За пределы обычности. Часть 1
Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. 2, 742
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Особенность синтетического сознания заключается также и в том, что оно, анализируя любое явление и охватывая его в целом, углубляет и расширяет его понимание, как бы раскрывая в нем нечто новое, нечто большее, нечто совершенно ускользающее от обычного сознания. Умение смотреть вглубь, за пределы поверхностной видимости, сопутствует синтезу. Именно мудрость обладает качеством синтетического мышления, именно синтез приводит к пониманию единства миров и всего Космоса как одного нераздельного целого.
Грани Агни Йоги, 1969 г. 122. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.
ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЫЧНОСТИ (1)
(Из Посланий Высокого Источника)
Общение есть условие, выводящее сознание за пределы обычности. Четки, постоянная молитва, вериги, власяница, самобичевание, пост, отшельничество и прочие попытки оторвать сознание от условий обычности указуют на то, к каким необычным мерам сильнейшего принуждения должен был прибегать человек, чтобы оторваться от этой обычности и удержать сознание на Высшем. Но не нужны крайности, вроде самоистязания, если отдано сердце Владыке. Любящий не принуждает себя думать о любимом. Естественно и просто мысль пребывает с любимым, и сердце наполнено им. Точно так же легко и просто Общение в духе, если сердце пылает любовью к Позвавшему. Потому и указывалась любовь всем сердцем, всем разумением, всем помышлением. Без этого условия Общение будет насильственным, неплодоносным и трудно устанавливаемым.
Значит, вопрос в том, как усилить любовь к Великому Сердцу. На одну чашу весов беспредельности полагается Великое Сердце, на другую — все то, что обычно наполняет сознание. И что перевесит? Можно представить себе, какова стала бы жизнь без Владыки, и как потускнела, и потеряла бы всякий интерес, если бы Владыка из жизни ушел. Как самое ценное следует яро хранить все, что связывает с Владыкой, ибо без Него — смерть, смерть духа. Смерть в духе может случиться и при живом теле. Живыми мертвецами Называем таких, в духе умерших. Сердце мертво в них, хотя и продолжает все еще биться. Жизнь сердца поддерживается огнем, в сердце горящем. Нет смерти там, где горит огонь сердца, даже если еще не вошел в него образ Владыки. Поддерживаем энтузиазм и горение сердца везде, где допускает сознание, не наклеивая на человека ярлыка. Все, кто двигают эволюцию, — с Нами. Доступ к Свету-Огню им всем открыт, хотя и неосознанный, ибо Новый Мир стремится к ним. И уже не власяницы, вериги и прочие пережитки прошлого, но огненный труд напряженный во имя сияющего Будущего становится путем восхождения духа к Вершинам. Путь огненного труда есть путь Огненной Йоги.
«Урусвати признала космичность человека. Часто люди твердят о макрокосме и микрокосме, и в то же время лишают их главных основ. Они не допускают всеначальную энергию, Надземный Мир и все основы духа. Какой же макрокосм может получиться без главных основ? Он окажется убогой развалиной и микрокосм будет жалким уродом.
Некоторые прозорливые ученые чуют, что даже в самых блестящих открытиях чего-то не достает. Они внутренне понимают, что законы, ими открытые, только частичные и могут приобрести совсем иные пределы. Но от малых лет никто не сказал им о законе духа. Они не нашли в себе смелость к неограниченному пониманию. Можно привести примеры, как серьезные исследователи скрывали свои широкие наблюдения. Они страшились выйти за пределы своей ограниченной науки. Они тайно читали труды великих мыслителей и никогда не сознавались в своих новых путях.
Но представим себе, что все человечество из отрицателей превратилось в наблюдателей неограниченных, – какое продвижение науки совершилось бы! Можно понять, что сказание «О Светлом Граде» стало бы истиной.
Мыслитель говорил: «Придет новый ученый, смелый и неограниченный» Учение Живой Этики: Надземное, 934.
Каждое из тел, в которых последовательно живет человек сознательной и полной жизнью, ограничено тем миром и сферой, к которой принадлежит, и подчиняется их законам. Так, тело физическое, находясь в мире плотном, может жить только в нем. Его нельзя взять с собою в Мир Тонкий. После смерти человек переходит в свое тонкое тело и проявляется и действует в нем в мире астральном, ограниченный пределами этого мира. Потом он сбрасывает тонкое тело, переходит в ментальное и живет уже в мире ментальном, подчиняясь законам последнего, будучи ограничен его сферою, чтобы потом, освободившись от этого тела, перейти выше, в Мир Огненный, в Мир Света, и пребывать уже в теле Света. Все эти миры имеют свои пределы и свои ограничения и в той или иной мере связывают человека свойствами своей материи. Даже в Огненном Мире дух свободен в своем проявлении лишь настолько, насколько утонченна и развита материя его огненного тела и способна созвучать тем или иным слоям этого Высшего и беспредельного Мира. Находясь в плотном теле, очень Высокий Дух Может выделяться и действовать сознательно во всех своих проводниках на соответствующих им планах. Но, будучи в плотном мире в своем плотном теле, Он Подчиняется его законам. Правда, Он Может делать многое, не доступное обычным людям и как бы преодолевающее обычные условия и физические ограничения: например, подниматься на воздух, ходить по воде, не чувствовать холода и так далее, но все же, несмотря на это, его физическое тело должно есть и пить, и, когда Он не Проявляет себя как Адепт, Он подлежит обычным законам. Но, находясь в плотном теле, Он все же внутренне Живет в мире, отличном от мира обывателя. Так, и во всех прочих мирах Его внутренний мир позволяет ему пребывать в высших слоях каждого.
Каждый из миров имеет семь основных градаций по степени разреженности и утончения, и материя каждого из проводников, или тел, человека, точно соответствует какому-то определенному слою. Тело физическое пьяницы, обжоры и садиста даже в своем физическом составе и строении резко отличается от тела аскета и подвижника. Именно степенью своей разреженности и утончения. Тело, привыкшее жить на больших высотах и одухотворенное, духовно разнится сильно от тела жителя большого города. Нет двух тел, похожих одно на другое, различаются все. То же самое наблюдается и во всех прочих мирах. Агни Йога, предписывая те или иные нормы поведения, диеты и прочее, имеет в виду очищение, то есть разрежение, или утончение, материи всех оболочек, или тел, человека. Много времени требуется на этот процесс, годы и даже целая жизнь, ибо эволюция жизни и заключается в утончении тех проводников, которые служат оболочками духу. Не может грубое астральное тело, отягощенное грубыми привычками, подняться выше низших слоев астрала, ему точно соответствующих по составу. Освободившись от плотного тела, высоко может взлететь только дух, очистивший от плотных частиц оболочки свои на Земле. В Тонком Мире каждый развоплощенный проходит процесс очищения, и все же, несмотря на него, не может подняться он выше высоты, им самим сложенной. Закон безошибочен и справедлив.
Мало думают люди о том, каким непроницаемым покрывалом окутывает сознание Майя. Как же можно сорвать покрывало, если его не ощутить и не увидеть? Правильно считать, что земная жизнь человека – это только лишь сон. Много людей на Земле, и каждому снится его особенный сон. Осознать жизнь земную как сон проходящий – уже достижение. Перешагнуть мыслью за пределы ее будет победою духа. А сбросить покрывало Майи будет свободою, то есть освобождением сознания от цепей плотного мира. Люди ищут свободы, будучи заключенными в оковы физического тела, но как же можно освободиться из темницы, не выходя из нее! Как же можно преодолеть тело, не подчинив его воле и не овладев его желаниями. Привычка питать его и поить столь сильна, что даже продолжается в Мире Тонком. Продолжаются также и немощи тела, и нелегко там от них освободиться. Удивляетесь, что отшельники-йоги сводят к минимуму все потребности тела, особенно в питье и еде, но не думаете о том, насколько они этим освобождают дух свой для Надземного Пребывания. Внезапная смерть в расцвете сил, и здоровья, и всех стремлений человеческих тем и тяжка, что освободиться от них психически в Мире Надземном очень трудно. Тяжело там быть связанным земными представлениями и быть бескрылым. Освобождаться от иллюзий Майи надо еще на Земле, чтобы вступить в мир прекрасный свободным.
(Гуру – Н.К.Рерих). Мысль о благе людей отрывает от мыслей о себе и освобождает сознание от оков личности. Пробить скорлупу собственной ауры можно, только выйдя за пределы личности, личных интересов, устремлений и соображений. Так важно осознать преграды, ограничения и стены личной тюрьмы, в которую обычно заключено сознание. В общей схеме Мироздания не личности, но индивидуальности человека отводится первенствующее место и роль. Ибо личность умирает так же, как и тело, и память исчезает о ней, но индивидуальность со всеми своими накоплениями остается и продолжает проявлять себя дальше, воплощаясь в новые личности, столь же временные и смертные, как и те, которые были прежде.
Ночью Учим, и учение Наше складывается в Чашу и остается там. И только по временам выплывают оттуда в бодрствующем состоянии отрывки заложенного знания. В некоторых случаях этот доступ к сокровищам Чаши облегчен, и тогда знание поступает свободнее. В Чаше сокрыто много накоплений. Когда-то они вспыхнут всеми огнями, но для этого дух должен подняться очень высоко. Даже память о прошлом воплощении не сохраняется человеком, за исключением отдельных случаев, но зато эта память, и не об одном, но о многих, запечатлена и постоянно проявляется в характере и качествах воплощенного. Что такое качество духа, например, мужество и самоотверженность или любовь к Учителю Света, как не кристаллизованная в нем память о прошлом. Может ли любить Учителя и устремляться к Нему тот, кто никогда не слышал о Нем и не устремлялся к Нему в прошлых жизнях? Так, качества и хорошие и плохие являют собою прошлые накопления. Тем же путем, как и прежде, могут накапливаться они и в настоящем воплощении. Работа в этом направлении будет уже работой для будущего. Качества духа есть результат прошлых жизней, усиленные или ослабленные последним воплощением. В качествах духа мы имеем дело с явлениями, далеко преходящими за пределы данной земной жизни. Вот родится ребенок с феноменальной способностью к музыке или языкам. Это значит, в каких-то прежних воплощениях он поработал над ними достаточно много. Необходимо отметить, что не все прежние накопления или способности могут выявляться полностью в данном теле – выявляются они по мере надобности и в соответствии с задачами эволюции данного духа. Но все заработанное прежде неотъемлемо и остается с ним навсегда, чтобы полностью выявиться, когда придет к тому время. Процессы накопления качеств и способностей медленны, но ни одно усилие в этом направлении не проходит бесследно. В сущности говоря, ради этого и воплощается человек на Земле, и в этом и состоит цель его жизни.
Материальные явления и материя далеко переступают за пределы Менделеевской химической шкалы элементов. Границ проявления утонченной материи нет, и до пределов ее человечество никогда не дойдет. Все миры, от самого грубого до самого высочайшего, материальны, ибо вне материи ничего не существует. Младенческий материализм опирался на свидетельства пяти органов чувств. Но с тех пор чувства были дополнены изобретением новых, очень чувствительных аппаратов, и сферы материи широко раздвинуты открытием новых элементов и новых видов энергии, многие из которых не видимы глазу, но регистрируются особыми приборами.
Квантовая теория и даже антимиры приближают науку вплотную к границам Тонкого Мира, который тоже материален и тоже может быть изучаем и исследован с помощью научных методов. Изобретение супругов Кирлиан дает в руки науки возможность приступить с помощью аппаратов к изучению не видимых глазу излучений человеческого тела, тел животных, рыб, птиц и растительного мира. Новый Мир раскрывается перед человеком, но уже при чисто научном подходе к нему. Из области слепой веры многие факты переходят в область, доступную научному анализу и исследованию. Придет время – и будут фотографировать не только излучения сердца, мозга или рук человека, но и формы и образы его мыслей. Материя мысли станет предметом научного познавания. Совсем не обязательно надевать клерикальный колпак на все до настоящего времени таинственные, чудесные и необъяснимые явления. Чудес нет. Все явления материальны и все объяснимы с точки зрения научного к ним подхода. Чудесная аппаратура и лаборатория человеческого организма при научном, а главное, непредвзятом подходе к нему раскроют свои изумительные свойства и возможности беспредельного развития и усовершенствования. Но отрицание и невежество придется оставить, а также и страх за незыблемость основ истинного материализма. Эти основы непоколебимы, ибо если нечто нематериально, то его и нет и существовать оно не может. Но если утверждается, что что-то самое чудесное, самое необычное существует, значит, оно материально и может быть изучаемо и доказано. Во многих суевериях и верованиях народных можно найти корни и проблески действительного, хотя и забытого знания. Из ничего не рождается ничего. Но подход к изучению многих явлений должен быть непредубежденным. Действительность и материя со всеми ее законами остается неизменной и независимой от того, с какой точки зрения смотрят на нее люди или подходят к ней. Истинная наука не боится действительности и изучает ее непредвзято.
Плотное окружение может быть совершенно одинаково. Но в одном случае сознание может быть крепко пришпилено к нему и за пределы его никуда не стремиться, в другом может свободно мысленно носиться по просторам планеты, жить в будущем и устремляться к Далеким Мирам. Свобода или связанность духа зависит не от внешних условий, но от устремления. Тот, кто в мыслях научился отрываться от них на Земле, в Мире Надземном, где все движется мыслью, познает радость свободы. Некоторые предвосхищают ее еще здесь, в мире плотном. Только примененное днем Учение даст навык применять его наставления и ночью. Если в дневном бодрствовании человек допускает чувство страха, он может быть испуган и ночью. Это касается и прочих чувств и эмоций. Изживание нежелательных свойств в жизни освобождает сознание от них и в Тонком Мире. Земные привычки и поведение очень трудно поддаются искоренению после перехода в тот мир. Но знание Учения от многого освобождает, и земные пережитки отпадают, как ненужная шелуха. Хорошо и полезно временами помыслить о том, чем отличается воплощенное состояние от развоплощенного, и запечатлеть это различие в памяти. Отправляясь жить на далекий Север или в тропики, человек учитывает различие условий, и приспосабливается, и готовится к ним. Вот такое же ясное представление необходимо иметь и о путешествии более далеком, о переходе в мир других измерений. Не удивляйтесь, что приходится так много об этом говорить – слишком уж далеко земное сознание от понимания Надземного Мира. Чудовищна неподготовленность людей, переходящих туда. Сколько ненужного хлама приносят с собою, и загромождают им пространства Тонкого Мира, и обезображивают его, вместо того чтобы украшать. Красота как земного, так и надземного сада во многом зависит от человека. Если теперь отравляют и загаживают свой земной дом, свою планету, то то же самое делают и с теми слоями пространства, которые доступны воздействию непросвещенных сознаний.
(Гуру). Меры всех трех миров, применяемые на Земле, позволят разрушить ограничения плотной видимости. По земному разумению и очевидности есть только то, что видит телесный глаз или слышит такое же ухо, но плотную видимость можно заменить тонкой и огненной. Мысль – уже в области внеземных измерений. Мыслью уже можно проникать за пределы плотного мира и устанавливать надземные связи. Конечно, такая мысль отличается от мыслей обычных, ибо вводит сознание в область необычного. Признание трех миров открывает в них двери и показывает, какая тесная и неразрывная связь существует между всеми. Ведь и сам человек троичен, и все три мира ярко выражаются в нем, надо только уметь усмотреть особенности каждого. Ведь человеку дано сердце, орган уже не трех, но более измерений. Разве любовь к Учителю – плотное чувство, разве она не преодолевает пространство и время и не приносит на крыльях своих желанные вести? Силою этого чувства побеждаются ограничения плотного мира, ибо оно от Огня, от Мира Огненного. Так, элементы Высшего Мира можно утверждать и выявлять уже в плотном существовании. Три мира – это основа понимания сущего. Исходя из Основ, можно проникнуть за покровы, скрывающие от смертного человека огненное бессмертие духа.
(Гуру). Наше внимание уделяется главным образом тем делам и действиям, которые продолжаются далеко за пределы одной жизни. Думая о будущем, мы в него устремляем следствие своих усилий и работы на благо человечества. Короткие сроки и такие дела лишены жизненности. Бабочки-однодневки не сознают краткости своего существования, потому и порхают. Но человеку приличествует иное отношение к жизни, ибо все для него заключается в будущем. Настоящее, взятое отдельно от будущего, бессмысленно. Потому будущему уделяются Нами особое внимание и забота. Все совершается и творится ради будущего. Мы порождаем сознательно определенные причины, которые неотвратимо должны дать соответствующие им следствия в будущем. Мы живем ради будущего, в которое и вкладываем энергии нашего духа в настоящем.
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Еще и еще силу свою напрягайте, чтобы освободить крылья свои для полетов. Облетая в духе планету, подготовляетесь к полетам во всех оболочках. Проложенные в пространстве каналы облегчат движение по ним. Дух, пришпиленный, как бабочка, булавкой к своему дому и мыслью не отважившийся шагнуть за пределы его, обрекает себя на неподвижность и в других мирах. Так важно освободить крылатую мысль от всяких оков. В Тонком Мире – где мысль, там и дух. Мысль ведет. Значение мысли для полетов в пространстве надо понять.
При переходе в Мир Тонкий новые возможности открываются только для тех, кто их хочет и к ним стремится. Кто не имел никаких устремлений, кроме обычных, земных, с ними и остается. Подобное отношение можно распространить на всех обывателей, пребывающих там. Они погружены в привычные дела и мысли, и чудесные особенности того мира, которые они могли бы легко использовать и применить, остаются неосознанными и незамеченными. Точно так же и на Земле проходят мимо людей, не привлекая их внимания, многие чудесные явления. Мало полезного дает таким духам пребывание в Тонком Мире. Особенно губительны отрицания, они пресекают расширение сознания и замыкают его в круг безысходности. Даже малое признание или вера в Мир Тонкий многое облегчает и на многое открывает глаза. Но человек сам – строитель своего будущего, и именно из того материала и с теми инструментами, которые берет он на вооружение. Надземный Мир дает неограниченные возможности познавания и работы, но только тому, кто их допускает в сознание. В противном случае будущее будет ограничено узостью понимания свойств и особенностей внеплотного существования, за пределы которого сознание не сможет перешагнуть.
Свидетельство о публикации №110083101350