Притча о двух отцах
«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».
(Оскар Уайльд)
Давным-давно это было, когда не существовало и в помине ещё компьютеров, телевизоров, машин и всякой другой техники, когда не придумали ещё делать пластические операции для омоложения.
Родился в одной семье ребёнок. И пришёл молодой отец к Великому Мудрецу спросить совета, как правильно воспитывать дитя своё, чтобы росло оно добрым, честным, ответственным, чтобы почитало родителей своих. «Что ж, - сказал Мудрец, - послушай притчу о двух отцах. Возможно, сам поймёшь, в чём секрет хорошего воспитания…»…
…Жили в одной деревне две молодые пары, дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье: при родах обе матери умерли, и отцы стали воспитывать детей сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет. Отца первого ребёнка нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову, морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как и 10 лет назад. И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа. Пошёл он к местному Мудрецу и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?» «О каких заботах ты говоришь?» - спросил его Мудрец. И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам…» «А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», - попросил его Мудрейший.
«Я, - начал свой рассказ пришедший, - почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу. За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка: я много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жилище. Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне утвердиться в обществе… Когда с новой пассией я приезжал к ребёнку, он капризничал. Когда он подрос и к нам в дом приезжали высокопоставленные гости, он старался сделать так, чтобы опозорить меня: он опрокидывал на гостей дорогие вина, подбрасывал им под ноги шкурки бананов, обмазывал ручки столовых предметов сосновой смолой… Всего не перечислишь… Я держал его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание… Он должен был усвоить, что старшие всегда правы, и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать… Он всегда старался мне навредить … За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным приемником моего знатного рода, он платит нам такой монетой…» «В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё участие в его жизни?» - спросил его старец. «Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. - Я ведь забочусь о нём: кормилица, учителя, деньги на карманные расходы, светские вечера с нужными людьми, дорогие подарки на дни рождения… Я ведь его отец, я дал ему жизнь, я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее… На меня не обращают внимания женщины из-за моего дряхлого вида, а мне ведь только 30!…» «А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?» - вдруг спросил его Мудрец. «Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», - прозвучал ответ родителя. «А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё внимание к себе самому, хотел, чтобы ты уделил ему внимание, а не своим гостям?» - неожиданно спросил его старец. В ответ – одно недоумение на лице высокородного посетителя. «Давай позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь?» - предложил Мудрец.
Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?» «Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?» «Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца… Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи. Когда я трудился на своём поле вместе со своими работниками, он лежал в люльке в тени раскидистого дерева недалеко от меня, чтобы я мог услышать его плач и успокоить его. Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу… Да много всяких дел в домашнем хозяйстве… Я не считаю зазорным выполнять любую работу, я уважаю человека трудолюбивого и для меня не существует различий в званиях… Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает. На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы. Простой учитель, ставший нам родным человеком, помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим ребёнком, мы весело встречаем праздники, на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей, которых тоже вовлекаем в праздничные игры… Ведь игра – дело серьёзное, это основа обучения, воспитания и общения детей с нами, взрослыми. Живое общение не заменишь ни чем. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги … Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью… И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом…» - закончил свой рассказ Отец. «Папа! - раздался звонкий детский голос. - Пойдём, наша очередь петь песню на празднике Солнца». «Иду!» – ответил он. И, обращаясь к Мудрецу и своему соседу, сказал: «Извините, меня ждёт ребёнок».
Взявшись за руки, смеясь, они побежали туда, где Праздник Солнца был в самом разгаре, и люди дарили друг другу улыбки, и все были счастливы, а особенно ребёнок, которого держал за руку ЕГО ОТЕЦ…
Великий Мудрец замолчал. «Кто прав из этих двоих?» - нарушив тишину, спросил он молодого отца.
«Прав второй. Спасибо! – сказал молодой отец. – Я понял, как надо воспитывать своего ребёнка, чтобы он рос добрым, трудолюбивым, послушным и, главное, – счастливым». «Тогда иди, и поступай так же», - произнёс Великий Мудрец.
Свидетельство о публикации №110091203745