Депрессивный синдром
Согласно результатам исследования, проведенного учеными из американского университета Мичигана, люди, находящиеся в депрессии, не могут ощутить разницу между злостью, грустью, стыдом и чувством вины.
Открытие ученых означает, что поскольку люди в состоянии депрессии не способны ощутить разницу между различными эмоциями, значит, они не могут правильно выбрать стратегию действий и только усугубляют свои психологические проблемы, пишет CNews.
В исследовании приняли участие 106 человек в возрасте 18-40 лет, у половины из которых диагностирована клиническая депрессия. Участники в течение семи-восьми дней носили с собой электронный блокнот, где описывали свои эмоции в случайные моменты жизни. В частности, подопытные отмечали по шкале от одного до четырех интенсивность ощущения одной или нескольких из семи отрицательных эмоций (тоска, тревога, гнев, разочарование, стыд, отвращение, вина) и четырех положительных эмоций (счастье, возбуждение, внимательность, активность).
В итоге выяснилось, что когда участники испытывали две эмоции одновременно, они часто не могли отличить даже отрицательные эмоции от положительных, а ведь последние служат своего рода буфером в борьбе с негативными эмоциями людей в депрессии.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
"Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо;льшая частота суицидов")
Аффективные симптомы депрессии:
1. Печаль. Необходимо ослабить самообвинительные тенденции (психодрама).
2. Индуцированный гнев.
Печаль и тоска могут быть нейтрализованы эмоцией гнева.
3. Отвлечение внимания.
4. Польза юмора. Необходимо найти забавные стороны ситуации тревоги.
5. Дозированное выражение чувств. Рекомендовать непродолжительные обсуждение страданий клиента ("душевные излияния").
6. Повышение толерантности к дискомфорту. " У меня хватит сил вынести это" или " Посмотрим как долго я могу вытерпеть это". Своеобразная "вакцинация" против будущих приступов депрессии. Необходимо научить клиента способам блокирования депрессивных стимулов (печали, тоски). Главное научить клиента не заниматься самобичеванием и отказаться от должествования.
7. Слезливости нет. Договориться с клиентом, что ему будет выделено время (3 минуты) на то, чтобы он мог поплакаться в началеЮ середине, конце каждого се5анса. "Структурированный плачь" клиента.
8. Чувство вины. Объяснять клиенту, что мысль не то же самое, что поступок, и что он не сможет своими желаниями повлиять на ход вещей. Особенно не надо считать клиенту себя лично ответственным за поведение и поступки других людей. "В чем конкретно ваша вина?" (при комплексе "виноватой матери" у женщин среднего возраста). Чувство вины укрепляет негативные тенденции человека.
9. Стыд - часто основан на мнимых прегрешениях и недостатках. Бывает клиенту стыдно из-за того что его считают глупым, слабым, ничтожным и это чувство стыда клиент вызывает у себя сам. При этом можно принять философию "антистыда" и открыто заявить о своей ошибке.
Чувство стыда
Чувство стыда имеет довольно определенные мимические и поведенческие характеристики.
Человек, испытывающий стыд, прячет глаза, отворачивается, опускает голову, плечи, как будто бы старается стань меньше и незаметнее. У многих людей переживание стыда сопровождается появлением румянца. Тем не менее немало людей испытывают стыд не краснея, причем с возрастом их число увеличивается. Дети и подростки краснеют от стыда чаще, чем взрослые.
Появление стыдливого румянца почти не поддается сознательному контролю. Более того, появление стыдливого румянца, выдающего наши чувства, само по себе способно усилить переживание стыда.
Взрослые люди часто стремятся замаскировать проявления стыда. Иногда человек прячет взгляд, «отводит взгляд» («глаза бегают»), задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд презрительным, грубит, проявляет агрессивность, т.е. демонстрирует самые разные чувства – равнодушие, презрение, злость – для того, чтобы не показать окружающим, что ему стыдно.
Многие исследователи сходятся во мнении, что в момент переживания стыда человек наиболее остро осознает свою неумелость, непригодность, неадекватность в той или иной ситуации. Мы испытывает стыд, когда наша слабость выставлена на всеобщее обозрение.
Под слабостью в данном случае следует понимать не только личную неудачу или поражение, но и менее «катастрофические» ситуации: неловкость, случившуюся «на людях», неблаговидный поступок кого-то из родственников, бросивший тень на всю семью. Так называемый «публичный позор» и есть главная причина стыда. «…Стыд … есть некий страх бесчестия», - изрек древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.).
Стыд – социальное чувство, поскольку возникает, как правило, в ответ на высказывание или оценку по поводу случившегося тех людей, чьё мнение для нас особенно важно. Еще Б.Спиноза, нидерландский философ 17 века, говорил: «Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими» . возникновение чувства стыда связано не столько с самим фактом личной неудачи, сколько с её публичностью. Человек чувствует себя в этот момент совершенно незащищенным, беспомощным, глупым.
В случае. Когда свидетелей нашей неудачи нет, стыд переживается слабее, хотя каждому из нас знакомо и чувство стыда перед самим собой.
Стыд сопровождается временной неспособностью логично мыслить и рассуждать. Позже человек найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Ему по-прежнему будет стыдно, но он обретет способность рассуждать и анализировать ситуацию, искать пути решения проблемы[Психология Учебное пособие.X класс / А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина и др.М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО МОДЭК»,с. 97-100].
10. Гнев - не типичен для депрессии. "Гневный период" свидетельствует о том, что клиент идёт на поправку. При "гневном периоде" полезно развивать у клиента эмпатию. Эмпатия несовместима с гневом.
11. Повышенная зависимость. Клиент ищет помощи у других людей и это желание, выраженное в форме требования или беспрестанных жалоб, как правило, превосходит истинную потребность клиента в помощи. Психологу необходимо помнить, что помощь временно приносит улучшение эмоционального состояния, но она так же укрепляет зависимость и неуверенность клиента в собственных силах. Полезно объяснять клиенту разницу в "конструктивной" и "регрессивной" зависимости. "Регрессивная " зависимость это когда человек в состоянии сделать нечто сам, но ищет помощи других. Желание научиться преодолевать депрессию , но не возможность преодолеть трудность без помощи специалиста и есть "конструктивная" зависимость, то есть эту трудность можно и нужно преодолеть совместно со специалистом. Главная задача психолога научить клиента самостоятельности. Клиент вырабатывая новые способы мышления и приобретая навыки преодоления трудностей становится менее зависимым от окружающих. Однако следует помнить, что "конструктивная" зависимость легко может перейти в деструктивную и в этом случае клиент пытается переложить свои проблемы на значимых окружающих. Тут необходим тренинг самостоятельности - то есть научить клиента брать на себя ответственность за своё собственное поведение и эмоциональное состояние. Диапазон самостоятельности следует постепенно расширять. Важно, чтобы клиент пытался сделать как можно больше сам, не ожидая помощи от окружающих. Необходимо регистрировать эти самостоятельные "эксперименты" и обсуждать дисфункциональные мысли клиента такие как: "Зачем пытаться?", "Я не смогу!", "У меня нет времени!" и т.д. Всё это поможет клиенту в изменении своей самооценки.
Свидетельство о публикации №110090806754