О поэтической технике Михаила Аркадьевича Светлова

               
               
тезисы выступления на собрании Литературного объединения „Источник“ 24.11.09, посвящённого памяти поэта)

1. М.А.Светлов как-то охарактеризовал себя „чемпионом лёгкого веса в поэзии“. В  этой  шутке-парадоксе  зашифровано  чётко  обозначенное  определение. Что  же  он  хотел  сказать  о  своём  творчестве?   Что его стихи легко читаются? Легко запоминаются?  Легко ложатся на музыку?  Что от его стихов становится  возвышенно легко на душе читателя? Скорее всего, всё вместе. Вопрос: как  это  достигается? Объяснение   в   известной   мере   кроется   в  его поэтической технике. Предлагаю рассмотреть его 4 стихотворения: „Гренада“ (1926), „В разведке“ (1927), „Песня о Каховке" (1935), „Итальянец“ (1943).
2. Ритм 1-ого и 3-его стихов амфибрахий, 2-ого и 4-ого – анапест. Стихи, написанные этими ритмами, приобретают раздумчивое, эпическое звучание. Чаще всего ритм изначально выбирается поэтом интуитивно и лишь потом, анализируя и оценивая свою работу, поэт может признать выбор удачным или забраковать результат. Независимо от того, выбирал ли Светлов ритмы сознательно или подсознательно, они носят эпическое звучание, в которое Светлов сумел ещё и вложить большую энергетику. Именно так его стихи воспринимаются читателем.
3. Энергетика Светловских стихов задана, во-первых, тематически: бой, атака, революционная борьба. Его стихи полны героики, романтики, жертвенности во имя правого дела. Это безотказно воздействовало на сознание современников и, прежде всего, молодёжи, тем более, что событийно было близко. Во-вторых, энергетика достигается краткостью обрисовки персонажа и окружающей его обстановки, подбором ёмких точных определений без лишних слов-балласта. Например: „Каховка, Каховка, родная винтовка. Горячая пуля, лети“. Ни одного лишнего слова. В-третьих, для стихов Светлова характерна энергетически выразительная двух- или четырёхстопная строфа и энергичная концовка фразы мужской рифмой.
4. Образность стихов Светлова. Яркие и точные метафоры, кратко, выпукло, объёмно обрисовывающие персонажи стиха в неожиданом и вместе с тем в убедительном ракурсе („бархат заката“; „слезинка дождя“; „полночь пулями стучала“ – вслушайтесь в аллитерацию: разведчики впотьмах напоролись на вражеский пулемёт; „нас обнимала гроза“; „итальянское небо, застеклённое в мёртвых глазах“).
5. Лексика. Светловские стихи написаны короткими фразами, очень простой лексикой, лишённой вычурности, с использованием, можно сказать, незатейливых, угадываемых рифм. Это делает облик персонажа и окружающую его обстановку ясными, зримыми, легко запоминаемыми, и потому понятными  и близкими читателю. Не надо забывать, что читатели Светлова тех лет, в основном, рабоче-крестьянская молодёжь. Поэт и читатель говорили на одном языке. Потому поэтика Светлова была и доходчивой, и убедительной.
               


Рецензии