Часть 4. 3. Трамвай в интерьере

   Трамвай вышел из депо. Первая остановка. Заходят пассажиры: школьники и студенты,
рабочие и служащие, господа и инеллигенция, дамы и пенсионеры. Заходят по собственному желанию и по необходимости. Но как-то странно. Так и норовят втиснуться в одну дверь.
Правда, в этой суматохе прекрасно можно увидеть культуру,навыки, привычки,воспитание,то  есть, индивидуальные  и характерные особенности пассажиров в самом естественном их проявлении.
   Но вот, наконец, все вошли, двери закрылись, трамвай двинулся с места, пассажиры кое-как разместились, и Лия начала свой первый рабочий день в качестве кондуктора.
   Раньше она была педагогом, поэтому дело кондуктора для неё новое и она пытается изучить людей методом погружения в их естественную среду сочетания.
   Вглядываясь в лица. Отмечает зашоренность, напряжённость, безразличие, отсутствие каких-либо эмоций в них. Первое впечатление-сплошные маски неприступности, мир совершенно замкнутый для первых восприятий. Но основная задача: втянуть народные массы в товарно-денежные отношения. Некоторые пассажиры достают деньги срзу, другие-долго копошаться в кошельках, а третьи-вообще себя не утруждают ни в чём.
   Часто трамвай посещают молодчики, вооружённые бутылками воды, банками пива, чипсами, конфетами, печеньем и т.д.. Развалясь на сиденьях, они оперативно приступают к намеченной цели. Как Лия в дальнейшем поняла, трамвай для них не только средство передвижения, а своеобразное шоу. Вскрыв бутылки и банки, определённая возрастная категория ребят выжидает того момента, когда кондуктор подойдёт к ним. Как только она начинает приближаться, их головы дружно запрокидываются назад. Донья банок и бутылок оказываются  над головами, а булькающая и пенящаяся жидкость переливается в челюстно-мозговое отверстие и исчезает где-то внизу, в складках одежды. А Лия стоит и любуется этой картинкой, пока у них хватит дыхания, чтобы продолжить свой спектакль. Наконец, их взоры, полные удовлетворения, обращают внимание на обслуживающий персонал, видимо, в ожидании аплодисментов и похвалы за удачную театральную постановку и артистизм в совершенно синхронном исполнении данного номера... похоже срабатывало и не раз. Откуда им было знать, что Лия новенькая и её установка на сегодняшний день не велит ей вмешиваться "во всякую всячину" возможную или возникающую, по личным предположениям, в процесс незнакомого и неисследованного нового дела. А посему, она стоит молча и созерцает. Затем, встретившись с их глазами, поочерёдно измеряет таким взглядом, что они приходят в замешательство, не мешкая оплачивают проезд, чувствуя, что зффект  "тягомотины" не произвёл на неё никакого впечатления.
   Итак, Лия одержала маленькую победу. И терпение вознаграждено определённой информацией и опытом.
   Есть остановки,на которых большинство пассажиров выходит из вагона.Это даёт возможность кондуктору "перевести дух" и подвести кой-какие итоги дня. Рассматривая салон, Лия замечает, что его скудный дизайн здорово изменился. На полу образовались лужи,
ручьи, ручейки, из катающейся и позвякивющей тары на полу. Под ногами растёртые в пыль чипсы, упаковки из-под печенья, соков и других продуктов...Эта антисанитарная косметика салона выдала ей информацию о "высокой ЛИЧНОЙ культуре" отдельных посетителей средств передвижения.
   И вдруг Лия задала себе вопросы: - Что я тут делаю? Чем занимаюсь? Работаю? Что это за работа, если тебя не уважают? Это что - профессия, ремесло или ещё чёрт знает что? -
   Ещё не успев определиться, она почувствовала, что трамвай затормозил. Находясь в конце второго вагона, и через заднюю дверь она видит как в первый вагон вползает пьяный мужик.
   Способ его передвижения совсем необычный, сродни разве только ветерану, герою - инвалиду "борьбы с петухом" из " Царя Додона".А.Пушкина. Стоя на коленях, он приподнял передние конечности (руки), с грохотом падает на ступеньку, в этом процессе он дикими усилиями подтягивает задние приспособления ( ноги ). Следующую ступеньку ему удаётся осилить только после третьей попытки, так как все свои силы он уже исчерпал на предыдущем этапе, так называемом "показухи для масс".
   Наконец то мужик вполз.
 И только ему известным способом, он добрался до переднего двойного сиденья и "шмякнулся"
на него, заняв практически целиком в лежачем виде.
   Водитель трамвая тоже, видать, терпеливая женщина, вынуждена была задержать отправку вагона. Но вот дверь закрылась и вагон покатил дальше. И вдруг в первой половине салона разразтился скандал. Лия подошла ближе.
1-я дама: - Да пусть едет! Тебе что жалко? -
2-я дама: - А тебе, что нос заложило? -
3-я бабуля: - Да, тут совсем дышать нечем!
4-я дама, увидев хозяйку вагона, подошла и сказала ей, что здесь находиться нельзя и надо что-то делать.
   - Ух! Занавес открывается! - пронеслось у Лийкеи, как вихрь в голове.
Почувствовав доверие, оказанное накнец ей, её не хилая биоэнергетика сконцентрировалась в единый мощный комок, готовый к любому исходу событий и она решительно направилась вперёд:
 - Оплатите или предъявите документ на право бесплатного проезда! - сказала она внятно, приняв единственное юридически-правильное решение.
   К её полному изумлению, бомж, только что валившийся с ног, будто сразу протрезвел. Послушно, не произнеся ни единого слова, какой-то весь обмякший, встал и пошёл к выходу. На остановке он без стука, грюка и падений покинул трамвай. Наблюдая за его ровной походкой, Лийка обалдела от неожиданности.
   Трамвай тронулся. Бомж исчез, но дух его витал, несмотря на все открытые окна, даже
во втором вагоне. Вновь прибывшие пассажиры, ни о чём не догадываясь, сели на только что освободившееся сиденье, обтирая его своими подолами.
   А Лия ощутила, что внутри  образовался вакуум, а биоэнергетический комок исчез, растворился, столкнувшись с новым явлением "НИКТО", столь вялым и "беззубым",но, явно следуя за логикой поведения, артистом...
   Зта внезапная пустота поразила её. И тотчас возникли различные мысли, вопросы, а руки сами собой начали "обилечивать" пассажиров.
   Обойдя всех, она оглянулась вокруг, и не увидела тех" кто был бы обделён её внманием,
как бы им этого не хотелось". Тогда она обнаружила себя сидящей возле дамы, которая предложила выдворить бомжа. И Лия задала ей вопрос, который от неожиданности потряс её саму:
- Какие синтетические жанры искусства вы знаете? -
Подумав секунду, дама охотно, однако, ответила:
- Да как-то сразу и не вспомнишь. - 
Тогда Лия "приклеилась" к соседке;
 - А вы что скажете? -
 - Кино что ли? - нерешительно ответила она.
 - Да, не густо!-подумала Лия. - Что и говорить, искусство заменил "ящик", да и театры нынче стали недоступными. Цена билетов такова, что зарплата у рабочего люда в месяц, меньше стоимости одного билета на спектакль. А пенсионерам, которые могли бы тряхнуть
стариной, эти мероприятия вообще не по карману, даже, если в прошлом они имели самое прямое отношение к искусству.
   Она, нехотя поднялась с места, задав себе вопрос: - Да к чему это я?" -   
   И вдруг её осенило: - Трамвай это такой кладезь натурального искусства без всякой там "синтетики", где все пассажиры являются исполнителями, постановщиками и зрителями спектакля под названием: "Трамвай в интерьере", по вполне доступным ценам - стоимость
одного билета за проезд. К сожалению, нельзя назвать стабильную цену билета, так как каждый год все цены меняются в сторону увеличения. Трудно предположить к чему мы придём?
  Приходите в трамвай, занимайте места, активно включайтесь в процесс. Снимите с себя маски отрешённости от мира сего, учавствуйте в массовках, а солисты всегда найдутся! И всего через несколько остановок, выпустив пар, разрядившись, отдохнувшие, вдохновлённые, вы сможете пойти по своим делам.
 
  Итак, пассажиры, занимайте места!
  Спектакль начинается! 
   
   

    


Рецензии