Пляска верблюдов. Памяти Н. А. Заболоцкого

 
                «Мы нарисуем пляску верблюдов
                в могучих песках Самарканда…»
                /Николай Заболоцкий, из поэмы «Школа Жуков», 1931/

Безумная пляска  двугорбых верблюдов
В песках знойно-огненных
Сродни раскоряченным карпам на блюде,
Державинской одою

Воспетым и преподнесённым царице –
Престолонаследнице.
Застыли верблюдов танцующих лица –
Трухлявыми слегами.

Безумная пляска двугорбых верблюдов
В Пустыне Уныния
Подобна коварному действу Иуды,
Покрытого инеем

Суровой эпохи с клеймом «кали-юга».
Железное времечко!
Пытаются вышибить люди друг друга
Из ветхого стремени.


Рецензии
КРАТКИЙ АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОМУ СТИХОТВОРЕНИЮ "ПЛЯСКА ВЕРБЛЮДОВ. ПАМЯТИ Н.А.ЗАБОЛОЦКОГО"
....................................
Сразу же оговорюсь: к Н.А.Заболоцкому, видному русскому лирику-классику советской эпохи,это сюрреалистическое поэтическое произведение не имеет никакого прямого смыслового отношения. Единственной опосредованной паратекстуальной "связкой" с Н.А.Заболоцким в моём стихотворном нарративе является лишь упоминание его имени в заглавии - вкупе с эпиграфом, где процитировано несколько строчек из авангардной поэмы упомянутого мэтра "Школа Жуков" (1931). Мне в этой поэме очень "приглянулся" мотив пляшущих в самаркандской пустыне верблюдов... - вот,собственно,и всё,что касается Н.А.Заболоцкого...
А моё сюрреалистическое стихотворение - не о пляске верблюдов. Она,скорее, виртуальная,нежели реальная. Её композиционная роль,по-видимому,в большей степени фоновая, чем деятельная. Пляска верблюдов как одна из техник трансцендентальной медитации?! - возможно, что и так!? <см.далее>

Георгий Георгиевич Ларин   25.12.2022 19:53     Заявить о нарушении
<см. ранее>
Небезынтересными, на мой взгляд, представляются возникающие при чтении данного сюрреалистического стихотворения очень яркие и устойчивые стилистические ассоциации с творчеством выдающихся французских литераторов-экзистенциалистов, нобелевских лауреатов Жана-Поля Сартра и Альбера Камю, а также с "театром смерти" (= "театром молчания") крупнейшего бельгийского драматурга-нобелиата Мориса Метерлинка и патафизической литературой легендарного французского поэта и театрального деятеля Альфреда Жарри.
Нарративная динамика поэтического текста чрезвычайно кинематографична - наверное, в эстетически-рафинированной манере Лукино Висконти (к/ф "Семейный портрет в интерьере", к/ф "Невинный"), Ингмара Бергмана (к/ф "Земляничная поляна", к/ф "Осенняя соната") и Андрея Тарковского (к/ф "Зеркало", к/ф "Ностальгия")...
<см. далее>

Георгий Георгиевич Ларин   25.12.2022 20:57   Заявить о нарушении
<см. прежде>
В концептосфере стихотворного сюрреалистического текста первоначально причудливо сплетаются, а впоследствии, взаимопроникая и взаимодополняясь, тесно переплетаются, образуя некий полисинтетический концептуальный рисунок из аксиологем-универсуумов и бесчисленного множества разнообразно наполненных сем (как мажоративного, так и пейоративного порядков), наиболее значимые для общего понимания нарративного содержания концепты в ранге идеологем-антиномий.
В частности, в контексте стихотворения сакральные библейские тексты (интертекстуальный маркер: Иуда) и эзотерические знания о карме(интертекстуальный маркер: "кали-юга"), разумеется, антиномичны. Однако, сугубо коннотативно, с т.зр. классической философской схоластики и прагматической логики (как то: Иуда = предтеча "кали-юги"!?), дифференцированные мною выше интертекстуальные маркеры вовсе и не столь антиномичны...
<см.далее>

Георгий Георгиевич Ларин   25.12.2022 22:08   Заявить о нарушении
<enfin, Dieu merci, c'est la fin)))>
........
Конечно же, никакого внутреннего семантического антагонизма между внешне антиномичными интертекстуальными маркерами нет. Об этом свидетельствует, прежде всего, читательское апостериорное умозаключение (о смысловой конгруэнтности интертекстуальных маркеров), даже невзирая на перманентно присутствующую при сём читательскую априорную убеждённость (о смысловой невалентности интертекстуальных маркеров).
И, тем не менее, концептосферное поле не становится более прозрачным: это загадочное, мистическое состояние концептосферы рассматриваемого сюрреалистического нарратива можно, вероятно, уподобить водной ряби на поверхности бездонного таёжного озера...

Георгий Георгиевич Ларин   25.12.2022 23:04   Заявить о нарушении