Взгляд на себя, на мир и на будущее

    Аарон Бек, сотрудник факультета Пенсильванского университета примерно в одно и тоже время с А. Эллисом, делал  первые шаги в поведенческой и рациональной терапии. Бек практиковал психоанализ, однако в собственной жизни ему пришлось применить поведенческую и рациональную техники, чтобы избавиться от двух тяжелых фобий (настойчивый беспричинный страх избегания). Еще в детстве он перенёс серию операций, и с тех пор от вида крови падал в обморок. Заставив себя смотреть на кровь как естественный феномен, Бек преодолел свой страх. Позднее он таким же образом избавился от страха перед тунелями, выражавшегося в непроизвольном ускорении дыхания и дурноте . Добиться результата ему удалось, постоянно напоминая себе, что симптомы проявляются у него ещё до того, как он попадает в туннель: доказав себе, что страх носит нереалистичный характер, Бек постепенно   его преодолел [227].
Бек выяснил, что если клиент придерживается глобального негативного взгляда на себя, на внешний мир, на будущее, то возможно исправить эти искажения с помощью  логики и доказательных фактов и обратить переработку информации клиентом к реальности.
Когнитивная триада.
Депрессия - сниженное настроение, переживание подавленности, тоски и безысходности - характеризуется замедлением мышления и двигательной заторможенностью [П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Клиническая психология. "Гэотар-мед" М. 2002. с. 230]
Бек, обсуждая депрессию выделяет три причинных фактора:
- "когнитивную триаду": для страдающего депрессией характерен искаженный взгляд на себя, на мир, на будущее (" Я ни на что не годен", "Моя жизнь разочаровывает", "Дела никогда не пойдут на лад");
-"безмолвные заключения": не высказываемые в слух убеждения, оказывающие негативное влияние на эмоциональные и когнитивные реакции индивида ("Если кто-то злится, это, вероятно моя вина", "Раз меня никто не любит, значит я этого заслуживаю")
-"логические ошибки": необоснованные обобщения (взгляд на отдельный случай как на закономерность), выборочное внимание (сосредоточение на одних деталях и игнорирование других), произвольные выводы (заключения не обоснованные логикой или имеющимися фактами)[c.770-771].
Бек подчеркивает необходимость проявления психологом теплоты, эмпаии и искренности. Он  применяет когнитивные и поведенческие техники: ролевые игры, обучение самоутверждению, репетиции поведения.  Бек так же прибегает к "домашним заданиям". Между сеансами клиент должен проводить мониторинг своих мыслей и поведения, предпринимать осознанные усилия по их изменению, выполнять специфические задания. писать еженедельные отчеты о своих действиях и оценивать степень  удовлетворенности каждым из них. Главное для психолога является исследование идей клиента и коррекция когнитивных искажений. Бек заставлял клиентов проверять правильность их представлений о чувствах, и поступках других в отношении к нему, к клиенту: то есть тестировать реальность к имеющим место в настоящий момент восприятию и мыслей и чувств клиента о том, что с ним происходит в настоящий момент [Хант. М.История психологии. "АСТ" М. 2009.с.768-774]


Рецензии