежки. Стежки накладывала хаотично, произвольно, опираясь исключительно на внутреннее чувство красоты и соразмерности.  Но постойте! Разве я могу говорить, что создавала хаос? Я опиралась на внутренне чувство красоты. Значит по своей сути, хаотичное накладывание стежков было не таким уж хаотичным, как думалось мне в начале моей  работы.  Если проанализировать изобретенную мной технику стежка, то сделать можно следующие выводы. Техника закрашивания поверхности делится на этапы, как минимум на три этапа. Способ накладывания стежков в каждом этапе свой. Первый этап: произвольное распределение стежков по всей поверхности.  Таким образом, чтобы пространство между стежками было примерно одним.  Ты не стремишься ставить стежки вплотную и параллельно. Ты ставишь их на  некотором расстоянии друг от друга и более того не придерживаясь параллельности. Получается рисунок, напоминающий легкую путаницу или паутинку.  Или же сетку из хаотично разбросанных стежков.  Это конец первого этапа.
Второй этап. На основе первого рисунка  накладываешь стежки в хаотичном порядке, уменьшая расстояние между стежками. В некоторых местах ставишь стежки параллельно первым и более близко нежели к другим, но не вплотную, а все-таки на некотором расстоянии друг от друга. В конце второго этапа несколько другой рисунок более насыщенный, более сжатый. Рисунок паутинки меняется. В третьем этапе стежком пересекать несколько встречающихся  стежков. Ты делаешь выбор. Или накладываешь стежок сверху или поддеваешь  снизу. Постепенно пространство  заполняется, закрашивается. Несколько отстраняя рисунок от глаз, ты видишь изменения. Нитки сливаются, создавая цельный, гармоничный образ. Благо-даря хаотичному  распределению стежков ты улавливаешь приятные для глаз переливы.  С какого-то ракурса тебе кажется, что стайка стежков бежит, перескакивая сверху вниз. С другого ракурса стежки, будто солдатики, шагают один за другим. Разумеется это фантазия. Художник не думал о конечном. Он погружался в небытие, в хаос. Конечная цель для него была скрыта.  Для кого-то из нас внутренняя жизнь художника похожа на хаос, безумие. Не понятно зачем, с какой целью  тратить время на то, на что тратит  его художник.  Работая с нитками, ты погружаешься в небытие, время от времени пробуждаясь ото сна, от однообразного безумия. Работа движется к цели, но движется очень медленно. Художник находит терпение в небытии.
Конечную цель определяет внутреннее чувство художника. Наступает момент, когда  художник откладывает иголку и нитку и говорит, что это конец.  Цель достигнута, работа завершена. 
Если приглядеться в закрашенный нитками материал, можно увидеть множество погрешностей, множество голых точек и черточек, которые вполне можно было еще закрасить нитками. Но художник упрямо твердит, что работа завершена, что он больше не обязан трудиться над ней, не обязан  как проклятый  накладывать  стежки.  Работа над произведением завершена и это конец.
Вы отстраняете работу художника  на некоторое рас-стояние. Вы смотрите другими глазами. Хаотичное движение ниток сливается в единое целое. Да, эта работа, действительно, завершена. Вы думаете о хаосе. Так как для  вас это хаос, из которого художник сотворил предмет. А для художника это игра. Игра ниток на материи.
Игра предполагает наличие условий. Игра строится по определенным законам.  Но королем игры становится тот, кто способен импровизировать. Художник - это импровизатор.  Во второй части работы я говорила о хаосе.  Понятие относительный хаос на примере моей вышивки можно  определить следующим образом. Относительный хаос - это ряд начальных законов, которые в своей совокупности  являются источником, толчком для импровизации (хаоса). В свою очередь закон, как источник, так же является чьей-то импровизацией. (Способность открывать закон в хаосе подразумевает способность неординарно мыслить, то есть импровизировать) Можно ли заковать в рамки импровизацию? Определить закон для самой импровизации?  Нет. Для человека причина импровизации иррациональна, неизведанна. Сущностью импровизации является хаос, частица того абсолютного хаоса, не подвластного человеческому разуму. Частичка сознания все-таки связана с абсолютным хаосом, с той вселенной, которая так пугает и отталкивает сознание, но без которого сознание не существовало бы. Способность к импровизации для сознания - это суть иррационального. Иррациональное для самого сознания тождественно с абсолютным хаосом. Источником внутренней силы сознания,  по-видимому, является  абсолютный хаос, то черное пятно, тот таинственный источник в человеческом сознании.


Рецензии