Стих дня. Олег Русич. 21. 09. 10

http://www.stihi.ru/2010/09/06/2943

===========================================================

Не прогоняй

Сыро.
Хмельные листья ищут себе постель.
Трудно поверить: их до весны не будет.
Дождь на асфальт пролил мутную акварель,
холст превращая в окоченевший студень.

Знаешь, я тоже пьян и ненавижу ложь.
Как и другие вечно бегу куда - то .
Можно, зарывшись в шелест твоих волос,
спрятать лицо от мокрого листопада?

Это неправда, что стал я тебе чужой.
Может и черствый, может и безразличный.
Не прогоняй. Я , наверное, мертв душой,
раз до сих пор один?
Впрочем, уже привычно.

Олег Русич   07.09.2010


Рецензии
Доброго времени, Олег!

- "Окоченевший студень" - сомнит. образ. Студень - от "остудить", т.е. студень и так окоченевший по этимологии своей
:)
- Как и другие вечно бегу куда-то - две претензии: после "другие" нужна запятушка.
И ещё:
найдите сами комичное слияние, подобное архетипическому: "Не руби лихую голову"
:)
Подскажу: почто на "других" каками ругаться? (Как\и\другие)
:)
- шелесТТвоих - не очень удачный фрагмент с т.з. русской орфоэпии (одно Т не прочтётся вслух)

- "мёртв душой" - штамповато.
- асфАльт прОлил - неудачный фрагмент по двум основаниям: ритмика(два ударения подряд) и скопление аж 4-х согласных на стыке слов: ЛТПР.

- Ритм.рисунок вельми разболтан:

Хмельные листья ищут себе постель

-1-1-1--1-1

Дождь на асфАльт прОлил мутную акварель,
1--11-1--1-1

Знаешь, я тоже пьян и ненавижу ложь
1-1--1---1-1

Можно, зарывшись в шелест твоих волос,
1--1-1--1-1

Это неправда, что стал я тебе чужой
1--1--1--1-1

Не прогоняй. Я, наверное, мертв душой,

1--11-1--1-1

(по ритморисунку посл. строки акцентуется частица НЕ (нЕ прогонЯй), что не оч.хор.с т.з русской акцентологии. Служебн. ч.р НЕ АКЦЕНТУЮТСЯ в потоке речи. Служебные -это предлоги, частицы, союзы)

О смысле не стану, однако финал: "уже привычно" - разочаровывает. Кода стихотворения должна мощным аккордом ударить по нервам читателя. Ведь Ваше стихотворение - глубоко интимная, сокровенная лирика. На мой взгляд, Ваш финал, Олег, делает стихи вялыми. Зачин был более выразительным:

Хмельные листья ищут себе постель (это самый удачный образ в стих-ии). Образ, пожалуй, изобретённый Вами. Изобретение образа - признак новаторства, без которого стихи вторичны.

А дальше идёт неточность, очень досадная, которая заставлет "не верить автору". Листьев-то, ЭТИХ ЛИСТЬЕВ - в природе ждёт "НИКОГДА". А у автора,всего лишь, "ДО ВЕСНЫ".
Ну и в чём "трагедь"? Эка, до весны переспать в виде почек, потом вновь расцвесть...
Почувствовали, Олег, где подвох? НИКОГДА и ДО ВЕСНЫ?
Во второй строфе:

Знаешь, я тоже пьян и ненавижу ложь.
Как и другие вечно бегу куда - то .

Не хватает запятой (после слова "другие")

По смыслу: как из ненависти ко лжи вытекает "бег куда-то"? И как из всего этого - из бега и ненависти ко лжи - вытекает шелест волос и зарыванье в них лирического героя "от листопада"?

Последняя строфа кажется мне вообще провальной в смысловом отношении. А ведь это - кода! Она должна быть хлёсткой и безупречной. Именно она делает стихотворение. Именно она, психологи доказали, остаётся (если заслуживает того) в восприятии Читателя.
Если стал "чёрствый и безразличный", то почему "неправда, что чужой"?
Как раз очерствевший и безразличный - чужой в противовес нежному и любящему... Набор не вполне связанных слезоточивых образов.
Но первая строка хороша!
Остальное к ней подтянуть - и будут стихи. Уверена.
Шлифаните стихи, Олег. Они того стоят.
ООООчень имхую.
:)

Наталья Малинина   22.09.2010 03:58     Заявить о нарушении
Наконец - то дождался настоящей критики.
И что особенно ценно - от уважаемого мной автора.
Здравствуйте, Наталья. Спасибо за полный разнос( улыбаюсь при этих словах!)
Согласен со всем, на что Вы предлагаете обратить внимание.
Что поделаешь, значит уровень моего мастерства достаточен для написания хорошей первой строки, но слаб - для составления по последующей конструкции.
Конечно,"студень" не может быть окоченевшим(ранее был "обледенелым"), "шелест" - красивое слово, но далее по тексту идет "твоих" (помню, некогда при разборе другого текста , Вы уже
остужали меня упоминанием " преломления строки " в связке " твоих " с существительным), здесь помяну добрым словом Н. Ю. Иванову , посоветовавшую найти синоним для данного словосочетания к слову "пряди".
"Никогда " - хмм, подумаю. Вначале так и было. Смутило, не менее архетипическое " никогда не говори никогда" . По сути , доля истины в Ваших словах есть :именно этих листьев уже не будет. Но ведь будут другие листья. Можно ли говорить столь однозначно о листьях в целом?
"Мертв душой" - штамповато (с) - не приемлю такого термина. Штаповать - в моем понимании, это, как бы, повоторяться, использовать устойчивые фразы, сказанные ранее другими умами прошлого. К сожалению, знание литературы - для меня нечто расплывчатое, далекое, чем похвастать был бы рад, но это будет неправдой.
"АсфАльт прОлил" - ??? Почему Вы ударение в глаголе ставите на первый слог?
Насчет рисунка. Не могли бы Вы более просто объяснить, в чем вы видите его разболтанность ? Где?
Честно говоря, все эти черточки, циферки для меня такая белиберда, что я теряюсь в поисках шифра.

В любом случае, рад, что Вы нашли время для подробного разбора. Еще раз выражаю свою признательность.

Русич 2   22.09.2010 06:51   Заявить о нарушении
Олег, даже если ударять "пролИл" - получим ритмич. коряжку(два ударения подряд) "пролИл мУтную"


Наталья Малинина Избранное   22.09.2010 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.