Там, за осенью...
Мне из осени беспросветной
За дождями не виден рай, —
Меж берёзами — месяц светлый,
Словно сочника пресный край. [1]
Ах, сочельник, сквозь Пост усталый, [2]
Сквозь сугробов седых завалы —
Литургия и Златоуст. [3]
Доживу ли?.. А, впрочем, пусть! —
Пусть внимает Канал Печальный [4]
Всем печалям мирским окрест,
Отражая и Спас, и крест, [5]
И Акафист Христов Пасхальный… [6]
Мне ж из осени, так и знай,
За дождями — блажится рай.
И блажит, в том вины не зная,
Заливая дождями пал, [7]
Заревница моя шальная, [8]
И волчицы седой оскал.
Там — заря, что слезою алой
Каждый листик собой купала,
Тихим сполохом красит грусть, —
Доживу ли?.. Не знаю. Пусть
Бродит боль вдоль заката нежно
И печальные слёзы льёт,
За зимою весна придёт
И разбудит подснежник вешний.
Мне ж из осени в Репорез [9]
Серповидец вещует крест. [10]
В феврале, за последней вьюгой,
Отогреют костры погост,
И от края земного круга
Я далёко шагну — до звёзд.
В Водотёк за шальной весною [11]
Змеевник отгрустит со мною, [12]
Расцветёт за погостом куст, —
Доживу ли?.. Не знаю. Пусть
Вновь придёт за дождями лето,
На Купала сплетут венки, [13]
Я усну у твоей руки
Тихой песнею недопетой...
Там, за осенью — поворот
На печальный погост ведёт.
[1] Сочень, сочник, соченик (Ожегов (под ред. Шведовой)) — лепёшка на конопляном масле. Сочнями в сочельник, по церковным предписаниям, должны питаться верующие.
[2] Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост.
[3] Златоуст — город в Челябинской области и св. Иоанн Златоуст.
[4] Канал Печальный — канал Грибоедова, проходящий рядом со Спасом-на-Крови.
[5] Спас — Храм Спаса-на-Крови. Собо;р Воскресе;ния Христо;ва на Крови; в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель — император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, на том самом месте где был убит император. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры
[6] Акафист Пасхальный Воскресению Христову — составлен Святейшим Патриархом Сергием (Старогородский).
[7] Пал — степной пал, сжигание сухой травы в полях (в степи).
[8] Заревница — от св. Фекла Заревница — день 24 сентября. Получил свое название от степных палов.
[9] Репорез — от Никита Гусятник, Никита Гусепролет, Никита Репорез. Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву и корень. … В прошлом репа была в числе почитаемых крестьянами овощей. Говорили: «Репа — мясо, режь да ешь». «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».
[10] Серповидец — 21 февраля. Про этот день говорили: «Не тогда серпы точить, когда на жниво» идти. В этот день крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп — и наточит остро, и силу спорую в серп вдохнет. Пророк Захария Серповидец происходил из колена Левиина, и в книге Неемии назван главою священническаго рода. Он был одиннадцатый из малых пророков, и «будущая видел яко сущая». В книге пророка Захарии содержатся сведения о пришествии Мессии: 6, 12; о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим (9, 9); о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (11, 12—13); о прободении ребра Спасителя (12, 10); о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7); о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (14, 6—7). Своим прозванием «Серповидца» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (5, 1—2).
[11] Водотёк — по приметам, к этому времени начинается бурное таяние снегов. По народному календарю Алексей-Водотек. "Алексей — с гор вода", "Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей", "На Алексея — с гор вода, а рыба со стану".
[12] Змеевник (Исаакий-змеевник) — день преподобного Исаакия-исповедника, память которого церковь отмечает 30 мая /12 июня. На Исаакия-змеевника "выползает из нор всякий гад". По поверью, это день змеиных свадеб. Второй «Змеевник» — это 25 сентября — Артамон-змеевник. Змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю, вереницей ползут они в полдень по рощам да дубравам. Ещё одно название этого дня ФЕДОРА-ЗАМОЧИ ХВОСТ.
[13] Купала, Купа;ло — предполагаемый восточнославянский мифологический персонаж, связанный с празднованием летнего солнцестояния — дня Купалы (впоследствии совмещённого с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи 24 июня — Иван Купала).
Свидетельство о публикации №110090603273
Как много нового узнала, спасибо!:)) Хорошие стихи!
Пришла узнать, когда мне приступить к моим обязанностям -
я же редактор, в некотором роде... :))
С улыбкой и теплом,
Адела Василой 17.09.2010 17:17 Заявить о нарушении