Балтийский зверь

Небесный свет до капли  растворился.
И   вечер, серый одинокий волк, 
бредёт поодаль, следуя за мною,
как будто бы бесшумный конвоир,
вдоль мокрой набережной Робеспьера.
Мне этот город – странный и больной –
всегда сообщник умный и желанный.
Порою – друг единственный и верный.
Порою – равнодушный и чужой.
Но  стать врагом он мне  уже не сможет.
Его лицо с чертами итальянца
глядит  на нас с тоской аристократа.   
Но кто же он такой?  Кем стал великий грешник?
Вчера был пьяницей. А завтра – франт беспечный. 
Сегодня  -  дикий осторожный зверь, 
который  прячется во  мрак балтийский…

Лишь только, заглянув ему в глаза,
смогу я победить  агрессию и страх,
которые  меня уж не пугают больше. 
Глаза холодные его  –   дворы-колодцы.   
И  в них, нырнув  через глазницы-арки,
я пристально и с  ужасом гляжу . 
И вижу лики  бледные. А иногда – личины.
Порой святых, блаженных городских...
Порой таких, как будто с преисподней.
И в эти дни, как адские  иконы,
мне эти арки снятся по ночам. 
Я знаю – ты их   видел  не однажды, 
входя под своды странного иконостаса…

Стою у парапета набережной сонной.
А с неба – дождь…  Ну, впрочем, как всегда. 
А, может, то не дождь, а  -  слёзы,
утраченные мною  уж давно? 
Их просто небо возвращает,
напоминая  мне  ,  что я ещё жива.   
И, запрокинув голову, озябнув,
ловлю губами собственные  слёзы, 
пролитые  давно  по  грешным  нам,
несбывшимся  в туманах прибалтийских…   
Я выплакала их.  Давно.  Душа бесстрастна.


Рецензии
Наверное, у многих "чёрный пёс Петербург" порождает схожее вИдение самого себя.

Первая часть стиха и вообще образный ряд просто великолепны; но в середине это великолепие немного ломается - местами ритм выбивается из четкого "бродского" пятистопного ямба, а такие мелочи, как "лишь только" и "уж" придают стиху нежелательное любительское звучание... (Кстати, "своды иконостаса" - не совсем верно: иконостас - это по сути стена.) Досадные мелочи - но именно что мелочи. От души желаю вам и вашему тексту преодолеть эти шероховатости - чтобы вещь заблистала всеми гранями. Поверьте, и она сама, и выбранная тема того заслуживают.

Татьяна Воронова 6   30.04.2022 21:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Вообще-то это - верлибр. И он свободен от рифмометрических правил. Бродский тут только гуляет вокруг. Что до иконостаса...Вы слишком буквально и технологически все воспринимаете.Я же склонна к образам, метафорам, ассоциациям. Иконостас это - алтарная перегородка. А они имеют(чаще всего)вверху форму арок, которые весьма напоминают своды. И повторюсь: спасибо за отзвук.

Марина Бужак   30.04.2022 22:50   Заявить о нарушении
Да нет, это не совсем верлибр:) - скорее вольный (разностопный) ямб. Верлибр - это вот: http://stihi.ru/2019/11/25/9556

Татьяна Воронова 6   01.05.2022 07:10   Заявить о нарушении
К верлибру это сочинение отнес мой приятель, литературовед. Я ему доверяю. Что касается меня,то мне все равно. Но, ямб...Даже пятистопный - это уж точно нет)

Марина Бужак   01.05.2022 15:18   Заявить о нарушении
Нет-нет, что вы, здесь чистый ямб:). Сравните: Вечерний свет до капли растворился... / Нет повести печальнее на свете.../ Земную жизнь пройдя до половины... Один и тот же ритм: двухстопный, ударение на второй слог стопы - ямб как он есть. Просто иногда он у вас из пятистопного переходит в шести- или четырёхстопный. Наверное, ваш друг имел в виду белый (без рифмы) и вольный стих (разное количество стоп в строке). Свободный стих (верлибр) - это немного другое:).

Татьяна Воронова 6   01.05.2022 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.