Принцип Высший - в человеке. Часть 2

      (Гуру – Н.К.Рерих). Принцип постоянства и неотступности приходится особенно упорно применять в процессе преодоления ветхого человека в себе. Одно усилие не даст ничего. Нужен целый ряд постоянных повторных усилий, продолжаемых до тех пор, пока нужное качество крепко не утвердится в сознании. Слишком сильно планетное неблагополучие, и от современного героя требуется уже не один, как это было раньше, героический поступок, но героическая жизнь утверждения Света на заболевшей планете, обитатели которой забыли о Свете.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 24. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.


                ПРИНЦИП ВЫСШИЙ – В ЧЕЛОВЕКЕ (2)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Много внеплотных явлений постоянно происходит вокруг, но их надо усмотреть. Для этого требуется соблюсти условия: наблюдательность, непредубежденность и открытый глаз. Полагают, что Тонкий Мир уявляется в ряде необычных сверхчувственных восприятий, в то время как незримое и неслышимое утверждает себя в том, что видно и слышно. Ибо видимое – это аспект или другая сторона невидимого, а слышимое – того, что не слышно. Это относится также и ко всем прочим органам чувств. Даже и сами эти органы двойственны, вернее, тройственны, пятеричны и семеричны, в зависимости от того, в каком проводнике уявляется сознание. Для каждого плана, на котором живет человек, функционируют и соответствующие ему органы чувств. Расставшись с физическим телом, человек не лишается способности видеть и слышать, обонять, осязать и ощущать вкус. После освобождения от тонкого тела все его чувства, претворенные, остаются с ним.

      Утончение и претворение их идет и выше, и Бессмертная Триада его владеет всеми, только еще более утонченными и обогащенными шестым чувством, которое называется чувствознанием. Впрочем, чувство это проявляется у человека и в теле физическом, когда он на земле, только человек редко относится к нему сознательно и редко пользуется им. Условия наблюдательности, непредубежденности и открытости относятся также и к чувствознанию, давая возможность ему развиваться и утончаться. Принцип развития мускулов упражнением применяется также и здесь. Все развивается и утончается в приложении к жизни, в применении и при упражнении постоянном. Масса тонких впечатлений непрерывно вторгается в сознание, но люди не хотят их замечать. Назовут их фантазией, истерией, плодом расстроенных нервов. Назовут чем угодно, лишь бы лишить себя способности чувствознания и прочих восприятий утонченных органов чувств. Тонкие запахи, зрительные впечатления, слова и целые фразы часто проникают в сознание, но внимание на них не обращено, возможность этого отрицается, и тонут они в потоке обычных плотных восприятий. Чувствознание, например, обычно всегда дает себя знать при встречах с другими людьми.

      Сердце мгновенно отмечает реакцию на соприкосновение с чужой аурой. Ощущение это бывает приятное или неприятное, светлое или омраченное, порождающее радость или печаль, покой или беспокойство. Реакция эта будет очень заметна и определенна, если ей уделить хотя бы половину того внимания, которое уделяется словам собеседника. Но времени для этого нет, так как человек наполнен собою, своими мыслями, желанием сказать самому, себя утвердить, самость свою уявить часто ненужным словоизвержением. Но если себя потушить и внутренне сосредоточиться на собеседнике, пытаясь отметить свои внутренние ощущения и восприятия, то тонкие чувства тотчас же отметят целый ряд впечатлений, обычно ускользающих от внимания, а потому и проходящих бесследно мимо сознания. Мир остается все тот же, восприятия все те же, но расширенные, утонченные, углубленные и обогащенные тонкими чувствами. И собеседник остается все тем же, но образ его дополняется скрытым дотоле внутренним содержанием внутренней сущности человека.

      Даже если взять обычное слово и, отбросив его внешний покров, почуять его содержание, тональность и мотив или причину, вызвавшую его к жизни, то и слова человеческие станут пониматься иначе. Внутренне постигается человек, но не внешне, не по словам, но для этого надо уметь наблюдать, а главное, отрешаться полностью от себя в эти моменты. Именно отрешения от себя, своего внутреннего мира, своих мыслей, суждений и эмоций требует эта тонкая наблюдательность. Сколько интереснейших опытов над тонкими восприятиями и чувствознанием можно произвести в течение дня и как обогатить свои накопления! Но надо отойти от себя. Даже слов собеседника не понять, если быть занятым только собою. Самость огромной колодой лежит на пути, на узкой тропе познания жизни. Можно учиться всегда и везде, и земное пребывание даст этому очень широкие возможности. Жизнь – это школа, ученье в которой не прекращается никогда.

      Природа не считается с той формой, в которой проявляется жизнь. Когда созреет зерно и в нем сосредоточивается вся жизненная сила растения, животного или человека, форма, давшая зерну жизнь, заключенную в этом зерне, уже теряет свое значение. Бессчетными миллиардами форм, которые оставлены жизненным принципом, устлана кора планеты. Точно так же и человек, живя в теле, сосредоточивает и откладывает в зерне духа результаты своего жизненного опыта, и когда он исчерпан и дальнейших поступлений уже не происходит, жизнь в теле утрачивает свой смысл и форма умирает, а зерно переходит в новую форму, чтобы продолжить нарастание наслоений жизненного опыта. К умирающей форме у природы жалости нет, так же как нет ее и к умирающему колосу, который отдал свои зерна. Сколько погибших форм, носителей жизни, находится или находилось на каждой пяди земли. Так же мало считается природа и с тем, каким путем совершается рост наслоений.

      Духо-монада растет, обволакиваясь все новыми и новыми наслоениями опыта, и в этом – цель эволюции жизненного принципа. Каждую минуту на Земле кто-нибудь умирает, то есть сбрасывает ту форму, в которой он жил, физическое тело свое. Если к этому еще добавить смерть растений, рыб, животных, насекомых и все формы, в которых проявлена жизнь, то можно представить себе этот грандиозный процесс освобождения жизненного принципа от старой формы, для того, чтобы перейти в новую. Смерть – это освобождение от оболочки, ставшей негодной или выполнившей свое назначение на Земле. Когда собран весь опыт, который может извлечь человек, находясь в данном теле, дальнейшее пребывание в нем теряет свой смысл, и человек сбрасывает его, как изношенную одежду. Процессы природы очень целесообразны. Только человек часто считает, что временное пребывание в физическом теле есть самоцель, и хватается за земное существование, как утопающий за соломинку, полагая в нем все, ради чего он существует.

      Понимание смысла и значения земного пребывания необходимо для того, чтобы извлечь из него то, что оно может дать, чтобы продолжить свой путь, умножая последующие накопления в новых условиях и в других оболочках. Иначе с жизнью примириться нельзя и нельзя найти смысл в том, что рано или поздно заканчивается уничтожением физической формы. Если жить только ею и в ней одной усматривать возможности проявления духа, то перед человеком возникает чудовищная логическая нелепость, выхода из которой нет. Если же жить ради счастья других, то можно представить целесообразность этого счастья. Если и они тоже умрут, и умрут все, и умрет даже планета, на которой они существуют, счастье, конечная цель которого смерть и уничтожение, не может быть оправдано логически. Наука утверждает: ничто в природе не исчезает и не рождается вновь. Не исчезает и не рождается материя, и не уничтожается и не возникает жизнь. Материя, энергия и жизнь вечны, и все дело в том, что человек, в котором космически сосредоточены – материя, энергия и жизненный принцип, сущность свою увязал не с преходящими формами жизни, но с тем, что непреходяще и что существует всегда и живет поверх умирающих и рождающихся временных форм, в которых уявляется вечная материя, вечная энергия и вечная жизнь.

      Все великое разнообразие мира и его проявлений ограничено сравнительно небольшими по числу Законами, или Основами, в рамках которых возможны эти проявления. Пульсирует атом, пульсирует сердце, пульсирует Солнце, ибо сердце во всем. Так же точно принцип единицы, индивидуализации явления должен быть соблюден, чтобы оно состоялось, иначе сольется оно с окружающим миром и выявлено не будет. Характерно также явление ритма, которому подчинено все. Число семь интересно именно своей универсальностью, так как принципу семеричности следуют все формы и все вещи того мира, в котором живет человек. Каждую проблему можно решать именно с числовой стороны, беря за основание семерку.

      Семеричен состав человека. Семеричны периоды его жизни, причем каждый из них определенно отличается от другого. Если разделить жизнь на отрезки по семи лет в каждом, то можно усмотреть, как спираль человеческого существования состоит из витков явно выраженного порядка, по семи лет в каждом. Эти периоды необходимо принимать во внимание при анализе путей восхождения духа. Чем круче спираль семилетнего подъема, тем быстрее восхождение. Плоская спираль означает застой и перестает быть восходящей. От каждой точки спирали можно протянуть прямую линию вверх, к точке аналогичной на следующем витке. Это означает, что явление повторится по аналогии с предшествующим, но на плоскости высшей, то есть что возможна трансмутация данного явления по направлению заложенного в нем устремления.

      Но надо, чтобы устремление было, то есть чтобы было то, что следует трансмутировать. Если нет ничего, то и перерождать нечего. Из ненависти можно создать любовь, то есть ненависть трансмутировать в высшее чувство, но из ничего ничто не творится. Потому Сказано, что так как не был ты ни холоден, ни горяч, Извергну тебя из Моих уст, то есть ничтожества тепленькие, ни холодные, ни горячие, выбрасываются из потока эволюции, как космический сор. Учитель не смущается тем, что из ученика начинают вдруг выпирать самые ярые отрицательные качества и свойства. Это именно хорошо для трансмутации, ибо победителю прощается все. Но ничтожества в ученики не берутся. Недостатки для принятия в ученики не препятствие. Скорее мешает отсутствие их, ибо когда трансмутировать нечего, то и некуда также и идти. Это следует принимать во внимание, когда кто-то стучится. Темным доступа нет, но разбойники, мытари и блудница приближены были. Семь самых ярых недостатков могут дать семь сияющих качеств. Но что даст добродетельная умеренность и посредственность ничтожества? О румяной добродетели Говорилось. Благонамеренные «никодимы» огненных качеств духа в себе не имеют. И не они двигают эволюцию. Наши мерки иные. Порой Ценим людей по их недостаткам. Стандарты не Признаем.

      Свобода волн человека священна. Почему? Воля есть огнь – высшее в человеке, когда она владеет физическим телом, астралом, а также менталом, но не наоборот, когда священный огонь попирается низшими (оболочками) и становится пламенем темным, по степени подчинения низшим принципам человека. Но подчинивший все три и свободный, воли огонь, сливаясь с Высшими Принципами, или Началами, в человеке и Космической Волей, он становится духо-огнем. Свобода воли настолько священна, что даже Учитель не может подавлять ее даже в ученике, когда напрягается она в сторону тьмы. Дух Пробуждаем к осознанию могущества воли только тогда, когда устремляется сила ее на обуздание и подчинение ей своих оболочек. Осознание возможности безграничного роста мощи воли несказанно приближает явление утверждения могущества духа. Нет предела росту могущества духа, то есть воли его, но лишь при условии предварительного подчинения власти его всех его оболочек.

      Воля человека, когда проявляется она в рамках Основ и в созвучии с эволюцией сущего, называется Космической Волей и являет собою высшие духа огни; то есть когда оболочки подчинены и шестой принцип человеческого микрокосма вступает в правление над ними и утверждает себя. Но он неотделим, хотя и индивидуализирован, от Макрокосма Вселенной. И тогда только может сказать победитель, что он не от мира сего, что Волю творит он Отца, Космическую Волю Великого Мира. Это большая ступень на Космической Лестнице могущества духа, на которую приводит человека победа воли над всеми оболочками и овладение ими – над телом физическим, над телом астральным и телом ментальным. Сияюща эта ступень могущества воли, но достигается она постепенно путем прохождения всех ступеней, к ней ведущих.

      В каждодневности, в малых деяниях дня, в малых поступках и мыслях, когда серебряная узда духа надевается на все мысли и чувства, рождается мощь огненной воли и растет неудержимо, если крепка узда и тверда рука, которая ее держит. О всемогуществе даже не дерзают и мыслить, приписывая его антропоморфированному Богу, но известные степени его достижимы, если осознано, как из малого вырастает сперва большое, а потом и великое, и как малые чувства, поступки и мысли каждого дня могут стать причинами явлений, великие следствия приносящих. О значении малых дел думают мало, забывая, что из малого семени вырастает древо большое. Конечно, когда пределы желаемых следствий ограничены одной малой и короткой жизнью нескольких десятков лет, о больших достижениях не приходится думать, да они и ни к чему. Но когда устремление заброшено далеко в Беспредельность через многие, многие жизни, значение малых причин, следствия приносящих, становится великим и приводящим к достижению невозможного.

      Утверждаю: маломалейшее зерно Света в перспективе Беспредельности жизней духа огромные следствия даст и приведет к осуществлению самых дерзновенных стремлений; Утверждаю: невозможного нет для того, кто начал постигать Беспредельность. Сеятель здесь человек и в мирах, сеятель, он же и жнец, и на ниве Космической Пашни семена Света непреложно великую жатву дадут. Так явление каждодневности расширяется и приобретает уже пространственно-космический характер, как поле утверждения намеченных достижений, какими бы чудесными, невозможными и недостижимыми они ни казались в данный момент. Ибо Утверждаю, что ныне все достижимо и что невозможного нет.

      Спрашиваю вас, можно ли узнавать течение мысли Учителя Света? Можно. Как? Отрешившись от себя и сосредоточившись на Мне, отрешившись от личного в себе, от своей (земной личности) и перенеся сознание в область сверхличного, то есть в шестой принцип. Я в вас, вы во Мне шестым или в шестом принципе вашем, объединяющем Адептов в Братство, а людей в единое стадо или единую семью человечества. Стражем порога, препятствующим слиянию со Мною, является самость, то есть личное начало и все, чем заполнено сознание личности. Личность становится каменной глыбой, закрывающей вход и доступ ко Мне. Ты хочешь мыслить лишь обо Мне и Мире Моем, но самость упорно, настойчиво и неодолимо навязывает сознанию мысли лишь о себе, мешая сосредоточению на Мне. Пока это чудище не обуздано, не подчинено и воля не овладела им полностью, оно будет мешать и становиться между тобою и Мною. Ты хочешь со Мною пребыть, от него оторвавшись, а оно хочет, чтобы ты был с ним и думал о нем, то есть о себе, о внешнем человеке в тебе, и обычности, его окружающей. Вот порог, вот страж порога и ты, устремленный ко Мне...

      Кто победит? Страж у порога, чудище самости, очень силен. Надо видеть его во всей его противодействующей слиянию со Мною силе, стоящим между устремлением твоим к Свету, желанием Света и Мною. Почему нужно столько усилий, столько борьбы, столько неимоверного упорства и настойчивости? Почему? Только потому, что самость мешает, глыбой становясь на пути. И это чудовище надо убить. Иначе погубит оно цветы духа. Ты хочешь думать обо Мне, а оно о себе. Ты хочешь быть со Мной, а оно с собой и своими желаниями и мыслями, относящимися только к нему, только к себе. Понимание сущности этого врага Света в себе и его силы – необходимейший шаг на пути преодоления себя и победы над собою, то есть над чудищем этим. Вот даже сейчас, чтобы ко Мне подойти, сколько энергии надо было потратить и времени, чтобы сломить его противодействие. Убитое, оно не будет мешать, и Общение со Мною будет легко и свободно доступным, а постоянство Предстояния – осуществимым, и Образ Мой в третьем глазу – постоянным. Только явлением подвига можно уничтожить его. В подвиге огненном побеждается это чудище мрака.

      Подвижничество есть процесс преодоления себя и победы над чудищем самости, или личного начала, в себе. Силу противостояния своеволию оболочек Пошлю. Их будем обуздывать вместе. Все непокорны, все своенравны и все требуют контроля. Дом, в себе разделенный, не устоит: так же и дух, разделенный в себе (или раздираемый) силами притяжения необузданных оболочек и притяжением к Фокусу Света. Или то, или другое должно победить. Но когда на авансцену выступает воля и утверждает свою суверенную власть и примат духа в микрокосме человека, победа становится возможной. Не победить нельзя. Поражение немыслимо, ибо Я за тобой. Но бороться должен ты сам и сам победить. А Я Помогаю. Ты хочешь достичь. Если хочешь – достигнешь, ибо вместе идем.

      Не объять значения происходящего интеллектом, ибо оно затрагивает слои более высокие. Интеллект живет в настоящем, немного в прошедшем и очень мало в будущем. И область действительно сущего, составляющего с прошедшим и будущим одно неразрывное целое, ему недоступна. Нужно духопонимание или духоразумение, то есть знание духа или чувствознание. Интеллект живет Майей, ибо базируется на внешних чувствах. Прозрение в будущее ему недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Мирах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект будет духу служить, как инструмент хорошему мастеру. Пятый принцип дорогу уступает шестому, чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания мира.

      Да! Вселенная беспредельна. Да! Миллиарды световых лет требуются на то, чтобы лучи света от самых отдаленных, но видимых вооруженному глазу галактик дошли до Земли. И все же дух человека вне расстояний и вне времени. Дух вечен, что бы ни происходило в этой беспредельной Вселенной. Дух – часть Космоса, имеющая бытие свое поверх всех его форм. Ведь есть сферы Космоса, где бытие не имеет формы. Трудно это представить земному уму, но некоторую аналогию можно провести между представлением и понятием. Понятие включает в себя представления того явления или предмета, которые им охватываются. Так же и бесконечно большие числа включают в себя все числа, которые есть и которые можно представить. Следовательно, есть такие явления, которые обнимают собою все формы, которые есть, хотя сами они и не являются формой. Понятие «мужество» не имеет формы, хотя и включает в себя каждую форму его проявления. Таким образом, мир без форм, арупа (бестелесное бытие), есть нечто конкретное, хотя и не облеченное в форму.

      Седьмой принцип человека не имеет формы, точно так же, как не имеет ее и соответствующий этому принципу седьмой план Космоса. Все семерично в принципе. Но Высшее форм лишено. Не имеет формы то, из чего проистекли все видимые формы. Это одна из величайших Тайн Космоса, и человеческий разум не может создать себе представление о том, как это происходит, то есть постичь эту Тайну. Но некоторую аналогию можно привести, наблюдая, как мороз на стекле рисует причудливые формы невиданных растений или как переливаются закатные краски лучей солнца в Гималайских горах. Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев, из Единого Элемента, подразделенного на семь основных и пять дополнительных, творится все беспредельное разнообразие звездных миров видимой и не видимой глазу Вселенной. Из Того, Что не имеет формы, создается то, что облечено в форму. И над всеми видимыми и не видимыми глазу формами всех проявленных миров – дух, в своем высшем выражении не имеющий формы, но творящий их все. Ибо все, что есть, есть результат творчества духа, того творчества, которое является уделом человека от начала времен и целью его эволюции.

      Каждый принцип имеет свою оболочку, или форму, в которую он облечен. Физическое тело оформлено у всех, астральное – тоже, ментальное не у всех, огненное у очень немногих. Ясность сознания и возможность действовать сознательно при жизни на Земле в каждом из проводников отдельно на соответствующих каждому планах зависит от степени оформленности проводника. Сверхличное сознание означает оформление высших тел. Оформление того или иного тела еще не означает овладения им. Астральное тело оформлено у всех, но владеют им единицы. Физическое у всех, но власть над ним только лишь у Адептов. Степень власти над телом, то есть сознательное и по воле умение им распоряжаться, служит показателем того, насколько сознание может в нем жить или ощущение его исключать почти полностью. Прекращение или прерываемость сознания не означает прекращения жизни. Человек спит, сознание его не функционирует, но он жив. Точно так же и после смерти. Он может спать и в своем тонком теле, сознание не уявляется, но он жив. Перерывы в сознании отнюдь не означают смерть. Сам видел, как во сне живые люди спали в своих астральных телах, а ты во сне не спал, но действовал сознательно и как власть имевший. Видел ты также, как мальчик, умерший и спящий и считавший себя слепым, так как был слеп на Земле, проснулся к сознанию по твоему приказу. Следовательно, в каких-то случаях сознание сохраняется. Первое условие – знание и опыт. Видел сам спящего после своей кончины Гуру, которого ты охранял. Близким Моим, ведомым Мною, отдых Даю на срок, чтобы затем пробудить в полном сознании. Но их положение особое – исключение из общего правила. Но отдых – сон нужен всем. Даже и это условие не распространяется в обычном понимании на Того, Кто Достиг непрерываемости сознания.

      Бессмертие – это одно, личное сознание – другое. Личное сознание смертно, так как ограничено одним воплощением. Не может быть физического сознания в теле астральном, оно претерпевает даже у живого человека, в случае выхода в этой оболочке, известные видоизменения. Достойно сожаления страстное желание умершего человека удержать свое обычное земное сознание в необычности надземных условий. Осколки воспоминаний и земных представлений могут создать призрачный мир земных пережитков. Печальное зрелище. На каждом плане и в каждом проводнике может жить живой и умерший человек сознательной жизнью, но при условии, если он приобрел нужные знания и опыт, чего нет у обычных людей, большинство которых даже отрицает самую возможность жизни и сознания вне тела. Жизнь в Мире Надземном очень ярка и многообразна, но ПО СОЗНАНИЮ. Девачан нужен как условие, при котором дух может довести до их логического завершения энергии своих высших устремлений и тем заложить основание для утверждения новых и накопить силы для нового воплощения. Девачан есть кульминация лучших стремлений духа, ограниченных их потолком. Чаша хранит их все и все опыты прежних жизней. Те, кто спит в своих астральных телах во время сна физического тела, будут продолжать находиться в состоянии сна и тогда, когда это тело умрет. Бессознательное пребывание в проводниках совсем не означает смерти пребывающего, то есть уничтожения его после смерти физического тела.

      Если оставить в стороне исключения из общего правила, то после смерти физического тела засыпают все, чтобы проснуться уже в новых условиях астрального мира. Затем в должное время происходит то, что называется встречей со стражем Порога, объективизацией в видимых формах всего, что мешает человеку объединиться со своими высшими 6 и 7 принципами. Действуют два полюса притяжения: один – в сферу объективизированных, ярких, привычных форм его земных мыслей, созданных его вожделениями, слабостями, страстями и такими же делами, другой – магнит высших и лучших его устремлений, и в человеке начинается смертельная и последняя борьба, когда окончательный выбор решает – устремиться наверх или вниз. На Земле сознание порою увлекается своими вожделениями в вихри соответствующих переживаний. Это сопровождается эмоциями, мыслями, представлениями и яркими образами переживаемого. Все это оживает при наступлении последней борьбы и требует прежнего, как на Земле, внимания, ярко, красочно и в живых образах увлекая человека в сферу своего притяжения. Если не победить тут, сказав порождениям: «Не боюсь вас, не можете преградить путь, мне указанный», и не двинуться кверху, то человек утонет в этих порождениях, погружаясь в них и сочетаясь психически с ними, и тогда пятый принцип его, объединившись с четвертым, уносится вниз, а личность его и жизнь этой личности этого воплощения вычеркивается из Книги Жизни.

      Сколько сознаний, столько и состояний в Девачане, ибо состояние творится по созвучию и в направлении заложенных импульсов и устремлений, каждое из которых является семенем или зародышем для развития заложенных в нем свойств. Именно полем для развития и роста этих зародышей являются условия Девачана. На все семена – богатая жатва хороших в Девачане, плохих – в Авитчи. Можно заранее жизнь свою в Надземном определить по этим зародышам, импульсам и устремлениям, творимым на Земле по закону причины и следствия. Постороннего нет ничего – только вариации на избранные темы. Сеятель здесь – жнец там. Девачан и Авитчи – полюса хороших и дурных следствий. Кама-Лока – место выбора того или другого, место борьбы между притяжениями обоих. Притягиваются элементами Высшей и низшей дуады духи к созвучным им сферам. Объект притяжения – пятый принцип. Сознание Адепта поверх этих переживаний Авитчи и Девачана, ибо сознание его открыто действительности. Приятные иллюзии и сны в Девачане, кошмары в Авитчи: антидействительность в обоих. Состояние Адепта – жизнь непрерываемого сознания в мире действительно сущего. Царство Истины – только познание ее делает человека свободным. Сперва Путь, потом Истина, потом Жизнь, то есть бессмертие.


Рецензии