Мой Моцарт

ч.ж - человек в желтой туники
ч.к. - человек в красной тунике
меф. - мефистофель
                *********

Вы говорите: зло искоренить – есть цель благая?
Смешней задачи вы придумать не могли!
Да знали б вы, коли не зло, что есть прекрасного в добре? Уверен, нет!
Добро и зло так неразрывно связаны друг с другом, что, уничтожив одно
Из двух, лишимся целого, а то бишь мира!
Не зная низа, не с чем верх сравнить.
Как вам приятен свет, представьте мир без темноты!
И вы узнаете, что хуже света нет! В чередованье счастья,
То не мой завет, а бога. Добро и зло…
Я в нём, а он – во мне, мы – суть единства всех вещей…
/ Открывается занавес. На сцене в центре стоят песочные часы.
Чёрный кабинет, В жёлтой тунике сидит на коленях человек. За
Его спиной стоит человек в красной тунике. Оба смотрят в зал. Где-то
Капает живая вода. Слышен шум ветра и шорох листьев./

Ч.ж. – Смотри, как мир прекрасен, влюблён, в любви своей свободен.
Как упоённо жизнью ненасытен.
Ч.к. - Как он упрям в своём невежестве и догмах, как неопрятен, зол, жесток.
Ч.ж. – Ты видишь только серые тона.
Ч.к. - Как видишь ты лишь светлое. Таков удел наш. Ты – Бог, я – Сатана.
Бог – Нет настроения сегодня?
Меф. Да, я всегда не в настроенье.
Бог. Перечишь мне зачем?
Меф. Затем, чтоб помнил – монета, с двух сторон чеканится.
Бог – Да, помню я. С тобой забыть мне ни о чём нельзя.
Меф – Аналогично и по тому же месту.
Бог – Чем недоволен? Я не враг тебе, ты знаешь.
Меф – Уж лучше враг, чем так.
Бог – Да толком объясни: куда опять забрёл ты в размышлениях своих?
Меф – Туда, где ты ни разу не бывал.
Бог – А можешь выражаться пояснее?
Меф – Конечно: в человеческий астрал.
Бог. И что увидел, Вельзевул?
Меф – Да ты и сам осведомлён прекрасно.
Бог - Опять о мифе города небес?
Меф – О нём. Зачем морочить голову двуногим?
Бог – Ведь знаешь, что не я его придумал, а люди.
Меф – Им ты потакал.
Бог – Да брось. Должна же быть у них надежда.
Меф – Надежда – миф.
Бог – А хоть и так. Они ведь это /этого/ не узнают.
Меф – И от того тупеют с каждым днём, надежды возлагая на то, чего не может быть.
Бог – Ну, разошёлся. Хватит, слышишь? Мне недосуг сегодня спорить с тобой.
Меф – Тебе всегда недосуг. Я пошёл.
Бог – Куда?
Меф – Твои ошибки исправлять.
Бог – Неисправимый ты прагматик.
-
- 2 –

Меф – А ты – романтик. Что с того?
Бог – Да ничего. Прощай.
Меф – До скорого, мечтатель! / Уходит/
Бог - / один - Опять пойдёт всех убеждать, что я не прав.
Забавен он в своём стремленье, истины искать.
А между тем, ведь знает сам прекрасно, что истин нет.
Но людям знать, увы, сиё опасно.
Во всяком случае, по мненью моему.
Ну, да ладно. У него своя дорога.
Она не хуже той, что у меня.
/ Поворот сцены. Перед нами зеркальная стена. Стоит рояль, подсвечники
горят, два кресла, стол, на нём чернильница, бумага и перо. Фехтуют двое –
Моцарт и Сатана/.
Моцарт – Фехтуешь ты, как бог!
Меф /отбивая выпад/ - А почему не Сатана?
Моцарт – Да что тебе в названьях проку, мой незнакомый чёрный человек?
Меф – Но я не в чёрном.
Моцарт – Чёрным от тебя разит, хоть в светлом ты сегодня, право.
Меф/ выбивая шпагу у Моцарта/ - О том и бог мне постоянно говорит.
Моцарт – Всё, хватит, одолел. Давай-ка лучше, выпьем!/Берёт бокалы/
Меф – Реквием готов?
Моцарт – Нет ещё, но скоро тот час, когда сыграю я его тебе.
Меф – Да, час тот скоро.
Моцарт – О чём ты?
Меф – Да всё о том же. Сальери, друг твой.
Моцарт – Брось, не надо. Он друг мне.
Меф – Он завистник твой.
Моцарт – Но что с того? Я знаю.
Меф – Знаешь?
Моцарт – Не удивляйся.
Меф – Мне не удивляться? И ты спокойно об этом говоришь?
Тебя он отравить собрался, знаешь?
Моцарт – Мой друг?
Меф – Твой друг.
Моцарт – С чего ты взял?
Меф – Я слышал разговор его души.
Моцарт – Подслушивать нехорошо.
Меф – А убивать друзей?
Моцарт – Но он ведь не убил пока.
Меф – Пока.… / Звенит колокольчик. Входит Сальери/.
Сальери – Прекрасный вечер! Амодей, не помешал?
Моцарт. О нет! Ты в верный час пришёл. Так разреши представить:
/ Обнимает Сальери одной рукой, поворачивает к тому месту, где
был Сатана. Того нет/.
Господи, ушёл.… Когда успел?
Сальери. О ком ты?
Моцарт. Об одном знакомом. Ну, ладно, раз ушёл, то видно по делам.
Я покажу тебе одну вещичку. /Идёт к роялю/. Представь, за вечер
Родилась.
Сальери, / останавливая его/ - Не надо музыки сегодня.
-
- 3 –

Моцарт. Да что ты, брат. Послушай.
Сальери. Нет!!!
Моцарт. Да что с тобой? А, ты не в духе! Ну, ладно.
Сальери,/ поднимая несколько листов/ - Постой, что это?
Моцарт,/поспешно забирая листы/ - А это заказал мне господин, которому тебя
Хотел представить.
Сальери. Откуда он и как его зовут?
Моцарт – Он не представился. Хотя постой, назвал себя он Сатаной. На
Псевдоним, похоже,… Ладно, что о нём?
Сальери – Ты расточаешь свой талант.
Моцарт. Но ведь его мне дали не хранить. Однако же выпить я тебе не предложил.
Тебе бургундского? /Разливает бокалы.
Сальери / в зал/ - Он беззаботен, весел… Бог мой, дай мне силы! /Моцарту/
Я не расслышал, ты спросил о чём-то?
Моцарт – Да, я спросил, что будешь пить.
Сальери – Бургундское.
Моцарт – Чудной сегодня ты, рассеян, плохо слышишь…
Да ты ли это, брат Сальери? Уж не влюбился ли?
Сальери – Господь хранит меня пока.
Моцарт – Ах, чёрт! Совсем забыл… Я, отлучусь на пять минут. Побудь пока один.
Сальери – А что за надобность такая?
Моцарт – Пока служанка не ушла, скажу, чтобы бумаги подкупила. Я быстро.
Сальери – Возвращайся!
/ Моцарт уходит. Сальери один. Подмешивая яд в бокал Моцарту/:
Он гениален до безумия! Те несколько листков, что вскользь увидел я,
От них такой пахнуло мощью, что мне пришлось бы год страдать, а
Он, - недели не прошло! – в противоречие всех правил.… Но сегодня всё,
Конец безумству гения!
Моцарт,/ входя/ - Ну, вот и я! / Берёт свой бокал.
Сальери/ увидел шпаги/ - Ты фехтуешь?
Моцарт – Совсем недавно. Тот господин,
Что заказал мне реквием,
Так, научил забавы ради, причём бесплатно.
Редкость по нынешним-то временам.
Сальери – Пожалуй./ Выпивает свой бокал/. А ты чего не пьёшь?
Моцарт – Ты хочешь, чтоб я выпил?
Сальери – Ведь я же выпил.
Моцарт/ многозначительно/ - Ну, что ж, закон – желанье друга.
Сальери – Ну вот и всё. А мне пора.
Моцарт – Так скоро?
Сальери – Пожалуй, я останусь ещё в теченье трёх минут.
Моцарт – Чтоб убедиться в смерти друга?
Сальери – О чём ты, право?
Моцарт – Я о яде.
Сальери – С чего ты взял? Сам виноват. Ты знал, а выпил. Видать десница божья
Предрекла тебе судьбу.
/ Появляется Мефистофель/.
Меф. – Милорд, не правы Вы.
Моцарт – О, мой знакомый чёрный человек! Выходит – я был прав: Ты тот,
О ком мы славя Бога, забываем.......


Рецензии