Так диктовала муза Клио
Книга ушедшего из жизни в 1989 году блестящего историка выглядит сегодня, как своеобразный алгоритм, в метафизическую матрицу которого укладываются события не только прошлого, но и настоящего. Потому что во все времена были и будут и герои, ищущие перемен, и те, кто им яростно сопротивляются. Те, кто дерзнул «отчизне посвятить души прекрасные порывы», и те, кто счел дерзнувших «опаснейшими чудаками». Пережив череду «перестроечных» дворцовых переворотов 90-х годов теперь уже минувшего века, мы по-новому взглянули на казавшимися когда-то вариациями на архивные темы исторические романы Валентина Пикуля. Так и книги Натана Эйдельмана «Революция сверху в России», «Твой Восемнадцатый век», «Апостол Сергей» засветились новыми смыслами, когда слова Пушкина о том, что «мы все глядим в Наполеоны» упали на почву выборов и PR-технологий. Некоторые исследователи, в духе историка Тойнби размышляющие об истории в сослагательном наклонении, говорят, что если бы декабристы победили, первым Президентом России был бы заранее назначенный диктатором Трубецкой(правда, в день восстания он даже не явился на площадь), а первым министром культуры Пушкин. Версия Натана Эйдельмана подводит нас к мысли, что русским Наполеоном скорее всего мог стать Сергей Муравьев – Апостол. Лев Толстой совсем не даром не стал длить «Войну и мир» до декабрьского восстания. Декабристы совсем не случайно казались ему «русскими французами». Братья Муравьевы — дети отца дипломата в Париже — только в 13-14 лет знакомятся с родным русским языком. Много работавшим с историческими архивами Натаном Эйдельманом было отыскано историческое свидетельство о том, что, увидев, как-то мальчика Сергея Муравьева, Наполеон сказал: этот ребенок вполне может сойти за его сына. Кстати, позже многие говорили о том, что Сергей Муравьев похож на Наполеона. Но и Пестель, и пушкинский Германн имели таковое сходство. Как-никак из артиллеристов в императоры —не худший пример для подражания.
Дата рождения Сергея Муравьева 28 сентября 1796 года совпадает с многими символическими событиями. И их Эйдельман не упустил из виду. «Российский месяцеслов 1796 года рассуждает о недавно открытой планете Уран, «и может статься, что за Ураном есть еще планеты, к системе нашей принадлежащие…» « В сырой камере бывшего императора Ивана Антоновича, без права гулять и брить бороду, помещается издатель трети всех русских книг Николай Новиков...» «В этот день Иммануил Кант , как всегда в половине четвертого выходит на прогулку в сером сюртуке с тросточкой в руке», а пятидесятилетний Франсиско Гойя начинает различать вокруг себя кошмарные «капричос». Да и отправленному в опалу Екатериной II Новикову вряд ли мерещится что-то благостное—он подвергнут репрессиям за чернокнижничание и принадлежность к вольным каменщикам. Заметим, что Эйдельман ни Новикова, ни декабристов никогда не называет масонами. Об этом только у написавшего 100 книг о русской истории Анри Труайя да у яростных обличителей «разрушителей России» —постперестроечных публицистов, во всех сегодняшних бедах России обвиняющих тайные общества.
А между тем, опаленный Отечественной войной 12-го года, боевой офицер Сергей Муравьев –Апостол возглавлял не какое-нибудь, попавшее в орбиту осуждения Милорадовичем шутейное общество «Le Frere cochon»(«Братьев свиней»), а союз радикально настроенных военных, вознамерившихся внедрить Конституцию путем вооруженного переворота. Что и осуществили все же без малого сто лет спустя большевики. Как бы оставаясь в ореоле большевистской революционной агиографии, канонизировавшей всех революционеров от Спаратка, Брута и до Каракозова с Софьей Перовской, Натан Эдельман ведет свой рассказ о революционерах-романтиках, не ввязываясь в подобного рода полемики. Было время — книга выходила в серии «Пламенные революционеры» в такой же обложке-одежке, как и роман Юрия Трифонова «Нетерпение» про Желябова, где подвиги террориста воспевались с точки зрения музы Клио –70-х . Но все таки как изменчива эта муза! Яростные полемики достанут Натана Яковлевича позже и перейдут в войну –переписку «западника» Натана Эйдельмана с «почвенником» Виктором Астафьевым. Некоторые считали, что эта переписка поспособствовала внезапной кончине исследователя.
Существуют интерпретаторы истории России, которые полагают, что, дорвись декабристы до власти, мы бы имели вместо расстрелянного с царицей и детьми Николая II в 1918, четвертованного Николая I в 1825-26. Что якобинского террора, от неотвратимости которого Россия могла еще передохнуть до двадцатых-тридцатых годов следующего века —не избежать бы. Кто знает! Теперь-то понятно, что заколовшая Марата жирондистка Шарлотта Корде, сразивший из пистолета губернатора Милорадовича Каховский и стрелявшая в генерал –губернатора Трепова Вера Засулич — это все романтизм того самого рода, который в нашем сегодняшнем варианте представляет собою Шамиля Басаева. И кто знает— как взглянул бы на Российскую историю и революционный романтизм ее утонченный знаток Натан Эйдельман после 91, 93-го годов, а тем более после терактов на Дубровке и в Беслане?
И все-таки книга Натана Эйдельмана — историческая правда об одной из тех Россий, которую мы постоянно теряли, чтобы сохранить другую, а потом, спохватясь, снова искали да найдя, не узнавали. Шестидесятники узнали себя и в декабристах и в революционерах времен «комиссаров в пыльных шлемах». Иначе не было бы ни «Путешествия дилетантов» Булата Окуджавы, ни «Нетерпения» и «Исчезновения» Юрия Трифонова, ни Натана Эдельмана с его книгами. По минутам историк расписывает восшествие на эшафот до конца верящих в нужность своего дела для Отечества осужденных на казнь. И здесь уже голос музы Клио диктует вне всяких идеологических систем. Пятнадцать минут, когда сорвались с виселицы трое из пятерых и в их числе Сергей –Муравьев Апостол, были словно бы самим Богом данными России для того, чтобы перенести запятую во фразе «казнить нельзя помиловать» всего лишь на одно слово. И до сих пор гадаем с этой запятой.
Свидетельство о публикации №110083002392