Афористика. Франс Анатоль

1) Хорошую исповедь может написать только тот, кому ещё милы его заблуждения. (Статьи «Из литературной жизни», Серия 1, «По поводу дневников Гонкуров»)

2) Поэзия лишь в том, чего мы не знаем; поэзия – лишь в стремлении к невозможному или же в скорби по невозвратном. («Из литературной жизни», Сер.1, «Леконт де Лиль во Французской Академии»)

3) (Понаблюдайте), как рождается и как умирает та или иная литература…(«Из литературной жизни», Сер.2, «Завтра») - / после же Франс добавляет: «…Она (т.е. литература) создаёт только коллективные произведения.» - любопытно, не правда ли, и об «Иллиадах», так и о библ. «Заветах»…- от составителя/

4) …Оттенки бывают бесконечно ценны. (=, =, «Завтра»)

5) Самодовольство – вот, что прежде всего способствует упадку литературы. (=,=, =)

6) «Все радости приедаются, кроме радости понимания.» (=,=,=)

7) Благоразумие требует, чтобы мы всегда были готовы уйти. (=, =, «Шарль Морис»)

8) Пути искусства мало изменились со времён Гомера. (=,=,=)

9) …Немало радостей и немало страданий. Всё же только их недостаточно, чтобы проникнуться всеми тонкостями нового искусства. (=, =, =, )

10) Поэт – это всегда Бернгейм для неслышимого, это Шарко для неизречённого.( =, =, = )

11) Высокомерие к лицу философам и учёным; в художниках оно – только поза. (=, =, = )

12) Чувство есть нечто более распространённое, чем ум. ( =, =, = )

13) …Что наша жизнь, как не ряд отдельных смертей?...Всё покидать приходится в пути. (=, =, «Лексикон» )

14) Judica me, et discerne causammeam de gente non sancta! ( «Cуди меня и разбери моё дело с народом, лишённым святости.») – («Из литературной жизни», Сер.3, «Предисловие»)

15) Мы на всю жизнь замурованы в своей личности, как в тюремной камере. (=, =, = )

16) Сам дьявол - …великий логик. (=, =, = )

17) Ревнивец: Вот голову тебе срублю я,
                Чёрт побери, Марьон.

       Марьон: А с телом что ты делать станешь,
                О господи, мой друг.             
                (=, =, «Народные песни старой Франции», 1  «Любовные песни»)

18) Остерегайтесь тех, кто сам себя истязает: они нечаянно и вас изувечат. (из сборника «Латинский гений», «Поль Скаррон») - /занятно в таком случае задуматься обо всём, что составляет подчас страсти по искусству в нас…- от сост./

19) (Прекрасные) образы возникают пред умственным взором поэта задолго до того, как они научаются их изображать. ( =, =, «Жан Расин»)

20) Поневоле начинаешь думать, что животному, именуемому человеком, свойственны некоторые смешные черты. Именно этим оно наиболее разительно отличается от всех прочих живых существ. ( =, =, «Ален-Ренэ Лесаж»)

21) Tradidit mundum disputationibus eorum. («Он предоставил мир своим разногласиям.») – ( =, =, «Приключения Аббата Прево»)

22) Одна и та же любовь создаёт и героев и подлецов. ( =, =, = )

23) …Будь она искренна, она напоминала бы ту простодушную девицу, которая, вздыхая, говорила: «Дети – это такая прелесть! Как жаль, что это позорно!» ( из сборника «Страницы истории и литературы», «Принцесса Клевская госпожи де Лафайет»)

24) …торжество этикета, доведённое до героизма…Иногда нужно больше мужества и больше твёрдости духа, чтобы улыбаться на балу, чем для того, чтобы улыбаться на поле сражения. (=, =, = )

25) Робость – враг любви, и болезнь эта почти неизлечима. ( =, =, «Стендаль»)

26) Правдива только легенда. ( из сб. «Литературная жизнь», Сер.5, «Эльвира.Диалог»)

27) Самонадеянная глупость – воображать, что ты создал произведение искусства, совершенно свободное от внешней зависимости. ( =, =, = )

28) …В мире существуют одни лишь фрагменты и обломки; они то и дают чутким душам представление о совершенстве. ( =, =, «Стефан Маларме. – Стихи и проза.»)

29) Откровенность – это самая антисоциальная из добродетелей. (Публицистика, речи, письма, «Избранные страницы Мультатули»)

30) Наши враги – лучшие кузнецы нашего счастья. («Письмо к издателю Альберту Лангену»)

31) Высшее искусство правления состоит в том, чтобы знать истинный час, когда терпимость становится попустительством. (ст. «Церковь и республика», гл. 3)

32) Слова не должны быть более устойчивы, чем понятия которые они отображают. («Церковь и республика, гл.8)


Рецензии