Вымыслы, домыслы, умыслы. 3
*Крест гения – каждодневная, упорная, непосильная для простого смертного работа мысли. Гений выбирает сам, во что эту мысль облекать – в камень ли, в мазок кисти, в звучную ноту, в слово. В этом смысле гениальность – в наивысшей степени реализованное право выбора человека. Гений никогда не будет жить для того, чтобы пожрать, попить, сладко поспать, одолеть ближнего своего в борьбе за более высокую иерархическую ступень…
*…Учась на глупости других, еще можно чему-то научиться, но на собственной – никогда, ибо глупость есть не отсутствие ума, а это такой ум, его особое состояние, отторгающее сам метод обретения познания…
*В эпоху динозавров не существовало зависти, поскольку все ее обитатели были одинаковы по интеллекту. Зависть – типичное порождение человеческого ума, который может быть изощренным и наивным, злым и добродетельным.
*С мудростью у нас вообще произошла полная подмена понятий. Сегодня мудрым называют человека, который не достоин столь звучной, значимой характеристики. Умен, и свой ум умело обращает в личную выгоду, всем стремится понравиться, ни с кем не конфликтует. Это портрет типичного социального приспособленца, не лишенного зачатков интеллекта, но никак не мудреца, который никогда не был любимцем публики. Скорее, наоборот, его можно было бы назвать изгоем. Он не боялся выказывать собственные суждения, отличные от общепринятых взглядов и точек зрения, причем это была отнюдь не внешняя форма протеста, а нечто, основанное на глубоких познаниях. И в этом смысле мудрец был абсолютно свободен. Таких людей окружение начинало, как правило, ценить уже после их ухода. При жизни правда, брошенная в лицо, резала глаза, и это очень не нравилось широкой публике. А после смерти мудреца грешные мысли, которые гораздо чаще произносились, нежели публиковались, облекались в увесистые тома. Любой сноб мог поставить внушительный фолиант на полку, а при случае, сидя в веселой застольной компании, даже бросить две-три цитатки из него, чтобы, значит, возвыситься над всеми остальными…
*…Когда две озверелые толпы идут стенка на стенку и, кажется, что не избежать большой крови, мудрецом будет тот, кто, рискуя быть затоптанным, встанет между ними и остановит словом истины, а вовсе не тот, кто, следуя мудрости в ее современном искаженном понимании, предпочтет отсидеться в стороне, чтобы потом, когда уже будет поздно, громко из-за угла кричать о том, как же все таки омерзительны вражда и человеческая ненависть…
*…Подлинные мудрецы, вопреки расхожим представлениям о том, что они не умеют жить, живут как раз по-настоящему, четко своим подвижничеством обозначая грань, отличающую человека от обезьяны, мнимые же при этом научились только выживать, приспособившись к жестоким законам современной урбанистической природы, в которой естественный отбор был заменен искусственным, только и всего…
*…Сегодня философа, не имеющего «дружественной ноги» или, более того, родоплеменных отношений в системе массовой пропаганды, назовут занудой и путаником, но, скорее, сумасшедшим. Никто из редакторов не будет читать его откровений, если он не добился статуса «востребованного фактора» путями, лежащими далеко в стороне от той столбовой дороги, которую сам себе когда-то избрал. «Востребованность» – главная категория восприятия личности в современном либеральном обществе, когда не человека поднимают до уровня универсального познания и понимания им культуры, в частности, а низводят этот уровень до самого что ни на есть невзыскательного потребителя чтива и зрелищ, сколь шумных, столь же и пустых и никчемных.
*Понятие «Востребованность» давно у нас подменило осознание «необходимости». Пушкин и Толстой необходимы обществу, даже если кому-то не по нраву нарочитая легкость одного и выспренние длинноты другого. Без них, как и без многого другого, сравнимого с ними по значению, оно будет деградировать до тех пор, пока не выродится до состояния стаи (для агрессивного меньшинства) или стада (для всех остальных, кого будут, в лучшем случае, постоянно подминать под себя, а в худшем – истреблять). А вот эстрадная певичка или, скажем, визажист, выдвинутые сегодня на авансцену культурной жизни, ему – этому самому обществу в целом и каждому его индивиду в отдельности – совершенно не нужны. Без них оно будет даже лучше. Но основная людская масса в течение последних двадцати лет обучалась исключительно искусству потребления (заметьте, «потребление» и «востребованность» – слова однокоренные), что не просто не подразумевает необходимость думать, чувствовать, сопереживать, но полностью отрицает ее.
*«Востребованность» бывает тем выше, чем интенсивнее раскрутка ее «приобретателя» той же массовой пропагандой. Поэтому настоящий мудрец обретет дар востребованности в самую последнюю очередь, то есть никогда. Можно себе представить, сколько искрометных талантов, истинных творцов в различных сферах искусства и познания, не имея этой самой раскрутки, сгинула в стремительном потоке планетарной культурной смуты конца XX – начала XXI столетий…
*Что такое наша интеллигенция сегодня. Эта бесконечная очередь из безошибочно узнаваемых лиц, которая выстроилась в Кремль за чинами и орденами. Она – саркома плотная соединительная ткань, разновидность рака, злокачественная опухоль, стремительно развивающаяся в мышцах и костях, в нашем случае, вопреки своей изначальной природе, медленно разрушающей нашу культуру и общество в целом. Этот «интеллигентский сгусток» давно уже стал «вещью в себе». Он слоист, как пирог, нет, даже скорее, как осадочная горная порода, которая не пропускает сквозь себя ничего чужеродного, препятствуя проникновению в интеллектуальную и культурную среду свежих мыслей, плодотворных идей, новых талантов…
*…В обществе, причем это наблюдается не только во всемирном масштабе, но и во всевременном, всегда ощущался дефицит мысли.
*Плодотворная мысль с печатью гениальности, что само по себе есть выстраданная и высказанная истина, никогда не была предметом купли-продажи. Она выдавалась человечеству бесплатно в виде аванса в надежде, что оно когда-то поумнеет.
*…Когда негодяй или пустомеля советуют мне: будь мудр! – я понимаю, что мое место мудреца в этом мире уже занято ими…
Свидетельство о публикации №110092604388