Как творят гении
Так, один из известных авторов в области изучения связи между звуком и цветом - лингвист А.П.Журавлев - приводит следующие данные по гласным звукам русского языка (обобщенно по результатам нескольких экспериментальных процедур) (Журавлев, 1974):
А – ярко-красный,
И – синий, голубой,
О – светло-желтый,белый
У – сине-зеленый,
Ы – черный, мрачно-коричневый, темный,
Э – желто-зеленый.
буква Е является йотированным звуком Э и симметрична букве Э;
буква Ё является йотированным звуком О и симметрична букв е О;
буква Ю является йотированным звуком У и симметрична букве У;
буква Я является йотированным звуком А и симметрична букве А.
Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. Действительно, эти буквы/звуки присутствуют во всех европейских языках. Именно европейских.
Когда мы говорим о соответствии звуков и цветов, мы полагаемся на звуко-цветовые ассоциации. Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей - носителей языка: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Или, можно сказать, что соответствия цветов и звуков являются архетипическими – и поэтому схожими – для носителей одной культуры. Возможно, что для представителей племени тумба-юмба цвето-звуковой мир окажется совсем иным.
А что же в нашей культуре? Вот что написал «наше всё»:
Я помню чудное мгновенье:/ я о ю у о е о е е
Передо мной явилась ты,/ е е о о я и а ы
Как мимолетное виденье, /а и о ё о е и е е
Как гений чистой красоты. / а е и и о а о ы итого: о/ё – 10, е – 9, и – 5, а/я – 6, у/ю – 2,
ы - 2
Итак, мы видим буйство красок – смешалось всё, как в калейдоскопе: жёлтый, красный, синий, зелёный. Конечно, а как ёще описать состояние влюблённости, если не всеми цветами радуги? А вот тёмных оттенков, представленных звуком «ы», почти нет, они размыты. Вы думаете, это случайность? Нет, случайностей случайно не бывает! Дело в том, что гений – это человек без кожи. Он просто слит душой с этим миром воедино, он живет этим миром, видит его внутренние процессы, невидимые связи между предметами и событиями, анализирует их – почти всегда интуитивно – и так же интуитивно синтезирует, превращая в творения. Эта сухая схема «анализ-синтез» вовсе не означает, что гений задумывается над ней – нет, он творит в порыве единства с самим собой, в порыве вдохновения, когда эта схема работает автоматически, как работает без нашего участия дыхательный центр…
Ниже приведено всё произведение и вынесены для сравнения все гласные звуки:
В томленьях грусти безнадежной, /о е я у и е а е о
В тревогах шумной суеты, / е о а у о у е ы
Звучал мне долго голос нежный/ у а е о о о о е ы
И снились милые черты./ и и и и ы е е ы о – 8, е – 9, и – 5, а/я – 4, у/ю – 4, ы - 3
Шли годы. Бурь порыв мятежный / и о ы у о ы я е ы
Рассеял прежние мечты, / а е я е и е е ы
И я забыл твой голос нежный,/ и я а ы о о о е ы
Твои небесные черты./ о и е е ы е е ы
В глуши, во мраке заточенья / у и о а е а о е я
Тянулись тихо дни мои / я у и и о и о и
Без божества, без вдохновенья, / е о е а е о о е я
Без слез, без жизни, без любви./ е ё е и и е ю и
Душе настало пробужденье: / у е а а о о у е е
И вот опять явилась ты, / и о о я я и а ы
Как мимолетное виденье, / а и о ё о е и е е
Как гений чистой красоты./ а е и и о а о ы
И сердце бьется в упоенье, / и е е ё я у о е е
И для него воскресли вновь/ и я е о о е и о
И божество, и вдохновенье,/ и о е о и о о е е
И жизнь, и слезы, и любовь./ и и и ё ы и ю о
А вот моё любимое стихотворение Николая Асеева:
Я не могу без тебя жить! / я е о у е е я и
Мне и в дожди без тебя – сушь, / е и о и е е я у
Мне и в жару без тебя – стыть. / е и а у е е я ы
Мне без тебя и Москва – глушь. / е е е я и о а у итого: о - 3, а/я - 2/3, е – 12(!), и – 5,
у – 4, ы – 1.
Итак, налицо сине-зелёная гамма. А теплых цветов почти нет. А их и не может быть в отсутствие любимой…
Мне без тебя каждый час – с год; / е е е я а ы о
Если бы время мельчить, дробя! / е и ы е я е и о я
Мне даже синий небесный свод / е а е и и е е ы о
Кажется каменным без тебя. / а е я а е ы е е я
А вот тут редкий звук "ы" в каждой строчке! Мрак!
Я ничего не хочу знать –/ я и е о е о у а
Слабость друзей, силу врагов, / а о у е и у а о
Я ничего не хочу ждать, / я и е о е о у а
Кроме твоих драгоценных шагов. / о е о и а о е ы а о
Нетрудно увидеть, что общий цветовой фон произведения тяготеет к холодной гамме, но в последней строфе вдруг обнаруживается лучик надежды – появляется желтый/белый и красный цвета с появлением звуков «О» и «А».
Но это гении. А кто же мы с вами? Всё равно будьте счастливы!
Свидетельство о публикации №110091104490
Анатолий Кожевников 17.03.2015 08:15 Заявить о нарушении
Непосредственно Просветлённая 17.03.2015 21:04 Заявить о нарушении