Письмо без тени. Барт - одним файлом

вне и внутри литературы – поэзия повзрослела – [поэма репейника] – письмо без тени – злой гений литературы – ассимиляция русских западным буржуазным сознанием – все давно сказано – шум и молчание

=======================================

ВНЕ И ВНУТРИ ЛИТЕРАТУРЫ

напрасно ты пытаешься превратить свою жизнь в роман придать ей сюжет и финальную завершенность

ты умрешь вне литературы

в литературе умирают лишь персонажи только у них есть судьба

реальные люди живут кое-как от минуты к минуте даже те кто загадывают намного вперед

и это так удручает что возникает искушение назвать жизнь персонажей смертью а бессмысленность возвести в определяющий признак жизни

__________________________
     «Роман – это воплощенная Смерть; жизни он придает облик судьбы, воспоминание превращает в утилитарный акт, а длительность – во время, обладающее направленностью и осмысленностью». – Р. Барт. «Нулевая степень письма».


ПОЭЗИЯ ПОВЗРОСЛЕЛА

когда-то поэзия надевала украшения делала пирсинг татуировки и все потому что внутренне она ничем от прозы не отличалась и чувствовала это

она хотела замаскировать отсутствие внутреннего своеобразия внешними различиями

но с тех пор поэзия повзрослела и ей не нужны рифмы регулярные ритмы и прочие знаки отличия

современная поэзия и современная проза это различные способы жизни и самовыражения

и тому кто этого не понимает лучше вообще держаться подальше от литературы

__________________________
      «...поэтический и прозаический языки настолько отдалились друг от друга, что способны обойтись без знаков своей взаимной самостоятельности». – Р. Барт. «Нулевая степень письма».


ПИСЬМО БЕЗ ТЕНИ

если сравнить ложь с тенью то истина будет светом а человек избегающий тени «человеком света» или «человеком солнца»

но эта метафора противоречива потому что солнце не только светит но и греет а «человек света» не хочет лгать именно потому что не чувствует в себе жара и там где от него ожидают патетических жестов может быть даже слез остается спокойным неподвижным не желая изображать чувства которых он не испытывает

по каким-то неясным причинам скрытым и от него самого он не плачет на похоронах матери и не сожалеет о том что застрелил человека предпочитая смерть фальшивому раскаянию

в письме он отказывается от прописных букв и знаков препинания потому что ощущает заложенную в них патетичность идею принудительного порядка

точно так же он отказывается от многих слов похожих по его мнению на консервные банки с чувствами

он следит за своей интонацией стараясь чтобы она походила на чистое небо а чтобы исключить эффект гладкости который тоже по-своему патетичен а значит фальшив он ломает строки и располагает обломки различной длины в виде ленты

затрудняя этим движение глаз читателя вот так он добивается того что из его слов уходят тень и ложь

вот так он создает фразы похожие на молчаливую воду море или озеро

и если ему это удается то лишь потому что в нем самом давно уже установился полный штиль

______________________________
      1. «Для меня Мерсо – ...человек, нищий и гордый, поклонник солнца, уничтожающего любую тень». – А. Камю. Предисловие к американскому изданию «Постороннего».
      2. «Новое нейтральное письмо располагается посреди этих эмоциональных выкриков и суждений, но сохраняет от них полную независимость; его суть состоит как раз в их отсутствии; и это отсутствие абсолютно, оно не предполагает никакого убежища, никакой тайны... Этот прозрачный язык, впервые использованный Камю в «Постороннем», создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля». – Р. Барт. «Нулевая степень письма».


ЗЛОЙ ГЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ

почему в наше время нельзя написать
совершенный стих рассказ или роман

потому что сейчас везде можно
купить книги Ролана Барта

и прочесть их за утренним кофе
покусывая овсяное печенье

и помечая важные места
фломастером
красным или оранжевым

Ролан Барт отнял у читателей
способность наивно наслаждаться
прочитанным

он лишил писателей возможности
создавать совершенные произведения

он лишил их возможности
создавать даже сносные произведения

Ролан Барт
злой гений литературы

хорошо что Оноре де Бальзак
жил намного раньше Барта
и не читал «S/Z»
иначе он не написал бы
и половины своих романов

_______________________________
     1. «...лишь благодаря автоматизму возможно совершенство в жизни и творчестве... постижение есть конец...» – Ф. Ницше. «Воля к власти».
     2. «S/Z» – эссе Р. Барта, посвященное анализу новеллы О. де Бальзака «Сарразин»; его называют «первым манифестом интертекстуальности и первым практическим опытом постструктуралистской деконструкции литературного произведения».


АССИМИЛЯЦИЯ РУССКИХ ЗАПАДНЫМ БУРЖУАЗНЫМ СОЗНАНИЕМ

Декларация прав исходит из того что природа у всех людей одинакова что все они слеплены из одной глины из одного теста

но как тогда быть с неграми и русскими как быть с молдаванами цыганами сербами хорватами чехами и словаками

в этом случае выручает представление о центре и периферии

все эти народы располагаются на периферии человечества они суть нечто экзотическое вроде медведя страуса или манго

их можно использовать для создания типажей в кино театре литературе

в книгах пьесах фильмах молдаване всегда будут выглядеть как цыгане чехи как словаки африканские негры всегда будут потрясать копьями и луками

а русские всегда будут мыться в бане пить водку плясать вприсядку петь «Калинку-малинку» носить на ногах сапоги на голове ушанку на груди орден Ленина а за поясом револьвер

–––––––––––––––––––––––––––––
     «Как же ассимилировать негра и русского? На сей случай есть запасная фигура – экзотизм. Иного превращают в чистый объект, зрелище, куклу; отброшенный на периферию человечества, он более не посягает на спокойствие у нас дома» – Р. Барт. «Миф сегодня».


ВСЕ ДАВНО СКАЗАНО

     «Все давно сказано» – написал де Лабрюйер в семнадцатом веке; Ролан Барт в двадцатом веке построил на этом теорию письма.
      «Автор, – сказал он, – умер, и его заменил Скриптор».
      «Страсти, настроения, чувства, впечатления, умерли (по крайней мере в литературе) – их заменил словарь».
      «Линейность заменила многомерность, а отношение “до и после” – ситуация “здесь и сейчас”».
      «Это означает, – добавил он, – что происходит высвобождение смысла: отныне нет никакой тайны, а если нет тайны, то нет и Бога».
      «Высвобождение смысла, – заключил он, – означает рождение Читателя; смерть Автора – это цена, которую мы уплачиваем за рождение Читателя».
      «Но Читатель, – пояснил он, – это не личность, не субъект в старом смысле; Читатель – это только пространство, где встречаются все цитаты, из которых складывается современный текст».

______________________
     1) «Все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников». – Ж. де Лабрюйер. «Характеры». 2) «...рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора». – Р. Барт. «Смерть автора».


ШУМ И МОЛЧАНИЕ

хватаю себя за горло
прижимаю к стене
и говорю:
«ты такой нормальный
такой уравновешенный
такой здравомыслящий
что хочется выжечь
у тебя на лбу
Я НОРМАЛЕН
и клянусь если ты
сейчас же
не докажешь
обратного
я так и сделаю»
а он смотрит мне в глаза
ловко освобождается
из моих рук
поправляет
галстук
и уходит
не сказав ни слова

_________________________
      «...ваш лепечущий текст по сути своей остается фригидным, как и всякая потребность, до тех пор, пока в нем не возникнет желание, невроз». – Р. Барт. «Удовольствие от текста».


Рецензии