Телефонное консультирование

Возможности дистанционного (заочного) психологического консультирования (телефон, письмо, интернет).
Манипуляивные, агрессивные  клиенты и психологическое сопровождение тех кто подвержен риску развития делинквенции (проступочности) в следствие школьной неуспеваемости и социальных проблем, таких как дурное поведение в школе.
.Дистанционное (заочное) психологическое консультирование клиентов с девиантным поведением - пространственная организация консультационного процесса. С этой точки зрения можно выделить телефонное, письменное и консультирование через интернет. Позиция психолога консультанта предполагает её содержание действий психолога, эмоциональный тон действия.
Основные принципы дистанционного консультирования: выслушивание, перефразирование, резюмирование. отражение чувств и содержания и т.п.. При телефонном и консультировании через интернет возможны особенности обратной связи:
1. Молчаливое обращение ("молчащие звонки"): абоненту не хватает решительности начать разговор, он не находит в себе сил переступить барьер недоверия, страха и тому подобное. Психолог должен изыскать средства удержать клиента и разговорить его. Клиент должен почувствовать вашу поддержку: " Пожалуйста говорите: "Я готов выслушать Вас... Я понимаю, что иногда трудно начать разговор ..." В других моментах обратная связь необходима - это может быть описание каких-то звуков. дыхания клиента которые слышит психолог, а иногда полезно придумать какой-либо условный код: "Стукните по трубке в знак что Вы меня слышите" или "поставьте точку при общении через интернет", обозначающий "Да" или "Нет".
2. Замаскированные обращения: " Это вызов такси? ... А куда это я попал?... Я могу Вам довериться? - не редко за таким фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы.
3. Засорение эфира ( дурачества, шутки и т.п.) услышав по телефону или по интернету шутку, можно ответить шуткой, но добавить: "Это все, что Вы хотели сказать? " В любом случае психолог должен быть готов к такому поведению клиента.
4. Звонки интимного содержания.  Они самые трудные и неприятные из всех, с которыми сталкивается психолог. Необходимо избежать неловкости, смущения или даже некоторого испуга, помочь клиенту в откровенном разговоре о своих взаимоотношениях со значимыми другими и при этом создать чувствовать комфорт.
Тремя правилами реагирования на такие звонки должны быть:
принятие (не осуждение), дифференцировка и твердость.
"Не осуждение" клиента должно сохранятся, даже если возникла необходимость сказать ему. что он переступил границы возможного.
Дифференцировка необходима для выбора между принятием клиента и утверждением своих собственных законных прав не подвергаться манипуляции.
Твердость важна для того, чтобы придерживаться приличия а отношении обратной связи с клиентом.
Общий эмоциональный подход психолога: директивный подход, недирективный подход, промежуточный - взаимодействие: на равных, с позиции "Сверху", с позиции "Снизу". При телефонном и консультировании через интернет основная нагрузка приходится на слуховой канал и поэтому большое значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тонкие нюансы голоса ( тон. тембр. скорость речи. паузы, продолжительность молчания, темп дыхания. покашливания и прочее.
 А.Н Моховиков. считает, что агрессивный  абонент стремиться досадить собеседнику. Он гневается и естественно. нуждается в разрядке, она может наступить при совершения манипуляции и деструкции. Агрессор стремиться к не конгруэнтному  (не соответствующему) соприкосновению  с пространством собеседника, а к внедрению  или его насильственному уничтожению. Особенно привлекательно для манипулятивного клиента разрушение границ психолога консультанта или его "насильственному" уничтожению. Консультанту необходимо следить за своей спокойной интонацией голоса, стилем общения, за длительностью пауз. Нет лучшего подарка для агрессивного клиента, чем молчание психолога, так как всегда человек в замешательстве доступен и беззащитен. Поставленная цель агрессивного клиента достигается и он считает , что уничтожил психолога, превратил его в живую мишень, в безликую вещь и теперь агрессор может отключить свой телефон, интернет. Агрессивный клиент считает, что он нанес  психологу глубокую, но невидимую рану ( причем делает это агрессивный клиент с легкостью и не вызывая и тени ответственности за совершенное).
Поскольку агрессивный клиент склонен к незавершенному диалогу. то одна из задач психолога состоит в превращение диалога в завершенную блокаду.  Она осуществляется через введение консультантом ограничений и контроля. для этого психологу необходимо найти "болевые" точки  агрессора или манипулятора, и обнаружив хотя бы одну из них вывести агрессора из хаоса незавершенного диалога и начать процесс формирования перемен в условиях доверия и эмпании (Я с тобой). Поэтому отражать агрессивные высказывания клиента следует неожиданными, однако продуманными и краткими инструкциями. Можно использовать цифры, счет, дни недели. понятия "знания-не знание", "запомнить-забывать". Построение фраз при разрыве шаблона должно быть утвердительным, директивным и конструктивным, можно чередовать его с использованием простых и образных метафор. Если психолог осознает, что у него нет возможности противостоять агрессии, а жизни собеседника не грозит опасность, то целесообразно завершить беседу. Можно пригласить пообщаться в другого время и более приемлемой форме.
В заключении можно отметить, что при консультировании манипулятивных, агрессивных клиентов психологу необходимо показать делинквенту. что он не видит в себе ресурсов, которые бы обеспечили ему счастье и успех и поэтому он ищет зло, проблемы и враждебность. Психолог должен пытаться разъяснить агрессивному клиенту как адаптироваться в круге общения в котором он живет.
Вернуть веру в возможный контроль над своей агрессией и веру в доброе начало (веру в бога), и привычку предлагать свои услуги всякий раз, когда ему попадается какое-либо посильное доброе дело, это поможет агрессивному клиенту реализовать свою избыточную энергию и успокоится, а может даже удовлетворить свои потребности в реализации соего потенциала добра.
Одной из форм регулирования молодежной проступочности является восстановление, возвращение неправомерно нанесенного вреда жертве, организации, обществу. Задача психолога консультанта убедить делинквента исполнить свои реституационные (восстановительные) обязанности перед жертвой и обществом.
В работе по предупреждению и смягчению форм поступочного (делинквентного) поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества: партии, общественные организации и движения, особое место играет семья, образование, культура, масс-медиа (средства массовой информации). Среди институтов в последние годы особую роль начинают играть социальные и психологические службы. В разработке способов общественного вмешательства для предотвращения последствий делинквентного поведения могут взаимодействовать и различные виды добровольческих политиков в попытке " разбудить сердце, до которого не достучаться обращениями к этическим. юридическим или экономическим законам"[Р.Чалдини. 27.c.194].



Тэги: общение на равных. но не впадать, Введение ограничений и контроля


Рецензии
Среди институтов в последние годы особую роль начинают играть социальные и психологические службы. В разработке способов общественного вмешательства для предотвращения последствий делинквентного поведения могут взаимодействовать и различные виды добровольческих политиков в попытке " разбудить сердце, до которого не достучаться обращениями к этическим. юридическим или экономическим законам"[Р.Чалдини. 27.c.194].

Таисия Олеговна Кучина   24.09.2010 22:37     Заявить о нарушении