Неправильные стихи автора Ксана Василенко
Эжен Куало - Песни Хирурга
И не смущайтесь, что пишу от лица мужского пола - критику женщины воспринимают не так адекватно, как критику мужчины.)))))))))))))
(Опыт читать стихи с увеличительным стеклом)
1.
Пожалуй, можно сказать, что моё знакомство с поэтическим сайтом obshelit.ru состоялось. Первые десять дней были столь насыщены, что эмоций хватило надолго. Рад этому. Несмотря на «дружеский» приём со стороны некоторой части авторов, которые почему-то слишком ревниво восприняли приход «наглого» новичка, посмевшего не согласовать с ними свои суждения и оценки, нашлась и другая часть старожилов, поддержавших мои скромные начинания. «Бесцеремонность» вхождения на сайт они не восприняли как навязывание «своего Устава», поэтому можно констатировать, что прописка моя состоялась. Скоро и внимание на меня перестанут обращать, и воспринимать будут как некую экзотическую данность литературного портала.
В общих чертах (я подчёркиваю – в общих) состав и расклад поэ(ли)тических сил на сайте мне ясен. Хорошо отметил один из авторов портала (baken), что уровень творческого потенциала сайта напоминает пирамиду. Совершенно верное наблюдение. Тем не менее, пирамиды бывают разные. Зависит это от основания. Чем короче основание «серой массы» авторов, чем толще прослойка крепких середнячков, тем выше и заметнее вершина, на которой сияет гордость и элита литературного портала.
На мой непрофессиональный взгляд obshelit.ru имеет слишком растянутое основание (фундамент) из бесталанных графоманов, тонкую прослойку средних авторов и жидкую, постоянно тающую вершину поэтической элиты. Ситуация усугубляется тем, что администрация, в лице общественных редакторов, ведут довольно вялую политику по обучению начинающих авторов, повышению мастерства средних авторов и культивирование и пропаганда действительно талантливых авторов. Удивление вызывает тот факт, что верхушку сайта составляют-то всего ничего. На мой взгляд – три-четыре автора. Чуть больше ( три-четыре десятка фамилий) прослойка очень способных авторов, сколько-то десятков (едва ли сотня человек) середняков. Всё остальное – шлам, шлак, графоманские отвалы.
Вполне можно было бы сказать: «Ну и что? А где Вы видели лучше?» Видел. Есть лучше. Но я не об этом. Отличительной чертой данного литературного портала является воинствующее полчище бездарей. Удивительно, но они здесь рулят, не заботясь ни об элементарной этике отношений, ни ставя ни в грош ни гостей сайта, ни администрацию, которая, похоже, спустила ситуацию на тормозах, ни собственное достоинство. Порой, лента отзывов напоминает худший вариант коммунальной кухни, где в открытую, не стесняясь детей, копаются в грязном белье соседей, обсуждают интимные гнусности человеческих взаимоотношений, где не стесняются плюнуть в чужую кастрюлю супа и вымазать втихаря двери комнат дёгтем.
Они же – бездари – пытаются формировать и навязывать собственные нормы восприятия поэзии. И им это удаётся! Шестьдесят процентов отзывов – сироп из откровенной лести, с обязательством ответного восхищения. Неудивительно, что сайт прекратил своё развитие, перестал быть литературным, поэтическим. Глубоко внутри ещё происходят здоровые процессы, но они невидимы, неощутимы и нет долгосрочной перспективы. Насколько я успел разглядеть, немало авторов блокируют свои страницы или вообще уходят. Сомневаюсь, чтобы это были полностью несостоявшиеся поэты. Такие просто так не уходят.
Мною написаны четыре Обзора. А так как пока ничего нового не происходит, решил я обратить свой взор на индивидуальную поэзию некоторых авторов. Перейти, так сказать, на личности. Кандидатуру подбирал недолго. Автор под ником Ксана Василенко сама обратилась ко мне с просьбой разобрать несколько её произведений, разрешила сильно не стесняться, а главное – дала согласие на полное воспроизведение рассматриваемых текстов. Это – существенный прогресс на фоне разгоревшегося скандала с Модератором сайта, который позволил себе… Ах, да! Забыл: действие администрации не обсуждается. Ну и не будем.
Кандидатура автора под ником Ксана Василенко меня полностью устроила. Во-первых, это автор, который не входит в элиту. Во-вторых, не входит ни в какую группировку, так что конфликта с бездарями и глухой зависти элиты быть не должно. В-третьих, она достаточно активна, имеет чётко выраженную позицию и не подвержена ничьему (на мой взгляд) влиянию. Большим плюсом является то, что она готова воспринимать критику. Сказала, что любую. Враки, конечно, ибо нелицеприятные вещи, даже справедливые, редко кто выносит. Особенно, если они высказаны публично. Но – слово вылетело, а я им воспользовался.
Перед тем, как начать, ещё раз повторю то, что всегда подчёркиваю: всё нижесказанное – моё чистейшее ИМХО. С ним необязательно соглашаться. Но вот спорить – бесполезно. Не согласны? Тогда вперёд – пишите своё ИМХО.
И ещё одно скажу. Для Барбары Полонской, Админ-стихи и Модератора. СОГЛАСИЕ НА ПОЛНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗБИРАЕМЫХ ТЕКСТОВ ОТ АВТОРА ПОД НИКОМ «КСАНА ВАСИЛЕНКО» МНОЮ ПОЛУЧЕНО.
Теперь – всё!
2.
Последние три дня большую часть своего свободного времени я проводил в особом мире: мире поэзии автора под ником Ксана Василенко. Её страничка на сайте obshelit.ru ( http://obshelit.ru/users/kayakayakaya/) полна текстов, которые, на мой взгляд) поэзией не являются. Посмею высказать крамольную мысль, что в общеизвестном смысле Ксана Василенко не умела писать стихи, не умеет и вряд ли уже научится. У неё всё неправильно: ритмика, построение, рифмы (или отсутствие таковых), у автора нет почти ни одного текста с общепринятыми формами – у неё всё своё особое, незаимствованное, ни на кого не похожее. Особая статья, на которую непременно обратил бы внимание профессиональный критик, это темы. Такое множество парадоксальных, на первый взгляд, тем я не встречал до этого ни у одного автора.
И тем не менее, вся эта «непоэзия» настолько увлекла меня, что я не мог оторваться. Многие стихи перечитывал по нескольку раз, находя всё новые и новые мотивы, ощущения, пласты осознания. Неординарность текстов ощущается даже в таких простых вещах, какими выглядят несколько стихов из цикла «Мелочи жизни» под рубрикой «Раннее».
В первых «Мелочах» http://obshelit.ru/works/112807/ всего восемь вещей и понятий, но в них открывается так много автора, так много сведений о нём, словно происходит полноценное знакомство. Через своё восприятие, например, плода груши, мы чувствуем, как автор музыкален, как обычная, вроде, действительность, перетекает с улицы, с сада на страницы нотной бумаги и – звучит! И не сразу замечаешь, что фразы построены, как будто бы, нелепо:
Ем музыку! Подумала: смешное
Сравнение, сказала невпопад,
Но как еще мне выразить такое
Великолепие, блаженство и распад
Единства формы, запаха и вкуса
На многие и дивные тона?
Вот это: «ем музыку!» меня сразило. Эти два слова – уже поэзия, хотя, в целом, зарисовку кто-то, возможно, и постеснялся бы назвать столь высоким словом. Тем не менее, таких поэтических выражений в каждом отрывке – вагон и маленькая тележка. И сравнение груши с «музыкой плода» совсем не натянутое. Приглядитесь: половинка груши очень похожа на древний струнный инструмент.
А вот это, например:
Туго набит кошелек из сафьяновой кожи.
Хочешь, откроем? Рубины на стол высыпая,
Ветками рук мы всплеснём от восторга
Назвать плод граната «кошельком» – это здорово! А «кошельком из сафьяновой кожи» здорово вдвойне. Как верно угадана фактура всем знакомого фрукта. И «всплеснуть ветками рук» замечательно. Это всё при том, что стихи совершенно неправильные. Неправильное «солнце-апельсин» и «пламенеющее сердце – фонарик хурмы» (кстати, там же привлекает фраза «ноябрь скрипнул дверцей, приняв снотворное…»), и «голубь – хранитель привокзальный, благословляющий в дорогу поезда», но что интересно – «неправильность» нисколько не портит восприятие. Даже масса примерных рифм не «колет» глаза.
Прочитав все «Мелочи…» ( http://obshelit.ru/works/112935/ http://obshelit.ru/works/115374/ и http://obshelit.ru/works/118928/), я сделал для себя вывод: автор Ксана Василенко пишет «неправильную» поэзию, но она – потрясающий мастер поэтической фразы, поэтического взгляда на простые, казалось бы, вещи и понятия.
3.
Вот это мастерство короткой метафоры, фрагментарной образности присуще и другим стихам Ксаны Василенко. Стихотворение «Азия» ( http://obshelit.ru/works/110451/) не хочется давать цитатами – оно и так, словно древние чётки из кусочков, неведомо где взятых, наблюдений и суждений. Многие из них столь же глубоки и необъятны, как и сама восточная философия. Вот оно:
Хоть зарой это слово в песок
Всё не то
***
Тут скрипит, там стучит
Притирается камень к кам
Ню вплотную, вслепую
Жернова растирают зерно
А ушастые ослики время
***
восходит ли солнце - поклон
Заходит - поклон
и покорность
как возраст – во всём
здесь всё старше
чем ты
представляешь себе
даже пыль
***
Много воды
но только не там, где
тебе захотелось
пить
как жить
***
Смотри
не глазами
– спиной
Всё самое -
Позади тебя
***
укус скорпиона
любви не страшней
***
Волкодавы-
Корноухие воины
(чуть не сказал - Искандера)
Так равнодушны
И так молчаливы
Кто заставит их
Лаять – тот бог им
Собачий Отец
Полки
Кучерявых овец
Ведут командиры.
Старшие-
Вровень со стременем,
Никого не любя
Сохраняя терпенье
и верность
Зная что
В горы
Лучше идти рядом с тем
Кто в седле
***
Не размыкая
Губ тебе в спину
Процедят у-рус
И почувствуешь
Рус я
как заяц
Русак
сдуру
сюда прискакавший
обнюхать
тебя
и понять
Азия
Что?
Что здесь делать
Русому зайцу?
***
Жарко
…дь
Можно цитировать каждую фразу, но мне глянулась эта:
Смотри
не глазами
– спиной
Всё самое -
Позади тебя
Это – про Восток. В этом, если не основная, то уж точно одна из основополагающих истин такого широчайшего понятия, как «Азия».
4.
В неправильной поэзии автора Ксана Василенко особое место занимают вещи, обозначенные ею, как «Вне реала». Но это – не фантастика, не модная фэнтези. Это попытка автора поэтическим взглядом проникнуть за грань реального, давно ушедшего. Выскажу мысль: читая такие вещи, как «Предчувствие "Титаника"», «Иллюзии Хлои», «Алабастр, нож и пеплос», «Бесконечное время назад», «Сон прозектора» и другие, создаётся впечатление, что Время для Ксаны Василенко лишь занавес, который она время от времени приоткрывает, наблюдает «ту», далёкую жизнь во всех деталях, а затем пересказывает нам, читателям, в своих «неправильных» стихах. Причём, у нас – читателей – не возникает даже тени сомнения в том, что все «картинки прошлого» реальны, автор их только что «подсмотрела» и как «историческая сплетница» пересказала нам в мельчайших подробностях. Порою кажется, что ощущаешь запах древних дымков, многоголосый, нездешний говор базаров, возраст которым – века. Даже форма изложения словно бы взята из древних манускриптов. Вглядитесь, например, вот в эту подсмотренную картину http://obshelit.ru/works/114742/. «Пиктограмма» Кусочек неведомо какой жизни. Неведомо чьего мгновения бытия. Но он был! Мы в это верим, благодаря умению автора рассказать, успев при этом задать непростые вопросы, на которые каждый даёт свои ответы:
Муравьиной тропой устремляются рыжие мысли,
Огибая валун с пиктограммой на мшистых боках:
Человечек бежит, силуэт догоняющей рыси...
Кто проворнее? Каплей в реальный уют свитерка
Проникает с листа, привалившейся к камню осинки,
Сообщение с прошлым – охота на каждом шагу,
И тогда и сегодня... Железным, с особой кислинкой,
Муравьиным укусом возникнет: "А я не смогу
Ничего обещать, ничего заплатить за удачу,
Лишних десять прожить, ублажая коварную рысь..."
...Человечек бежит. Он особым задором охвачен –
Кто проворней? Кто раньше обнимет финальную высь?
Вот это и есть соединение того, неведомого прошлого и нашего настоящего, которое связано с той эпохой незримыми нитями и вечными вопросами. И даже верится, что замшелый валун вот-вот ответит нам на них.
Запомнился «ледяной перепев» Шекспировского «быть или не быть» в «Предчувствие «Титаника»»: «Спасите… будь …нибудь» или лозунговое: «Время назад! Я – точка.» из «Бесконечное время назад», где с потрясающим лиризмом описано бесконечно материнское чувство при рождении ребёнка, и на это действо у автора свой, непохожий ни на чей, взгляд. Излишне говорить, что стихи всё те же – «неправельные».
5.
Было бы странно, если бы автор Ксана Василенко не писала о любви. Пишет. Ещё как пишет. Возможно, это самая «неправильная» часть её поэзии, и в то же время – наиболее значительный раздел её творчества. Этот раздел обозначен: «О чём молчу». Обычно о любви кричат. Или она сама о себе кричит, потому что не вмещается в грешном теле человека, ей тесно в слабой груди влюблённого. А вот Ксана Василенко – молчит. По-своему образно и ярко, от того, наверное, и очень убедительно. Первое стихотворение, которое как-то по-особому в меня запало. было «Чем я сейчас занимаюсь» ( http://obshelit.ru/works/108886/). Читая про больного приблудного кота, пришедшего неожиданно к ЛГ домой, мы через боль животного неожиданно ощущаем невыносимую боль человека, «больного» любовью. И словно не про кота, а о себе пишет автор:
Страшусь, если через край
Боль его пробирает…
Он это понимает -
Держится, не умирает.
И я прошу его: зай,
Хоть ты меня не бросай,
а?
А то уже привыкаю
В пол/глаза,
В пол/уха
По горло
В любви
Спать,
Ждать,
Жить...
Попробуй тут не поверь в то, что ЛГ любит трудно, больно, до заболевания. Попробуй не проникнись.
А как описана (прописана в деталях) любовная «Мигрень»! ( http://obshelit.ru/works/109872/) Почитайте:
Вникала в тишину, и, вот - мигрень!
Китайской тушью под глазами луны,
Зелёным иероглифом «кам - ень»
Стучит в висок и маятник латунный
Суконный сон травмирует и рвёт:
Экран бумажный, на котором ...тайцы
Из лука в цапель целятся. Сирот -
цаплят гоню в густой камыш спасаться.
Спасайтесь все! Горящим колесом
По снегу чувств… Экран( теперь - с рябиной),
Вдруг ...тайский смех « всё будет хо-ло-со»
Взрывает мозг укусом комариным.
Мигреневая черная шагрень
Сжимается и каплей – в угол глаза.
Дрожит ресниц испуганная тень,
А ...таец рот рябиновым измазал...
И здесь убитая цапля и сироты-цаплята ярко рисуют сложный период в любовных переживаниях ЛГ. Это мы – читатели так думаем и так домысливаем текст, в котором всего-то – о банальной мигрени, во время которой ЛГ мерещится невесть что, вплоть до кровожадного «…тайца». Кровожадного, потому что «рот рябиновым измазал». (Кровью?) Но мы-то знаем: стихи о любви. Почему знаем? А чёрт его знает! Мы просто знаем. Как знаем, что в этом стихотворении http://obshelit.ru/works/118968/ речь идёт отнюдь не о собаке породы Хаска. «Нежность хаски» – о невозможной, почти собачей, бесконечной любви, преданности и верности ЛГ, да и самого автора. Мне так увиделось. Подобные чувства приходят при прочтении другого стихотворения. «За журавлиной*» ( http://obshelit.ru/works/127451/) снова повествует, казалось бы, о сущей безделице – о тряпичной кукле. Но какой подтекст мы – читатели – вкладываем в содержание этого произведения. Прочтите:
За журавлиной, за клюквой возьми, ты, возьми меня, милый!
Нехорошо мне, тряпичной, на лавке одной оставаться...
Где-то ключи золотые и сливочный завтрак Мальвины,
Где-то танцмейстер-реле регулирует бальные танцы
Кукол заморских на сцене старинных часов. Делу время,
А у меня его вдоволь. На травы болотные бросишь
Или под ель, и забудешь. Ни в радость тебе и ни в бремя -
Клюквой нарочно накрашу и щёки, и губы. Посмотришь,
Вдруг приглянусь, оживу и начну в туесок берестяный**
«Ягоду девичью» весело сыпать из "лодочки" смуглой,
Слушать варакушек*** буду, и стану царевной-смеяной.
…Только с собою возьми меня за журавлиной. Хоть куклой...
*Клюква болотная, клюква четырехлепестная, журавлина, "журавлиная ягода", «девичья ягода»
** автор знает, что по правилам грамматики пишется «берестянОй»
*** певчая птица, селится недалеко от болот, водоёмов
Чувствуете тоску тряпичного существа? Чувствуете «нетряпичное» горе бездушной, казалось бы, куклы? Глубина невероятная. И гораздо убедительнее, нежели ЛГ (автор) лично заламывал руки и кричал: «Люблю! Люблю!»
Не знаю, как кому, но мне из любовной лирики более всего приглянулось стихотворение «Ревность солдатика» ( http://obshelit.ru/works/127827/). Так многослойно, многопластово и образно, что ощутимо пробирает. Здесь много скрытой экспрессии. А скрыта она за мнимой подчинённостью, покладистостью. Всё это создаёт неповторимую ауру отношений, любви и эротики на фоне «неправильной» поэзии.
6.
В разделе «Мой храм» поразило до дрожи, до слёз стихотворение «Дурочка и цыплята» ( http://obshelit.ru/works/111700/). Поверьте, можно сколь угодно бить себя в грудь кулаком и твердить о несокрушимой вере в Бога. Но автор Ксана Василенко и здесь верна себе. Не о своих чувствах она пишет, не о своих отношениях со Всевышним рассказывает. Отнюдь. Её рассказ – о несокрушимой вере простой деревенской дурочки Машеньке, чья вера столь сильна, что из мёртвых крашеных яиц являет жизнь в виде жёлтых цыплят. И столько у автора любви к своей «неправильной» ЛГ, что мы не сомневаемся: Ксана Василенко наделена такой же несокрушимой верой в Бога, в чудо, в любовь. Читайте:
Глумились, били, цыкали слюной
и Рыжей Магдой звали меня. Крашенки
катились по земле. Фома – слепой
ступай, просил, ступай отсюда, Машенька.
А я как закричу, как завизжу :
не трогайте меня руками, сволочи!
Я - свечка божия, с утра у стен сижу,
пусть дух мой спит пока еще, но полночью
сойдёт Огонь Небесный на меня
и фитилек займётся алым цветиком,
к Престолу понесут, тогда ронять
я стану воск по капле, мелким крестиком.
Давили с хрустом крашенки глупцы,
входили в раж, кружились в дикой заверти,
когда из под сапог у них : цып-цып …
цыплята разбегалися по паперти.
«Я – свечка божия…» – говорится о дурочке, но кажется, что это в душе у автора давным-давно зажёгся этот огонёк божий, который сегодня выливается воском замечательных стихов.
Заключение
Есть в творчестве автора Ксана Василенко две вещи, которые мне разбирать не хочется. Это поэма «История Лотты» ( http://obshelit.ru/works/124078/) и стихотворения из раздела «Близкие люди». Первое творение, вынужден признать) мне не по зубам. В том смысле, что подобные «неправильные» произведения должны рассматривать более профессиональные критики, нежели такой дилетант, как я. На мой взгляд – шедевральная вещь. Но это всё, что я могу сказать. Ещё – могу тихо восхищаться. И – перечитывать.
А в разделе «Близкие люди» собраны стихи настолько личные, настолько плещущие болью, что касаться их критическим (пусть и доброжелательным) пером считаю неэтичным. Каждый волен сам прочесть и мысленно их оценить. Уверяю вас, там есть, что вспомнить в своём прошлом, есть от чего покраснеть, есть о чём и о ком попросить Бога.
И последнее. Хочется о своём – больном. О пунктуации. В этом вопросе автор Ксана Василенко совершенно безграмотна. И это довольно часто мешало мне полно, без запинки впитывать в себя «неправильную» поэзию этого неординарного поэта. Ей нужно либо учиться (учиться и учиться), либо – иметь хорошего редактора и корректора.
Спасибо, что дочитали, уважаемые братья поэты и сёстры поэтессы.
10. 08. 2010 год
Свидетельство о публикации №110083105023
Вы занимаетесь РАЗВРАЩЕНИЕМ тех, кому так пытаетесь льстить. А если пройтись здесь по ленте написанным Вами отзывов, то можно увидеть, что Вы льстите всем подряд, чтобы собрать вокруг себя почитателей. Даже ребенка 12 лет не пожалели ))) Ну зачем ребенка то развращать? Он же не понимает, что Вы делаете это из-за корысти. Верит Вам, а Вы потом втянете его в свои итриги.
С этим, пожалуй, нужно бороться как с ЯВЛЕНИЕМ ))))
Ничего против Вас лично не имею, но я против лести из корысти и против лести вообще.
Анжелика Л 06.09.2010 14:13 Заявить о нарушении