Герника перевод

Герника


Херонимо Лопес Мосо



ПЕРСОНАЖИ


ЖЕНЩИНА ИЗ ПОЖАРА.

МАТЬ С МЕРТВЫМ СЫНОМ.

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ СМОТРИТ НА СВЕТ.

БЫК.

КОНЬ.

ВОИН.

ПТИЦА.

ЦВЕТОК.

ЖЕНЩИНА, НЕСУЩАЯ ЛАМПУ.






На фоне расположена  огромная фреска 7,82 м длины и 3,51 м высоты. Перед ней широкое свободное пространство, далее, места, которые будут занимать зрители. Зрительские места  расположены не традиционным образом, а так, чтобы оставались проходы и широкие пространства для движения актеров. Кресла для зрителей – вращающиеся, поэтому публика может видеть действие во всей его полноте. Несколько экранов различной величины окружают зрительские места, начиная от фрески, и превращают сцену в закрытое место, оставляя лишь маленькие пространства для входа и выхода актеров и зрителей.

Несколько динамиков, по одному на каждый экран, расположены вокруг зала. Также здесь находятся две видеокамеры, расположенные так, чтобы снимать все происходящее, не мешая действию. Записи, полученные во время каждого представления, могут использоваться впоследствии, вместе с материалом, который демонстрируется на экранах. Несколько огромных никелированных ламп, похожих на те, что используются в операционных, подвешены к потолку.
На каждом зрительском месте лежит программа и большая восковая свеча. Когда проходит достаточно времени, для того, чтобы публика прочитала программу, актеры входят в зал из разных мест. Каждый несет огромный фрагмент картины «Герника», Пикассо. Фрагменты похожи на детали головоломки. Актеры медленно движутся к фреске. В это время из динамиков раздаются пять голосов.


ГОЛОС 1.- Этот город находится в Бискайи.

ГОЛОС 2.- В одной долине в десяти километрах от моря.

ГОЛОС 3.-И в тридцати километрах от Бильбао, столицы.

ГОЛОС 4.- В нем семь тысяч жителей.

ГОЛОС 5.- Понедельник - рыночный день. Жители окрестных деревень собираются на площади, чтобы продать свои товары и купить все, что необходимо на неделю.

ГОЛОС 1.- Двадцать шестого апреля тысяча девятьсот тридцать седьмого года был понедельник.

(Пауза.)


ГОЛОС 2.- Двадцать шестое апреля тысяча девятьсот тридцать седьмого.

ГОЛОС 3.- Понедельник.

ГОЛОС 4.- Рыночный день.

ГОЛОС 5.- В половину пятого вечера зазвонили колокола.

ГОЛОС 1.- Они объявили о приближении авиации.
 ГОЛОС 2.- Среди гор, которые окружают долину, показался самолет.

 ГОЛОС 3.- Городок заволновался.

 ГОЛОС 4.- Потом появились еще самолеты.

 ГОЛОС 5.- Этот город никогда не бомбили.

 ГОЛОС 1.- Первые бомбы разрушили несколько домов.

 ГОЛОС 2.- Население, охваченное ужасом, бросилось в бомбоубежища.

 ГОЛОС 3.- Сколько женщин и детей собралось в каждом из них?

 ГОЛОС 4.- Многие люди убегали из города.

 ГОЛОС 5.- Но улицы и поля обстреливались из пулеметов.

 ГОЛОС 1.- Несколько умирающих скорчились на земле.

 ГОЛОС 2.- Внутри бомбоубежищ тоскливый плач смешивался с молитвами терзаемых страхом людей.

 ГОЛОС 3.- Каждая новая волна самолетов сбрасывала на город свой смертоносный груз.
 ГОЛОС 4.- Дома, разрушаясь, падали прямо на людей.

 ГОЛОС 5.- Они бежали по улицам, по грудам обломков, среди пламени, охватившем здания. Самолеты расстреливали бегущих из пулеметов.

 ГОЛОС 1.- Две мертвые девочки лежали, крепко обняв свою мать. Все трое погибли, когда бежали к бомбоубежищу.

 ГОЛОС 2.- Несколько юношей были расстреляны из пулеметов в водах ставка. Они убежали туда, чтобы укрыться от бомб. Многие погибли.

 ГОЛОС 3.- Истребители летали очень низко и расстреливали тех, кто скрывался в лесах.


(Пауза)



ГОЛОС 4.- Бомбардировка началась чуть позже половины пятого вечера.
ГОЛОС 5.- Закончилась без четверти восемь.

ГОЛОС 1.- Каждые двадцать минут прибывала новая волна бомбардировщиков.

ГОЛОС 2.- Почему они бомбили этот городок?

ГОЛОС 3.- Это был эксперимент. Очень жаль, но они не могли действовать по-другому. В тот момент эти события не могли происходить в другом месте.

ГОЛОС 4.- Все было разрушено.

ГОЛОС 5.- В последних лучах заходящего солнца выжившие могли видеть огромное кладбище среди развалин и пламени.

ГОЛОС 1.- Среди городских руин и в окрестных полях находились тысяча семьсот пятьдесят четыре погибших и восемьсот восемьдесят девять раненых.

ГОЛОС 2.- Таким был итог бомбардировки Герники.





(Актеры, с частями головоломки в руках, приближаются к открытому пространству, которое расположено перед огромной фреской. Стоя спиной к зрителям, они собираются расположить детали на фреске так, чтобы воссоздать картину «Герника». Они делают это в абсолютной тишине. Когда они заканчивают, зажигаются лампы, звучат динамики, на экранах появляется изображение и начинается представление. Сочетание этого всего воспроизводит бомбардировку мирного города.
Динамики. Звонят колокола. С каждым разом сильнее. Гул авиамоторов вдалеке. Он приближается. Кажется, что самолеты пролетают над залом. Их шум заглушает колокольный звон. Бомбардировка. Свист бомб. Взрывы. Крики. Грохот обваливающихся зданий. Колокола замолкают и самолеты уходят. Слышно стихотворение «Испания в сердце», Пабло Неруда. Некоторые слова не слышны из-за криков.)



ГОЛОС.- Я жил в одном из районов Мадрида

                там были колокола, настенные часы и много деревьев

                […] Мой дом называли

                домом цветов, потому что там везде

                цвели герани. Это был

                прекрасный дом

                с собаками и маленькими детьми.

                […]

                Но однажды утром все запылало

                в то утро пламя

                вышло из земли,

                пожирая все живое.

                и с тех пор огонь

                и порох,

                и с тех пор кровь.
               



(Динамики. В следующую секунду приближаются самолеты. Крики становятся громче. Бомбардировка. Пулеметный огонь обрушивается на улицы, на дороги. На поля. Бомбардировщики удаляются, но пулеметы продолжают свою охоту на людей. На фоне треска и отрывистых фраз довольных пилотов слышны стихи из поэмы «Пикассо», Рафаэля Альберти.)
               

                Каким будет бросок

                быка,

                загнанного в угол?



                Страх.


                […]

                Над крышами из черепицы

                виднеется полоса

                моря и женщины беседующие в воде

                и раздетыми бегущие по пляжу.

                […]
               
                Война – испанка.

                Каким будет бросок

                быка, когда копье его отправит на крест?

                Огненные бандерильи.

                Одна волна. Другая.

                Герника.

                Боль, раскаленная докрасна.

(Динамики. Звуки взрывов чередуются с оглушительным грохотом рушащихся зданий. Крики сотен раненых. Трещат в огне деревянные балки. Проклятия людей, которые ищут под обломками своих близких. Из глубины бомбоубежищ доносятся молитвы и плач. Слышится голос, который декламирует стихи одного вьетнамского поэта, написанные по поводу войны в Корее.)


                Где твоя мать?

                Некого об этом спросить.

                Только дым и огонь окружают нас.


(Динамики. Бомбардировка и пулеметный обстрел не прекращаются. Вдалеке слышны сирены. Лает собака. Колокол звонит погребальным звоном. Те, что еще живы, кричат и плачут. Но рев самолетов и шум взрывов заглушают их. Слышится музыка Галфтера для «Кантаты о Правах Человека», Норманна Корвина, которая как будто пытается пробиться сквозь руины.)

                Смерть

                смерть
 
                смерть одного

                ста одного

                тысячи

                миллиона

                смерть, смерть

                миллионов

                десятков миллионов
 
                […]

О! О!

горестный крик

крик народов в пустыне

камня и стали

дикий крик

крик и призыв

дети, кричащие в жестокой безграничности.

почему крик? Почему?

почему? Почему крик?

Преследуемые, узники Бухенвальда,

беглецы, не имеющие родного дома,

рыдающие в шлейфе военных машин,

среди руин

крик. О! Крик

и поэтому Ассамблея провозглашает

эту Декларацию

эту всемирную Декларацию

прав человека

провозгласите ее

всем народам

провозгласите ее детям

едва родившимся малышам

которых еще не угнетает история их родителей

которые еще не осознают себя в этом мире

пусть они услышат ее,

               пусть она войдет в их безгрешные сердца

               детям

               провозгласите ее детям

               это их сокровище, которое они должны сберечь

               для них права и мир

               мир и любовь

               права и мир

               мир

               мир

               мир



(Экраны. На экранах демонстрируются фотографии и фильмы. Панорама Герники до разрушения. Мэрия и знаменитое Древо Герники. Площадь в рыночный день. Крупным планом какой-то старик. Вид Герники с воздуха. Поля и поселки, сфотографированные из самолета. Группа бомбардировщиков. Крупным планом пилот в кабине самолета. Самолет, летящий на фоне горизонта. Сначала, это - едва различимая точка. Потом он заполняет собой весь экран. Бомба, в тот момент, когда она отрывается от самолета. Бомбардировка городка с высоты птичьего полета. Улицы. Люди в бомбоубежищах. Крупным планом женщина с выражением отчаяния на лице. Панорама Герники после разрушения. Сцены бомбардировки. Снимки города, сделанные корреспондентами «Таймс» и агентства Рейтер сразу после бомбардировки. Самолет на бреющем полете, расстреливающий из пулеметов шоссе. Трупы на обочинах дорог. Фотографии, сделанные из самолета, пролетающего в нескольких метрах высоты вдоль дороги, переполненной людьми, повозками, велосипедами. Посреди дороги, мертвый бык, мешающий движению беженцев. Люди, которые закрывают лица руками. Путаница предыдущих снимков и тех, что были сделаны во время прошлых представлений.)



ЖЕНЩИНА ИЗ ПОЖАРА.- Я стою на кухне. Все ушли и я убираю со стола.
 Вдруг, колокольный звон. Гул самолетов.
 Взрывы. Сначала где-то вдали. Сейчас все ближе и ближе.
 Я подхожу к окну. С площади доносятся крики.
 Люди разбегаются во все стороны. Пытаюсь разглядеть в толпе своих близких. Их нигде нет.
 Одна из бомб попадает в наш дом. Повсюду обломки.
 Амбар дымится. Там что-то горит.
 Взрывы бомб оглушают меня.  Наверное, мои близкие укрылись где-то в другом месте.
 Пламя бежит по крышам. Потолки обрушиваются внутрь комнат.
 Простыни, одеяла, занавески – все горит.
 Я задыхаюсь от дыма. Хочется выбежать из дома.
 Другие дома тоже горят.
 Весь город превратился в один сплошной факел. Бежать бесполезно.
 Пламя сжигает мою одежду и плоть. Я отчаянно кричу.
 Пока пламя испепеляет мое тело я вижу, как вокруг меня вспыхивает то, чего еще не успел коснуться огонь.


ЖЕНЩИНА С МЕРТВЫМ СЫНОМ.- Бомбардировка. Я думала, что эти самолеты пролетят мимо нас и отправятся в те места, где есть солдаты, которые воюют.
Когда ты вырастешь, эта война, наверное, уже закончится и никогда больше люди не будут воевать.
 Ты узнаешь об ужасах этой войны только по рассказам стариков.
 Твой отец солдат. Он там, далеко отсюда, вместе с другими солдатами.
 Но бомбы падают здесь, на нас с тобой.
 Должно быть, это ошибка.
 Нужно уходить из города. Нужно найти безопасное место.
 Я бегу с ребенком на руках. По улицам и площадям.
 Все вокруг рушится. Дороги завалены обломками.
 Почему мое тело такое слабое? Почему не может защитить тебя?
 Вдруг один из самолетов обрушивает на меня свои пулеметные очереди. Я пытаюсь бежать, но он преследует меня. Слезы. Отчаянье.
 Мой ребенок мертв.
 Я падаю на него. Закрываю его своим телом.
 Что я должна сделать, чтобы защитить его?
 Никогда больше он не возьмет мою грудь, потому что он мертв.
 Я чувствую рядом с собой дыхание быка. Это самец.
 Самцы, которые производят на свет детей, чтобы потом убивать их!
 Самолет возвращается, чтобы добить меня. Я протягиваю руки и спрашиваю пилота: «За что?
 Ты - тот, кто убил моего сына?
 Или кто-то другой?».


ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ СМОТРИТ НА СВЕТ.- Я занимаюсь любовью с   мужчиной, в спальне, почти в полной темноте. Там, снаружи, все наполнено ярким светом.
В тот момент, когда я сгораю в его объятьях, неожиданно начинают звонить колокола и крики детей, которые играют на улице, стихают. Это бомбардировка.
 Я обнимаю его. Отдаюсь ему. Я не хочу сейчас слышать взрывы бомб.
 Стекла разбиваются вдребезги. Потолок рушится прямо на кровать.
 Я вижу, как мой любимый умирает среди искореженных кусков железа.
 Я выбегаю наружу, свет ослепляет меня.
 Бегу абсолютно голая в толпе смертельно напуганных людей.
 Поднимаю голову, чтобы не видеть весь этот ужас, который меня окружает, но блеск солнца, отражающегося на падающих бомбах настолько яркий, что я ничего не могу разглядеть.
 Вокруг меня все рушится, но я чувствую только семя любимого, которое несу в себе.
Что-то взрывается впереди. Разрывает мой живот. Как больно!
 Куски металла калечат мои груди.
 Я закрываю лицо руками. Снова возвращаюсь в полумрак спальни.
 Чувствую, как по моему телу струится кровь.
 Я умираю в тот момент, когда так любила!
 Хочу увидеть свет, но уже не могу.


БЫК.- Я спокоен в безмятежной тишине пастбища.
Ничто не пачкает мою блестящую кожу, даже если кожа других быков забрызгана кровью и разорвана в клочья на арене.
Какой вред может причинить эта уйма самолетов, похожая на пчелиный рой и почему так громко звонят колокола?
Падают бомбы. Они обрушиваются на людей, как огненные бандерильи. Как ведет себя мой свирепый брат на арене, когда бандерильи втыкаются в его тело?
Тишина пастбища нарушена. Я убегаю. Бегу в толпе людей.
Люди, не бойтесь меня. Священный символ народных преданий напуган не меньше вашего.
Я хотел бы, чтобы все это было сном.
Вдруг проулок выводит меня к арене, на которой проходит великая коррида.
Я уже знаю, что ощущаешь на площади перед казнью. Я чувствую боль, когда в мое тело вонзается пуля.
Смириться или сопротивляться? Меня захлестывает ярость. Как я могу противостоять всему этому? Наверное, тот же самый вопрос задавали себе все те, мертвые, которых я вижу вокруг.
Как можно сопротивляться, будучи загнанным в угол, обреченным участвовать в этом торжестве крови и смерти?
Поворачиваю голову и смотрю на самолеты.
Я не хочу больше видеть трупы, не хочу слышать хрипы умирающих.
Вокруг меня кровь и человеческая низость.
Я лежу на земле оглушенный и смертельно раненый.
Струйка черной крови медленно вытекает у меня изо рта.


КОНЬ.- Я принес сюда воина.
Он пришел сюда, чтобы нападать или, чтобы защищаться?..
Хотя, это неважно. Воина всегда сопровождает смерть и разрушения.
Не проклинайте меня за то, что я принес его сюда. Прежде я был конем пикадора, и я знаю, что такое боль ран, когда сталкиваешься  лицом к лицу с разъяренным быком, когда его рога, словно таран, врезаются в тело.
И я никогда не мог отомстить за свою боль. За меня это делал мой всадник.
Я такой же, как вы. Я один из вас. На меня также обрушиваются  бомбы и шрапнель.
Давайте! Я еще могу помочь вам. Оседлайте меня и скачите подальше отсюда.
В моем животе огромная рана. Я вижу свои собственные внутренности, чувствую запах крови.
Зашейте! Кто-нибудь, зашейте мою рану суровыми нитками и я еще смогу унести вас отсюда.
Я скачу бешеным галопом. Скачу и чувствую, как внутренности выпадают из распоротого живота. Мои копыта высекают искры из булыжников мостовой.
Улицы исчезают под обломками зданий, а вместо них появляются новые дороги вымощенные трупами.
Моя морда перекошена. Глаза вылезают из орбит.
Скачу по трупам. Разрываю копытами плоть, которую уже разорвали бомбы.
Я загнан, обливаюсь потом.
Наконец, я падаю, подняв облако пыли, и умираю, корчась в агонии.


ВОИН.- Я воин. Мое дело - воевать. Я не обычный человек. Я не занимаюсь мирными делами.
Я падаю с лошади и разбиваюсь на куски.
Я похож на гипсовую статуэтку. Во мне нет ни капли крови. Даже осколки бомб не могут ранить меня.
Я крепко сжимаю в ладони меч. Он сломан, но все еще пригоден для того, чтобы причинить боль и принести смерть.
Я умею обращаться с ним.
Я выполняю полученный приказ: крепко держать меч. Чтобы никто не смог вырвать его  у меня из рук!
Разве кто-то из этих людей может бороться против меня? Они кричат. Бегут и кричат. Никто из них не смотрит на меня.
Они проходят по мне также равнодушно, как по развалинам домов.
Чего они боятся?
Это война. Героическая война.
Остановитесь. Не убегайте. Я хочу выступить перед вами. Хочу убедить вас в том, что война – это то, что касается всех нас. Она неистова, но не жестока. Она несет за собой целые века власти и славы.
Бомба опрокидывает на мой труп каменную стену.
Я погребен в мрачной безымянной могиле. Обозначьте ее, чтобы потом, когда все это закончится, моему телу воздали воинские почести! Обозначьте мою могилу!


ПТИЦА.- Там, вверху, над крышами домов, пространство кажется безграничным.
Лечу. Парю в чистом небе. Опускаюсь вниз и тут же взмываю в небо.
Снизу доносятся приглушенные звуки. Обычный городской шум.
Вдруг, на мгновение в небе устанавливается полнейшая тишина. Я ощущаю опасность. Потом слышится оглушительный звон колоколов.
Приближаются самолеты. Они выстаиваются в прямую линию.
Лечу в замешательстве. Потом прячусь под козырьком крыши одного из домов.
Взрываются первые бомбы и этот дом рушится.
Я улетаю в страхе, с ощущением беспомощности и наготы.
Говорят, что голубь – это символ мира. Разве голубь может укрыть своими крыльями всех беззащитных жертв войны? Бомбы сломают его крылья.
Оглушительный грохот разрывает мои барабанные перепонки.
Теряю ориентацию в пространстве. Почти без сознания падаю вниз.
Слышится свист бомб, которые падают быстрее, чем я и тотчас же снизу доносится грохот взрывов.
Собираюсь с силами и влетаю в одно из окон. Врезаюсь в стену комнаты и падаю на стол.
У меня сломано крыло.
Я задыхаюсь. Я вытягиваю шею и широко открываю клюв, пытаясь вдохнуть хоть немного воздуха.
Сквозь огромную дыру в потолке виднеется небо.
Я уже никогда не смогу подняться туда. А если бы и мог.…Для чего?
Теперь самолеты – хозяева небес.


ЦВЕТОК.- Я - первый цветок, появившийся на свет в этом году. Меня орошает кровь, потоками текущая вокруг. Когда идет дождь, вода приносит с собой гниющую плоть погибших, которая питает мои корни.
Через несколько часов я останусь единственным живым существом. Прекрасный цветок в поле, покрытом мертвыми телами.
Цветок, крепко привязанный к земле. Не имеющий возможности бежать.
Я вдыхаю тяжелый воздух, стоящий над землей. В нем также гнилостный запах тления.
Я буду медленно задыхаться, и моя агония будет самой медленной из всех.
Старый дуб, ты один еще дышишь чистым воздухом! Если в тебя попадет бомба, прошу тебя: упади на меня и раздави собой мой хрупкий стебель.
Для чего я живу? Кто будет восхищаться моей красотой, если для восхищения нет времени? Мы все незначительны перед величием бомб.
Меня душит запах навоза.
Я весь покрыт гипсовой пылью. Рядом со мной валяется труп с каким-то куском железа в руке. У него нет крови. Он не бьется в агонии, когда бомбы разрывают его на куски.
О, если бы его отточенный кусок железа перерезал мой стебель! Было бы намного лучше.
Атаки прекратились. Не слышно ни криков, ни стонов.
Самолеты возвращаются. Почему люди молчат?
Опять бомбы, шрапнель, грохот падающих зданий и треск железа.
Люди не молчат. Они все мертвы!
Городок превратился в кладбище, одну огромную могилу.
Я остался один. Я медленно умираю.


ЖЕНЩИНА, НЕСУЩАЯ ЛАМПУ.- Гул самолетов приближается. Их сегодняшняя цель – этот городок.
Слушайте. Я говорю вам: они несут разрушение и смерть.
Бегите пока они не прилетели сюда. Вы ничего не можете сделать против них.
Вечереет. Они сбрасывают на нас свои бомбы.
Я ничего не могу сделать, чтобы предотвратить это. Я напугана так же, как и вы.
Я возмущенно кричу, потому, что ваши крики теряются в руинах зданий и заглушаются грохотом бомб.
Я иду по городу. Освещаю каждый уголок, находя повсюду торжество смерти.
Поднимаю глаза к небу и проклинаю самолеты и тех, кто изобретает оружие, чтобы убивать людей.
Я не могу принести вам мир. Но я не призываю к мести.
Когда наступит ночь, моя лампа будет гореть, указывая всему миру место, где было совершено преступление.
Никто не сможет игнорировать ее свет.
Передайте ее всем находящимся здесь.
Сделайте так, чтобы огонь войны никогда больше не разрушал мирные очаги. Плачьте о детях, умирающих на руках своих матерей.
Люди, которые сейчас бьются в агонии и умирают от боли ни в чем неповинны.
Зажгите свои факелы и не дайте им погаснуть, пока в мире разрушаются бомбами города и гибнут люди.



(Все персонажи, за исключением ЖЕНЩИНЫ, НЕСУЩЕЙ ЛАМПУ, погибли. Она подходит к фреске. Экраны выключаются, динамики замолкают. К фреске подходят остальные актеры. Каждый держит в руке большую восковую свечу, которую зажигает от пламени лампы. Затем они направляются к зрителям, и пламя передается от одной свечи к другой. В то же самое время лампы, расположенные над сценой, гаснут.)


Рецензии
перечитала.
жаль, не представляю, реально ли это посмотреть (а уж в оригинале бы...)
очень символичная и сложая вещь.
помню, у нас в театре "Новая Сцена" мне всегда нравилось то, что сцена - вплотную к зрителям, и сами зрительские ряды не уходят вглубь - их всего пара и актеров можно коснуться, можно наблюдать малейшие движения лиц и души.
вот подумалось - поставить бы в таком театре "Гернику" - было бы прекрасно. Хот, возможно, это оказалось бы чересчур тяжело...

Рика Лиль   15.12.2010 12:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.