Монолог мансийского шамана,

 ОБРАЩЕННЫЙ К НЕФТЯНИКУ

Тиха тайга, но лишь ружьишко,
как хан-таньга, начнет излишки,
по чащам   дани собирать,
посыплются на землю шишки.
И треснет  чаша. Умирать
к ручью придут и лось, и мышь,
лишь только гром расколет тишь.
 
Слышь, паря, елям надоело
недоедать зимою белой,
а белкам в шубах издыхать
иной красавицы дебелой,
и весь синклит бобровых хат
уже сзывает войско духов,
за то и сыч, и капалуха.

Пока еще ни «нет» –ни «да»,
но скоро сгинут города,
в дома ворвутся стаи сов,
о том поведала вода,
и  кедр –владыка всех лесов,
и не запрёшься на засов.

О том в  чащобе выпь кричала
вы б все ж подумали сначала,
прежде чем кровь пускать земле,
лосиха   громко    промычала,
от боли содрогнулся бор,
когда вонзался в землю бур,

О, Мых-ими*, земля-старуха,
ну видано ль такое диво, -
с гнезда слетела капалуха,
мечась направо и налево.
Я в бубен бил. Гремело било ,
как гром на небе. Страшно было.

Отверзлась старая могила
и Колташ –эква мертвеца
извергла. Не было лица
на нем…


(дальше  магнитофонная запись
 содержит лишь  невнятные бормотания, повизгивания,
удары била в бубен и свист , напоминающий звук пролёта летающей тарелки.)

Из Википедии: *Согласно мансийским мифам, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы:воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг). Основные боги:старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведал всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небеснй надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Колташ-эква — богиня земли мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки (живет в устье Оби). Еще один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум — «бог войны», его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение ее из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ — «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении ее обижают, и она уходит обратно в лес. В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были и такие представители природы, как стрекоза, трясогузка, филин, которые заведомо не могли быть объектом охоты.

По поверьям манси — у мужчин — 5 или 7 душ, у женщин — 4 или 6. Из них две — важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же рода, другая уходила в царство Куль-Отыра. По существу, «духи» были персонификациями сил и явлений природы. Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» — «женщина, дева», «отыр» — «богатырь». Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.


Рецензии
Чае пьём и всё внимаем,
Тары -Бары собираем...
Экспедицию... ожидаем.

С улыбкой.

Александр Широков 50   13.09.2010 11:45     Заявить о нарушении
Александр, Александр,
вы красФФФФ.как палисандр!
Со Святым Писанием,
ну мы -на сани. Ам-
копченой оленинки
и к мансийке нашей -Нинке.

Юрий Горбачев   13.09.2010 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.