Психоделический текст, что это такое...
Психоделические опыты получили широкое отражение в
современном искусстве, породив понятия «психоделическая
музыка», графика, литература, кино.
Википедия
......В данной статье нас будет интересовать психоделическая литература, текст, стихотворение. При кажущейся древности данного вопроса до сих пор нет ни одного чёткого определения, примера, объясняющего, что же это такое.
......В 60-70-х годах прошлого века можно было смело утверждать, что пси-текст это текст, написанный человеком под воздействием психоделиков (наркотических веществ). Однако очень скоро многие авторы сообразили, что под этой маркой можно продвигать (реализовывать) собственные произведения, удовлетворять личные творческие амбиции и для этого совсем не обязательно подсаживаться на иглу, а достаточно употребить при создании своих полотен некий набор «инструментов», чтобы текст имел признаки, позволяющие в последствии утверждать, что созданное есть не что иное, как психоделика высшего сорта.
......Уже давно никто не «сводит понятие «психоделии» исключительно к наркотикам, так как «расширение сознания» и связанные с этим ощущения могут быть достигнуты и без применения психоактивных препаратов через использование холотропного дыхания, сенсорной депривации или депривации сна и различных форм медитации а также некоторыми из психологических и духовных практик, предлагаемых религиями, некоторыми формами психотерапии и альтернативной медицины, оккультизмом, мистицизмом, эзотерикой, философией нью-эйдж и др. НО! И в этом дополнении есть существенный изъян. В нём говорится о том, в каком состоянии должны быть написаны пси-тексты, а не о том, какое влияние сами тексты должны оказывать на читателя. По сути пси-текст так и остаётся текстом, написанным в состоянии психоделического транса (объединяющим в себе и возможное наркотическое состояние).
......Однако в настоящее время всё выглядит примерно так: Рабочий стол, компьютер, за которым сидит вменяемый человек, разве что расширивший свои кровеносные сосуды рюмочкой хорошего коньяка и конвертирует творческий порыв в некий текст, который уж очень хочется назвать психоделическим (а как ещё отличиться от аналогичной пишущей братии).
Грустно, если мотивация только в этом.
Муза им судья.
......Но, тем не менее, тема обозначена, и вопросы никто не снимал:
- можно ли написать психоделический текст, не входя в психоделический транс?
- есть ли примеры таких текстов?
- есть ли примеры таких текстов в прошлых периодах развития Русской литературной традиции?
- какими отличительными признаками должен обладать такой текст?
- какими знаниями должен обладать автор, чтобы написать такой текст?
......В первой части ограничимся ответом на первый вопрос, а именно:
- Не входя в психоделический транс можно написать психоделический текст.
----------------------------------------------------------
......Мысли других авторов, которые мне близки и которые будут дополнены (получат дальнейшее развитие) в следующих частях данной статьи:
------------
......«… психоделику, … следует осмыслить как статус произведения, как риторический модус (так как она, по сути дела, строится как сложный троп - в неразрешимом напряжении между двумя значениями). При таком подходе психоделика оказывается приемом, трансформирующим любой артефакт изнутри, овладевая им и навязывая ему свои собственные свойства и законы (каноны)»
......«… психоделический ландшафт определяется типологической разницей, образующей якобы две действительности, принципиально разные, но связанные друг с другом, сосуществующие в одном пространстве – человеке»
.....................................Томаш Гланц «Психоделический реализм. Поиск канона» Опубликовано в журнале: «НЛО» 2001, №51/ http://magazines.russ.ru/nlo/2001/51/glanz.html
-------------
......«Я понимаю психоделику как ПОДАЧУ ИНФОРМАЦИИ ПО N КАНАЛАМ, при этом информация каждого канала сама по себе воспринимается как ИСТИННАЯ, но информация разных каналов ПРОТИВОРЕЧИТ друг другу.»
.....................................Владимир Кочетков «От психоделики к пикоделике - некоторые цитаты.: литературный дневник» http://stihi.ru/diary/masterklass/2010-02-10/
-------------
......«…психоделическая эстетика имеет дело с такими художественными произведениями, которые конструируются (не точно) на основе сдвигов и измененных состояний сознания автора, но это вовсе не значит, что они действуют таким же образом на зрителя/слушателя/читателя.
......Каков же механизм, ведущий к достижению изменённых состояний? Да, при рассмотрении музыки это становится понятнее и легче. Там есть физическое колебание воздуха определённых частот, амплитуды и ритма, там нет слов (если это не попса), а повторяющиеся ритмические рисунки способны вполне оказывать гипнотическое воздействие на слушателя, минуя выстраивание сознанием образа как промежуточного звена (браво Авину). Нечто подобное можно сказать и об изобразительном искусстве: линии, цветовые пятна, их чередование»
.....................................Алексей Дроздов «Психоделика - это народное достояние» http://stihi.ru/2008/12/15/2221
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Психоделический текст в Русской литературной традиции
«Казнить нельзя помиловать»
......Выражение из эпиграфа – самый показательный психоделический текст. Если вы помните, персонаж мультфильма, то за очень короткий промежуток времени он побывал в состоянии панического ужаса (оторопи) и уже через мгновение испытал радость. Вот Вам и ИСС, закон Запятой, два абсолютно разнесенных информационных канала (нельзя помиловать/нельзя казнить). Вероятный автор данного выражения, смею предположить, не был обкуренным в момент его написания. Т.е. мы видим некое формальное разделение текста знаком препинания, приведшее к пси-эффекту.
......Уильям Берроуз (чьи тексты относят к психоделическим) тоже не был обкуренным, когда писал, в им созданной технике cut-up «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс» и т.д. («Суть метода (нарезок) писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую - личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга.»), т.е. Берроуз для создания психоделического эффекта пользуется последовательным чередованием трёх информационных систем, постоянно повторяющимися «цветовыми пятнами», «логическими рисунками».
Есть ли что-то похожее в Русской поэзии?.. (Есть, но об этом чуть позже)
Свидетельство о публикации №110092102475
Анигилируя мгновенья жизни в прах,
Пульсирует над бездной вещий пар...
Горит витражных крыльев взмах -
Садится бабочка и пьет психоделический нектар...
Татуированная бабочка.
Спасибо за внимание , стихи ваши увлекают.
Ольга Федорук 30.01.2012 22:47 Заявить о нарушении