Обри Бердслею - Посвящение

ОБРИ БЕРДСЛЕЮ
английскому художнику

Жил был молодой музыкант.
Он любил рисовать пером
Вычурных линий  такт-
Неожиданных  поз  излом.

Тщательно  он  скрывал,
Что талант  не  дает  покоя.
Он  с  фантазией  воспарял,
И  с  музыкой,  и  с  душою.

Черной  тушью  он  пел
На  листах  бумаги. С  свечами-
Так,  чтобы  тени - без  пробел-
Мыслям  его  отвечали.

И  родилось  у  него
Видение - в  новинку-
Черно - белое, как  кино-
Иллюстраций  картинки!

Он - новатор. Он - лицедей!
Он   увидел, понял,  воспел!
Только из  жизни  болезнь
Утянула его  легко...многое не  успел!

25 лет - и  больше  ему  не дано!
И  не  знает, что  свет  его - не  погас.
Не  утратил  Мир  интерес - давно
К  тонким  и  чутким  изгибам

Имеет  заказ.  Потому - и  везде
В  книгах,  журналах - кино
Старое - новое - смесь.
Твое продолженье - Лицо!
Миру Воспетому -Песнь!
****


*
И тему продолжил автор:Сергей Кузнецов 32,
http://stihi.ru/2020/04/12/4238
*****
По чёрным линиям рука...
Сергей Кузнецов 32
Источник вдохновения:
Натали Ривара: «Обри Бердслею - Посвящение»
http://stihi.ru/2010/10/03/5692

По чёрным линиям рука
Проводит, мягко обнажаясь;
Манжеты ткань издалека
Смеётся, вверх перебираясь...

И громко кашляет душа,
Как от работы зажигаясь:
Рисунки чтут через века,
Его искусству поражаясь...

Художник медленно встаёт;
Печаль – веселая гримаса...
Обри Бердслей – его зовёт
Искусствоведческая масса.

Он рано в мир иной уйдет,
Изгой общественного класса.
И графикой его вздохнёт
Вся человеческая раса!

12.04.2020

: Сергей Кузнецов 32, 2020

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
* Бёрдслей, Обри
.....
.........................Материал из Википедии .........— свободной энциклопедии
.....
Обри Винсент Бёрдсли
Aubrey Vincent Beardsley
 *****
Дата рождения 21 августа 1872[1][2][…]
Место рождения Брайтон, графство Суссекс
.....
Дата смерти 16 марта 1898[1][2][…] (25 лет)
Место смерти Ментона, Франция
..........
Учёба
Westminster School of Art[d]
*****
О;бри Ви;нсент Бёрдсли (Бердслей)[ (англ. Aubrey Vincent Beardsley;
(21 августа 1872, Брайтон, графство Суссекс — 16 марта 1898, Ментона, Франция) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.

Содержание
1 Детство и юность
2 Взрослая жизнь
2.1 Личная жизнь
2.2 Последние годы
3 Смерть
4 В массовой культуру
*****Детство и юность[править
Обри Бёрдсли родился в семье Винсента Пола Бёрдсли,
 чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, которая происходила из семьи врачей. Несколько поколений в семье отца
страдали от туберкулёза.

В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз.

Кроме того, легкомысленный отец вскоре после свадьбы промотал все семейные деньги и, так как он из-за болезни не мог заниматься постоянным трудом,
 матери, которую Обри боготворил, пришлось зарабатывать на жизнь работой гувернантки с преподаванием музыки и французского языка.
В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант.
При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.
После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков.
В Покинув школу, Обри сначала поступает чертёжником в студию одного лондонского архитектора, а в возрасте семнадцати лет определяется на службу клерком в лондонское страховое общество «The Guardian Life and Fire Insurance».
Однако службу и любительские спектакли приходится бросить: осенью юноша начал кашлять кровью. Именно в это время из всех видов искусства Бердслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Фредерика Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса, который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом. Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается талантливым самоучкой.

Портрет Обри Бёрдсли работы Жака-Эмиля Бланша, 1895
Взрослая жизнь[править | править код]
Обри дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Обри Бёрдсли в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей», как писал о нём современник.
***Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».
**Одной из отличительных черт его работ являлась утончённая эротичность.
Критик Сергей Маковский, который одним из первых открыл Бёрдсли русской публике, описал их в своём эссе:
...Как цветы, взлелеянные рукой знатока в стеклянных оранжереях с искусственной влагой (…) отрава слишком тонких курений и слишком изысканных форм.
...Поэтому часто существовало два их варианта: первоначальный и утверждённый цензурой. По той же причине обыватели часто воспринимали его неадекватно: «сеятелем общественного разврата», гомосексуалистом и соблазнителем собственной сестры Мейбл.
ВСознавая это, Бёрдсли неоднократно замечал, что «У французских полицейских существуют серьёзные сомнения относительно моего пола». И тут же добавлял, что все сомневающиеся «могут прийти и убедиться в нём лично» — впрочем, это было ответом на статью в газете «St. Paul», полную грубых намёков. Но он с восторгом говорил о художниках и писателях, совершенно враждебных его устремлениям. В 1894 году Обри становится художественным редактором журнала «Жёлтая книга» (англ. «The Yellow Book»), который приобрел популярность как сборник работ талантливых писателей, поэтов, художников, преимущественно гомоэротической направленности. Член клуба гедонистов, один из «королей дендизма», носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он культивировал скандал. Он произошёл, тесно связанный с трагедией Оскара Уайльда. Когда в 1895 году, обвинённый в гомосексуальной связи, он отправился в тюрьму, то взял с собой какую-то книгу жёлтого цвета. Комментировавший это журналист по ошибке написал «the yellow book» вместо «a yellow book». Для викторианской Англии этого хватило, чтоб закрыть издание. Так Бёрдсли остался без средств к существованию.
********
********

Личная жизнь[править | править код]
Ничего не известно о романтических связях Бёрдслея, о его отношениях с мужчинами или женщинами. Гостиную Бёрсдлея, увешанную японскими эротическими эстампами, посещали известные своей нетрадиционной сексуальной ориентацией Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей. К тому же кругу принадлежал и поэт-теоретик Марк-Андре Раффалович, чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году. Слабое здоровье художника способствовало замкнутости в мире чистого искусства. Ходили слухи о том, что у сестры Мейбл был выкидыш от Обри[6]. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдсли немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства».
Последний год
С 1894 по 1896 год (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается — и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895). Сначала Обри думает о том, как бы выздороветь, потом — как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, — прожить ещё хоть один месяц. Раффаловичу он писал в это время:
Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…
31 марта 1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получает то, о чём страстно молил: ещё год жизни. За это время он создал цикл иллюстраций к комедии нравов «Вольпоне» Бена Джонсона, которые ознаменовали собой начало нового стиля. В это время он постоянно перечитывает произведения Блеза Паскаля и пишет Раффаловичу:
Он [Паскаль] понял, что, став христианином, творческий человек должен принести в жертву свой дар, как Магдалина жертвует своей красотой.
Смерть
Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря. Уже прикованный к постели, он в письме заклинал своего друга-издателя Леонарда Смитерса «уничтожить все экземпляры „Лисистраты“ и неприличных рисунков и гравировальные доски к ним». К счастью, эта просьба не была исполнена. 16 марта 1898 года в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям, Обри Винсент Бёрдсли скончался. На смерть художника Алджернон Суинберн написал это стихотворение (перевод выполнен И. А. Евсой):
«
Возвратись к нам — хотя бы во сне, —
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, —
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух.
»

В массовой культуре[править | править код]
«Обри (Aubrey)» (1982) — эпизод британского телесериала BBC2 Playhouse телерадиокорпорации BBC, снятый по сценарию Джона Гилберта. Сюжет посвящен периоду жизни Бёрдслея (в исполнении актёра Джона Дикса) с апреля 1895 года, когда после ареста Оскара Уайльда и закрытия «Желтой книги», художник теряет средства к существованию и умирает от туберкулеза в 1898г.
***************************************
***********************************************************
*************************************((

История Обри Бердслея: как страховой агент стал скандальным художником

**
Он прожил короткую, но блестящую жизнь.
 Юноша из хорошей английской семьи, прославившийся своими дерзкими выходками и эротическими рисунками. Самый изысканный из художников модерна. Самый гениальный график в истории английского искусства. Сегодняшний выпуск арт-колонки посвящен истории художника Обри Бердслея.


Неизлечимо больной

Конечно, все мы в курсе, что когда-нибудь умрем. Но нам вечно кажется, что это все случится еще очень не скоро. Художник Обри Бердслей по этому поводу не питал никаких иллюзий. Когда мальчику было семь лет, врачи обнаружили у него туберкулез. Обри и его семья были поставлены перед фактом: долгая и счастливая жизнь мальчику не светит. Но Бердслей не унывал – за отведенные ему пару десятилетий он сумел сделать столько, сколько иные не успевают и за сотню лет.
Свой первый художественный заказ он получил еще девятилетним мальчишкой. Бердслей делал на заказ копии рисунков и оформлял карточки для рассадки столов на свадьбах.
А в школе талантливый мальчишка развлекал одноклассников смешными шаржами и карикатурами с изображениями учителей. Обри не только отлично рисовал, но и писал стихи и сочинял музыку. Все пророчили ему великое будущее. Однако у его родителей не было денег, чтобы заплатить за учебу сына. Бердслею пришлось бросить школу и отправиться работать обыкновенным клерком.
*****
Страховой агент

Теперь Бердслей проводил целые дни в страховой конторе: в его обязанности входило оформлять документы клиентам, желающим застраховать свое имущество от пожара. Что может быть дальше от столь любимого им высокого искусства? Не удивительно, что Обри страшно скучал и постоянно делал ошибки. Единственное, что хоть как-то скрашивало его рабочие будни – рисование.
Как когда-то в школе, Бердслей рисовал карикатуры на клиентов и сослуживцев. Однажды он так увлекся, что сделал рисунок прямо на каком-то важном документе.
*****Однажды он набрался смелости и принес свои рисунки на суд одному из самых известных британских художников – Эдварду Берн-Джонсу.
Эта встреча стала для Бердслея поворотной. Берн-Джонс пришел в полный восторг: «Природа дала вам дар, необходимый, чтобы стать великим художником, – сказал он Бердслею. – Я редко… нет, никогда не советую делать из живописи профессию, но вам не могу пожелать ничего другого».
Отныне Берн-Джонс стал принимать живое участие в его судьбе. Благодаря его протекции Бердслей оказался в художественной школе и тут же начал получать заказы от книгоиздателей.
Бердслей с удивлением обнаружил, что работа иллюстратора оплачивается гораздо лучше, чем унылый труд страхового агента. Он немедленно уволился из ненавистной страховой конторы и полностью отдался любимому делу.
***Дела пошли в гору: его иллюстрации пользовались большим успехом, и из никому не известного самоучки из страховой конторы он превратился настоящего художника. ***Бердслей пользовался у издателей бешеной популярностью. Он с легкостью варьировал свой стиль от средневековой манеры до японских гравюр или современных шаржей.
***
Скандалист

Бердслей был настоящим забиякой. Любовь к карикатурам и забавным картинкам не раз оборачивалась для него грандиозными скандалами.
Однажды в Англии был объявлен конкурс на дизайн для новой монеты. Бердслей воспользовался ситуацией и сделал серию издевательских эскизов с изображением современных художников и …самой королевы Виктории! Шарж на королеву естественно был немедленно запрещен цензурой, но это не остудило пыл Бердслея.


Самым громким и одновременно самым изысканным скандалом в истории английского искусства стала серия иллюстраций Бердслея к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда. Как известно, Уайлд превратил библейскую историю в страстный рассказ, изобилующий эротическими символами. Бердслей создал к этому тексту 16 черно-белых иллюстраций, которые не уступали в своей чувственности смелым фантазиям писателя. Но если в тексте Уайльда все было серьезно и страсти кипели самые что ни на есть настоящие, то озорник Бердслей перевел все в шутку. Обнаженные прекрасные героини «Саломеи» соседствовали на его рисунках с комичными сладострастными уродцами, а в изысканные орнаменты то и дело вклинивались скрытые непристойности. Накануне публикации все издательство буквально под лупой разглядывало принесенные Бердслеем рисунки, чтобы не пропустить запрятанного в драпировках фаллоса.
В итоге большую часть иллюстраций художник вынужден был сделать более целомудренными.
Когда это издание «Саломеи» наконец увидело свет, то критики буквально обрушились на иллюстрации Бердслея. Его тут же объявили ниспровергателем моральных устоев, шутом и паяцем. Сложно было понять, кого на самом деле высмеивал художник: текст Оскара Уайльда, викторианскую мораль или само чопорное английское общество? Так или иначе иллюстрации к «Саломеи» стали самым обсуждаемым событием в английской культурной жизни, а их автор – самым популярным графиком в Британии.
Суперзвезда

Впрочем, иллюстрации к «Саломее» были еще цветочками. Вслед за изданием текста Уайльда Обри Бердслей решился на собственный проект. Он становится художественным редактором роскошного альманаха под названием «Желтая книга». Альманах собрал под своим крылом самых резких и свободолюбивых современных писателей и художников конца XIX века. На обложке альманаха красовался рисунок Бердслея с пышнотелой женщиной в маске, который критики и журналисты сочли ужасно вульгарным и пошлым. Мнения разделились: одни считали «Желтую книгу» настоящим произведением искусства, а другие – отвратительной издевкой. Равнодушных не было. В год выхода альманаха Обри стал персоной номер один во всех светских собраниях Лондона.


Самому Бердслею шумиха вокруг его персоны доставляла скорее удовольствие, чем беспокойство. Склонный к театральным эффектам Обри наконец-то оказался в центре всеобщего внимания, пусть и с помощью серии скандалов. Заказы (а значит, и деньги) потекли к нему рекой – все издатели хотели заполучить ниспровергателя основ, того самого Обри Бердслея, в качестве иллюстратора. Так художник достиг славы в 22 года.
Отверженный

Но вместо хэппи-энда Бердслея ждал еще один скандал, на сей раз не столь блистательный. В 1895 году его близкого друга Оскара Уайльда обвинили в связи с юношами и отправили за решетку.  По роковому стечению обстоятельств момент ареста в руках у Уайльда была книга в желтой обложке, который все приняли за альманах Бердслея «Желтая книга». Известный своими разнузданными работами Бердслей тут же стал в глазах общественности не только смелым озорником, но и настоящим преступником (в 1895 году в Британии были законодательно запрещены отношения между мужчинами).

Обри Бердслей автопортрет
Хотя никаких доказательств любовной связи между Оскаром Уайлдом и Обри Бердслеем не было (как не было, скорее всего, и самой этой связи), Бердслей поплатился перед обществом сполна. Его выгоняют из им же созданного альманаха «Желтая книга» и перестают предлагать крупные заказы. Волей-неволей Бердслей меняет стиль своих рисунков, и на место саркастического искусства приходят нейтральные орнаменты.
Католик

Шумиха вокруг Уайльда мало-помалу улеглась, и Бердслей вернулся к работе. Но пережитые им потрясения не прошли даром. Казалось бы уснувший туберкулез снова дал о себе знать – приступы кровотечений следовали один за другим. Одно легкое было практически полностью разрушено, и Обри понимал, что конец близок. «На моем пороге стоит смерть. Но это не имеет значения» – говорил художник.
В последние месяцы художник пытался забыться с помощью работы, он хватался за любую возможность – делал обложки, серии рисунков, иллюстрации. Перед самой смертью Обри Бердслей, известный хулиган и нарушитель моральных принципов, принял, возможно, самое дерзкое решение в своей жизни. Он стал католиком. Светские вечеринки и эротические иллюстрации сменили распятия и молитвы. Перед самой смертью Бердслей написал своему издателю письмо, в котором умолял уничтожить все его «неприличные рисунки». Но его последняя воля так и не была исполнена. Гениальные рисунки Бердслея стали достоянием истории.
Еще больше об английском искусстве: t.me/zimamagazine
 ********************************
*********************************

************************
************************


Рецензии
Натали , Великолепно ! Работа, требующая внимательного изучения и творческой самоотдачи ! Браво Автору !

По чёрным линиям рука
Проводит, мягко обнажаясь;
Манжеты ткань издалека -
Смеётся , вверх перебираясь...
И громко кашляет душа ,
Как от работы зажигаясь -
Рисунки чтут через века,
Его искусству поражаясь...

Художник медленно встаёт;
Печаль - веселая гримаса...
Обри Бердслей - его зовёт
Искусствоведческая масса .
Он рано в мир иной уйдет -
Изгой общественного класса.
И графикой его вздохнёт -
Вся человеческая раса !


Сергей Кузнецов 32   11.04.2020 22:09     Заявить о нарушении
Сергей!
Блистательно!
На одном дыхании!
Рада!
Предлагаемое Вами — для памяти
О Милом Мастере, Музыканте —
Войдёт в сокровищницу
Литературных посвящений!

Натали Ривара   11.04.2020 23:07   Заявить о нарушении
Натали ! Я очень рад , что Вам понравилось.
Вам спасибо огромное за чудесную работу !

Сергей Кузнецов 32   11.04.2020 23:14   Заявить о нарушении
Сергей!
Выставляйте Ваше стихо про Бердслею и я помещу его к своему стихо
Натали

Натали Ривара   12.04.2020 10:44   Заявить о нарушении
Натали, выставил !

Сергей Кузнецов 32   12.04.2020 11:19   Заявить о нарушении
Сергей!
Не нашла
Название или ссылку,
Дайте, пожалуйста!
Натали

Натали Ривара   12.04.2020 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.