Тех и этих жалко

Хвалилися гайдамаки, на Умань идучи:
Будем драти, паны-браты, з китайки онучи!
Описал Тарас Шевченко гайдамаков планы.
Шёлковым путём возили из Китая ткани.

Умань взяли, перебили всех жидов и ляхов.
За онучи? Нет, за веру нагоняли страха.
Войска шлёт царица много, кару душегубам.
Вешают их вдоль дороги, головы им рубят.

Люди долго тихи с виду, но терпенье рвётся.
Долго копятся обиды, кровь потом прольётся.
Те и эти виноваты – перегнули палку.
Разрушенья в результате, тех и этих жалко!

***
Брацлавское движение хасидов возникло более 200 лет назад. Его основал раби Нахман из Брацлава (1772-1810) – потомок основателя хасидизма Баал Шем Това. Существует несколько объяснений, почему брацлавские хасиды направляются в Умань именно накануне иудейского Нового года. По самой распространенной среди ортодоксальных евреев (хасидов) версии, раби Нахман обещал "грядущий мир тому, кто придет помолиться в Рош-а-Шон на его могилу". Согласно традиции Брацлавского хасидизма, Рабби Нахман неоднократно выражал свое желание быть похороненным на еврейском кладбище в Умани. Этот город он считал особым, так как во время восстания гайдамаков, вошедшего в историю под названием "Колиивщина" (1768 год), в Умани было убито, по различным данным, от 2 до 12 тысяч скрывшихся от восстания в городе поляков и евреев.
Украинцы подняли восстание против «хулителей православной веры - ляхов и жидов». Их возглавил Железняк, будто бы получивший от Екатерины II «золотую грамоту», предоставившую ему право уничтожать поляков и евреев. Гайдамаки обложили город, и тут произошло предательство: отряд присягнувших Польше казаков под командованием сотника Ивана Гонты, перешёл на сторону восставших. По свидетельству одного из летописцев «…вместо сражения началось братание и резня. Екатерина II послала на усмирение, по её собственному выражению – «душегубов» - российские войска. Железняк и Гонта были схвачены. Максима Железняка, как российского подданного сослали в Сибирь. Семьсот гайдамаков были повешены вдоль дороги Умань – Львов. Гонту, как предателя Польши, передали в руки поляков, которые его пытали и затем подвергли средневековой казни.   


Рецензии