Две столицы - две сестрицы
(экспресс-эссе)
С самого зарождения русского синематографа обе российские
столицы и на экране продолжили соперничество, начатое еще нашей
литературой и неоконченное и по сей день - соперничество за право
быть воспетой художником. И надо заметить, что десятая муза оказалась
к Москве более благосклонной. Это объясняется разными причинами, но
главная в том, что в 1918 году Москва вновь стала столицей,
идеологический свет ее кремлёвских звезд должен был доходить повсюду.
И поэтому в последующие годы чуть ли не в каждом третьем фильме
так или иначе возникает Москва.
Кстати, внимательный кинозритель, наверное, давно обратил
внимание на одну удивительную закономерность советских фильмов:
события в них, как правило, развивались в Москве-Ленинграде, или
в столицах союзных республик. Если и возникал на экране какой-нибудь
периферийный город, то чаще всего он носил не конкретное имя -
Ярославль, Смоленск, Астрахань - но имел некое среднестатистическое
название - вроде Зареченска или Дальнегорска. А если вы видели Сочи,
Ялту или, допустим, Юрмалу - то сюжет был явно криминальным. В этих
странностях, как видим, также обнаруживается "рука Москвы" -
"есть Москва, третий Рим, а четвёртому не бывать".
Но Москва притягивала к себе объектив кинокамеры не только
в силу идеологических причин. "Нет, у неё есть своя душа, свой язык..."
- сказал Лермонтов. Одна из первых русских кинолент - "Драма в Москве",
снята режиссером Василием Гончаровым в 1909 году, и это название,
похоже, предопределило кинематографический облик Москвы на долгие
годы вперед.
Вот еще подборка названий:
- "Тайна дома N 5" - реж. Кай Ганзен (1912 г),
- "Дитя большого города" - реж. Евгений Бауэр,
- "В омуте Москвы" - реж. Николай Ларин (оба фильма 1914 г.),
- "Жертва Тверского бульвара" - реж. Алексей Гарин (1915 г),
- "Покушение на губернатора" (1916 г, режиссер неизвестен).
Но на фоне дореволюционной Москвы снимались не только высокие
драмы, но и низкие комедии. Например, по московским улицам в 1916 году
гонялся герой комических лент Лысый. Режиссер Рейнольс снял о нем фильмы:
"Лысый влюблен в танцовщицу", "Лысый приглашен на ужин", "Лысый -
кинооператор".
В этих дореволюционных лентах Москва является еще только фоном,
но никак не "императивом". Последнее, как уже было сказано, произошло
в советские времена. И первый же из этой серии фильм, надо сказать, делал
заявку на новое предназначение Москвы. Этот фильм Льва Кулешова, думаю,
хорошо известен зрителю - "Необычайные приключения мистера Веста в стране
большевиков". Панорама Москвы разворачивается в фильме разнообразнейше и
эскпрессивно - от вокзала до подворотен, от воровских притонов до драки
на крыше на фоне сияющих куполов храма Христа Спасителя...
Но по-настоящему, на мой взгляд, столичный кинооблик приобретает
Москва в последнее время - будь то документальное кино или игровое. Верные
Москве кинематографисты, кажется, заворожены динамикой перемен древнего
града. Но открыл эту новую кинофактуру Москвы, как ни странно, роман
М.Булгакова "Мастер и Маргарита". И здесь остается только жалеть, что
фильм Ю.Кары, снятый по этому роману, так и не пришел к зрителю. (Попутно
отметим, что пролёт героини Любови Орловой в фильме "Светлый путь"
в машине над Москвой, на наш взгляд берёт начало в тексте Булгакова - это
полёт Маргариты, но "чудесным образом" трансформированный методом
"соцреализма". Известно, что Булгаков читал режиссёру фильма Григорию
Александрову и Любови Орловой фрагменты своего романа. Григорий Александров
умел слушать гениев).
В заключение добавлю, что Госфильмофонд России, подбирая
для юбилейных торжеств программу фильмов о Москве, остановился только
на 185 названиях. В список вошли лишь заметные фильмы - с дореволюционных
времён и по нынешние. И это только отечественные кинокартины. Мировая
кинематография, как известно, всё чаще устанавливает свои кинокамеры
на улицах Москвы.
Фрагмент был опубликован в газете "ВЕК" (1995 г.)
Свидетельство о публикации №110100600826
Павел Бархатов 06.10.2010 22:08 Заявить о нарушении
переферийные города (а каждый из них -
составная часть великой истории России) редко
становились в нашем искусстве самодостаточным
художественным образом, как это случилось
с Москвой, Петербургом, Киевом. Это утвердилось
с давних времён, и, как ни странно, закрепилось
в искусстве социалистического реализма. И это
в то время, когда провозглашалось, что у нас
все равны - от Москвы до самых до окраин.
Только это я и имел в виду.
Спасибо за то, что подвигли прояснить мысль.
С уважением -
Евгений Михайлович Барыкин 07.10.2010 18:46 Заявить о нарушении