Архитектосфера

            ОСТРОВ ГРАЦИЙ
Я однажды видел остров, и запомнил навсегда.
Там воздвигнут город граций, парки, замки и фонтаны.
Но измена Мнемозины путь закрыла мне туда,
Вновь ищу дорогу эту, что ведет за океаны.
В час Авроры город граций выплывает как мираж.
Над каналом бирюзовым поднялись дворцы, блистая.
У подъездов теламоны, каждый будто грозный страж,
Волны искрятся и плещут, монументы отражая.


           ДВОРЦЫ
         ИНТРОДУКЦИЯ

В тени аллей, в старинном парке,
Стояли статуи из мрамора и арки.
Росли там липы, клёны и сирень,
И несколько дворцов аллей скрывала тень.

           ДВОРЦЫ
           ЧАСТЬ I
В тени укрылся розовый дворец,
Сверканье глянца, мраморные стены,
Его декор - изящества венец,
В нем красота Венеры и Селены.
Внутри дворца - не роскошь и не блеск,
Орнамента капризные мотивы,
Все росписи - Аркадии бурлеск,
Фривольны, безмятежны и игривы.

               ЧАСТЬ II
Лазурный дворец с фантастической лепкой фасада,
Купаясь в гротеске консолей, пилястр и колонн,
Был так необычен, как роскошь восточного сада,
Как вымысел тайных фантазий, как утренний солнечный сон.
Обитые шелком лилово-лазурным, его кулуары,
В ночи отражали, мерцая, шандалов серебрянный цвет,
Плафоны тонули в тумане, как в дымке сигары,
Карнизы оделись в аканты и сложные ленты пальметт.

           ЧАСТЬ III
Зеленый дворец - это сад малахита,
Смарагда и бархата плотных портьер,
Орешник и бронза в гармонии слиты
Со сценами старых шпалер.
Чертог золотой, где убранство сверкает,
Где роскошь и помпа слепит,
Детали в тщеславном сиянии тают,
покой навсегда позабыт.

                ЧАСТЬ IV
Серебрянно-серый дворец благородного цвета всех выше,
Спокойствие строгое в аспидной кладке сокрыто,
И твердость алмаза, и северных красок прохлада,
Величие разума выразил автор дворца.
Венчают каминные трубы и шпили высокую крышу,
Венчают фигуры Афины и Зевса его ризалиты,
Но кроется столько неясности в строгих деталях фасада,
Что тайна дворца не раскрыта никем до конца.

       ******
Вот дом, который построил Боб,
Он с виду очень похож на гроб,
Он также сильно похож на склеп,
Он примитивен и нелеп.

Вот дом, который посторил Мик,
В нем отразился моды крик,
Но очень не уютно в нем.
Гле нет уюта - там содом.

Но вот жилище то, что строил Крис,
Изящен и балкон здесь, и карниз,
Консоли, модульоны и фронтон,
Заметен здесь хороший вкус и тон.


АРХИТЕКТУРА

Архитектура -музыка для глаз,
Она для нас, как для картины рама;
Когда ее творенья, как алмаз,
Весь вид ее живительней бальзама.

В колье из сандриков роскошная стена, 
И в глубине лучкового фронтона,
Акантом  вся вокруг  оплетена,
Коварная улыбка маскарона.

Здесь весь декор - сплетение мгновений,
Как трудно проследить  его игру,
Всю красоту его переплетений,
Способную в душе зажечь искру.

Архитектура - музыка для глаз,
Мелодия камней, теней и света.
Ее коснутся  стоит только раз,
И навсегда захватит сфера эта.


   СТАРЫЙ БУЛЬВАР
Как не забыть презренной суеты,
Когда идешь по старому бульвару,
Свет фонарей струится с высоты,
А свет витрин ему составил пару.
Вот особняк: его помпезный вид
Как будто дверь в совсем другие сферы,
Мир теламонов, мир кариатид,
Где ритмы точные царят и чувство меры.
Детали все его - для созерцанья,
Там, в вышине видны конек и шпиль,
А над порталом - пышное венчанье,
И в целом весь его роскошный стиль.
Как орденская цепь, ряды домов,
Украсили их сложные картуши,
И маскароны, словно это души
Их созидавших старых мастеров.
Как не забыть презренной суеты,
Когда аллея старого бульвара,
Раскрыв свои весенние цветы,
Ведет к окну родного будуара.
\1980\   

ИСТОРИЯ МОДЕРНА

Дворцы и замки прежде возводили
Титаны зодчества, де Бросс, Мансар, Лево,
Архитектурные менялись часто стили,
И вот возник в Европе как-то ар нуво.

Когда работали в России Белый с Чёрным,
О Наутилусе когда писал Жюль Верн,
Распространился в мире быстро и проворно
Под именами  разными модерн.

Ассиметричен и разнообразен
Сецессион, и югендстиль, и либерти,
С культурой прошлого, однако, тесно связан,
Но в то же время нов, как ни крути.


Рецензии