Самосознание ребенка
Каждый человек любого возраста немного психолог.
Уже дошкольник может судить о мыслях и чувствах другого человека по его отношению к нему других людей. Каждый ребенок имеет свою индивидуальность: свое имя, свое отношение к значимым другим и просто к знакомым, то есть имеет своё самосознание.
Признание и притязания ребенка одни из самых значительных потребностей дошкольника. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений от родителей и круга общения. Мотивы поведения ребенка насыщается социальным содержанием. Дети начинают скрывать свои притязания, а открытое самовосхваление наблюдается лишь в редких случаях. Дети начинают всё чаще обращаться к взрослым за оценкой своих действий и личных достижений. Если со стороны родителей в дошкольный период ребенок слышит: "Ты не сможешь этого сделать"; "Ты не знаешь этого"; "Не мешай мне пустыми вопросами" и тому подобное, то у него вырабатывается комплекс недостаточности. Комплекс недостаточности - это ощущение своей несостоятельности, затрудняющее общение с другими людьми и создающее тяжелый внутри-личностный дискомфорт у ребенка. Возникнув при общении со взрослым, комплекс недостаточности в дальнейшем переносится на отношения со сверстниками. Отношения со сверстниками переплетены в сложные отношения взаимной поддержки и соревнования. В игровой деятельности дошкольник выражает свои притязания, а приобретенный комплекс неполноценности ставит его в позицию неуверенного в себе ребенка.
Самосознание ребенка в этот период несет в себе желание следовать стереотипам мужского или женского поведения (индентифицирует себя по половому признаку).
Самосознание ребенка уже в этот период ориентировано на личное прошлое, настоящее и будущее. Например: о прошлом он рассказывает о своем детстве и прошлых событиях; о настоящем - что он делает сегодня; о будущем кем он хочет быть.
В этот же период у ребенка формируются ценностные ориентации на его личное социальное пространство, то есть он заявляет о своих правах (притязания на признание его как человека). Он заявляет о себе как правовом субъекте и он переживает свое объективное положение ("Это моё"; "Это твоё"; "Это чужое", "Это общее"). Это порождает у ребенка соответствующее понимание и отношение к себе, к занимаемому им положению в детском коллективе, в своей семье (28).
Тэги: Комплекс недостаточности у ребенка
Свидетельство о публикации №110091305810