Прощай, Эмпатия!

           «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»

           (Матф., 3: 10)

            «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
             и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей:
             да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
             Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
             Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то,
             что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет»

            (Матф., 21: 18-22)

             «Шопенгауэр был прав: сострадание отрицает жизнь, оно делает её более достойной отрицания, - сострадание есть практика нигилизма»

             «Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт
              на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною
              и возбуждающею сомнение»

             (Friedrich Wilhelm Nietzsche (1844-1900) - «Der Antichrist. Fluch auf das Christenthum» 1888)


С точки зрения естественной логики, то есть той единственно разумной, не обременённой фальшивой моралью и псевдорелигиозными
глупостями мысли о строении человеческого сообщества, любое проявление сострадания и эмпатии является деструктивным.
Эмпатия разрушительна, прежде всего, не потому, что позволяет выживать слабейшим физически и умственно отсталым, а потому что
на поддержание длительной жизни несамостоятельных, беспомощных членов общества расходуется наибольшее количество материальных и человеческих ресурсов.
Но ещё более уродлива эмпатия, так как устанавливает некий «закон человеколюбия», благодаря которому больные и немощные
фигурируют в обществе, требуя к себе постоянного и пристального внимания.
В таком якобы «сострадательном» обществе является нормой обслуживание хронических алкоголиков, лечение и реабилитация наркоманов,
содержание на полном обеспечении преступников и психически неадекватных персонажей в течение долгих лет, а то и десятилетий.
Так, одного недоношенного младенца неделями выхаживают в самой современной европейской клинике несколько десятков человек, хотя
в то же самое время психически и умственно неразвитые «ребята с автоматами в каких-нибудь афганистанах» ежедневно лишают жизни сотни взрослых мужчин.
Добродетелью считается милостыня и подаяния нищим, то есть тем, кто в силу религиозных или иных убеждений предпочитает не  зарабатывать деньги собственным трудом.
Впрочем, ежедневно стоять с протянутой рукой – тоже своего рода тяжёлая, низкооплачиваемая работа.

В природе эмпатия не встречается.
Всё слабое закономерно погибает, уступая место всему сильному и самостоятельному, никого не прося ни о какой помощи.

Говорят, что человеку свойственно любоваться природой, причём в разных её проявлениях.
Но вряд ли природа любуется человеком.


*

12 октября 2010

***

«Эмпатия - (от греч. empatheia – сопереживание) – «физическая привязанность, страсть, пристрастие», происходящее из (en), «в» + (pathos), «чувствующий».
В английском языке термин был впервые использован как перевод немецкого слова Einf;hlung (проникновение, вчувствование), ключевого понятия
в теории Т. Липпса (Theodor Lipps, 1851-1914).

Категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия
другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Термин «Эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером (Titchener, Edward, 1867-1927) для обозначения внутренней активности,
результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.),
и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек,
через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является
слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта;
эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

*


Рецензии
Эмпатия - пусть даже в своей простейшей форме, сострадании - существовала в человеческом обществе, скорее всего, всегда, а изменялась лишь ее сфера действия, круг "достойных" - от сочувствия матери к своему маленькому ребенку, затем - к членам семьи, и дальше, и дальше. Возможно, "неэффективность" эмпатии - это плата за расширение себя.

Алекссандр   14.10.2010 13:18     Заявить о нарушении
Эмпатия - это всего лишь достижение успеха.
То есть - самое извращённое проявление Эго.

:)

Данилов Сергей Иванович   14.10.2010 13:57   Заявить о нарушении
Ну типа как смерть есть наиболее изощренное проявление жизни.

Алекссандр   14.10.2010 14:05   Заявить о нарушении
! красивый афоризм получился у Вас !

Данилов Сергей Иванович   14.10.2010 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.