Терпимость к неопределенному

Толерантность - от лат tolerantia - терпимость к чужим мнениям и верованиям.  Что такое терпимость.
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова записано:
Терпеть - 1. Безропотно переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное). 2. Мириться с наличием, существованием кого-то, чего-то, что-нибудь. 3. Испытывать что-нибудь (неприятное, тяжелое). Терпеть поражение. Терпеть крушение. 4. Быть таким, что можно отложить, подождать. Время терпит. Дело не терпит.
В первую очередь школа, через которую проходят практически все дети соответствующего возраста,то есть возраста активного формирования знаний и навыков познания, действенного сознания, социального опыта, значимых ценностных ориентиров. Важное значение имеет объективно заданное пространство совместного пребывания и взаимодействия ребят из разных этносов, у условиях которых не исключена и возможная сфера возникновения и проявления межнациональной неприязни и конфликтов. Столь же объективны и возможности их профилактики и преодоления, заложенные в приобщении школьников из разных этносов к общему знанию и познанию. В его функции оказывается привлечение практического (по этносам, нациям. народам и др.) материала на уроках. Факты и явления национально-этнической, религиозной культуры и т.д. могут применяться и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), в организации самоуправления и прочее. Эти знания позволяют учащимся проявлять национальную идентичность и руководствоваться в региональных межнациональных отношениях в регионе, в ближайшем окружении. Толерантное сознание формируется там, где учителя целенаправленно работают с семьями учащихся, в социуме в целом и его секторах. Дети и молодежь приносят ксенофобию и экстремизм из социально-этнического пространства, менее доступного влиянию школы (Б.З.Вульфов).
КСЕНОФОБИЯ (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы – представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие» («обобщенный Чужой»), по выражению известного российского социолога Ю.Левады). В современной социологии и социальной психологии эти явления описываются в более четких аналитических терминах (межгрупповой конфликт, этноцентризм, этнические стереотипы и предубеждения, социальная нетерпимость и т.д), однако они имеют ряд общих черт.

Подобно другим социально-психологическим явлениям, ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона или оптимума: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие).

В древнейших обществах подозрительно-враждебное отношение к чужакам было необходимым условием формирования и поддержания единства и идентичности собственной родоплеменной группы. По мере расширения, усложнения и интенсификации межгруппового общения, образы

«Других» дифференцируются, окрашиваясь разными эмоциями, в зависимости от характера конкретных межгрупповых отношений. Непохожесть может вызывать не только отрицательные чувства, но и интерес, потребность во взаимодействии и обмене. Группа-конкурент вызывает к себе враждебность и зависть. Отношение к людям, с которыми мы сотрудничаем, может быть окрашено положительными чувствами, а к тем, на кого мы смотрим со стороны, – чувством любопытства. Понятия «Другой», «Чужой», «Посторонний» предполагают разное социальное расстояние и имеют неодинаковую эмоциональную окрашенность.

Несмотря на интернационализацию и глобализацию жизни и культуры, а отчасти благодаря этим процессам, ксенофобия в современном мире очень сильна. Она проявляется в многочисленных конфессиональных, расовых и этнокультурных конфликтах и актах насилия.

Носителями и проводниками ксенофобии являются прежде всего те слои и группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности и боятся подчинения и поглощения более мощными силами. В развивающихся странах главным объектом вражды и одновременно зависти является «Запад», «вестернизации» противопоставляется идеология возвращения к собственному идеализированному патриархальному, зачастую воображаемому, прошлому. Западные же традиционалисты видят угрозу в интернационализации мира и наплыве иммигрантов из Азии и Африки.

Борьба развертывается как на мировом уровне, так и в рамках каждой отдельно взятой страны. Ксенофобия выступает, с одной стороны, как проявление трайбализма, желания любой ценой сохранить свои «исконные» свойства, а с другой – как специфическая идеология, с помощью которой господствующие классы мобилизуют на борьбу с «чужаками» социально уязвимые слои населения. Образ символического врага при этом демонизируется и наделяется всевозможными пороками. Ксенофобия, будь то расизм или антисемитизм, – имманентная черта любой разновидности фашизма и национального экстремизма. Этнические фобии дополняются сексуальными (гомофобия) и культурными (неприязнь к любым нетрадиционным формам поведения, искусства и т.д.). Какой именно символ выдвигается на авансцену – часто дело политического расчета(Энциклопедия кругосвет).

Экстремизм (от фр. extremisme — крайний) — приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Факторы, порождающие Э.: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформации политических институтов и структур, тоталитарный характер режимов подавления властями оппозиции, преследование инакомыслия, политические амбиции лидеров социальных и политических групп и т. п. Э. выступает против сложившихся общественных структур и институтов. Для достижения своих целей экстремистские организации и движения используют зажигательные лозунги и призывы, демагогию, провоцируют беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Их лидеры отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. В идеологическом плане Э. отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему политических, идеологических и религиозных взглядов, требует от своих сторонников слепого повиновения, исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. При этом экстремисты опираются не на знания и разум, а на чувства и предрассудки людей, на примитивное сознание и инстинкты толпы. Для них характерно стремление к охлократии (власти толпы). Основные формы проявления Э.: политический, религиозный, националистический, экологический.

Нетерпимость и отзывчивость у младших школьников.
Ненависти  и нетерпимости научиться можно, да и отзывчивости, пониманию, сочувствию  и толерантности даже нужно учиться. Чем раньше и больше возможностей предупредить нетерпимость и ненависть к людям тем  здоровее будут отношения к обществу.
В младшем школьном возрасте неудовлетворительное положение в классе  переживается  детьми очень остро и часто переходит в нетерпимость. Однако если у ребенка есть хоть одна взаимная привязанность,  он перестает осознавать свое плохое положение в системе межличностных отношений в классе. Отсутствие опыта и информации как можно посочувствовать или понять сверстника - приводит к нетерпимости или к настороженному отношению к другим. Педагог имеет возможность поощрять ребенка к дружбе с детьми вынужденных переселенцев, мигрантов. Вовлекая их в школьные и внешкольные программы, педагог может проявлять открытость к людям , отличающимися  от него по широкому ряду положительных признаков, чтобы ребенок подражал ему в уважении непохожести. В младшем школьном возрасте "эмоциональное развитие обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений - отношения послушания и некритического принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые всей компанией"(17.с 263.) Д.Б.Эльконин пишет: " В российской психологии были выделены основные типы деятельности ребенка: предметная деятельность, игра, учение, труд"(47) . ..Оказалось, что в самом начале подросткового периода существует и рельефно проявляется особая деятельность, предметом которой является другой человек, прежде всего другой подросток - деятельность общения и она существует в неразвернутой форме и в более ранних возрастах. Эти формы обобщены в четырех аспектах:
1. изменений, возникающих в учебной деятельности;
2.возникновение новых форм общения;
3.формирование взрослости
4. усвоения морально-этических норм.


Рецензии
В младшем школьном возрасте неудовлетворительное положение в классе переживается детьми очень остро и часто переходит в нетерпимость. Однако если у ребенка есть хоть одна взаимная привязанность, он перестает осознавать свое плохое положение в системе межличностных отношений в классе. Отсутствие опыта и информации как можно посочувствовать или понять сверстника - приводит к нетерпимости или к настороженному отношению к другим.
В младшем школьном возрасте "эмоциональное развитие обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений - отношения послушания и некритического принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые всей компанией"(17.с 263.)
***
Д.Б.Эльконин пишет: " В российской психологии были выделены основные типы деятельности ребенка: предметная деятельность, игра, учение, труд"(47) .
***
..Оказалось, что в самом начале подросткового периода существует и рельефно проявляется особая деятельность, предметом которой является другой человек, прежде всего другой подросток - деятельность общения и она существует в неразвернутой форме и в более ранних возрастах. Эти формы обобщены в четырех аспектах:
1. изменений, возникающих в учебной деятельности;
2.возникновение новых форм общения;
3.формирование взрослости
4. усвоения морально-этических норм.
***
Понравилась статья и очень пригодится в работе..
Вдохновения и новых творческих достижений Автору..
С уважением,от всей Души..

Таисия Олеговна Кучина   20.09.2010 02:39     Заявить о нарушении