Независимая оценка качества образования. Эссе
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЕГО РЕЗУЛЬТАТУ
Статья-предложение.
В «Управление оценки качества образования» РФ.
В независимой оценке заинтересованы как само государство, так и все производственные структуры (заказчики), а также общество и сама личность, завышенная самооценка которой мешает ей более плодотворно заниматься самообразованием и находить своё достойное место в коллективе.
Внешняя оценка качества образования подразумевает единый подход к выявлению уровня интеллектуального развития личности за конкретный период обучения, что косвенно отображает и успехи (или неудачи) самих учебно-образовательных учреждений и их программ.
ПРЕДЛАГАЮ оценивать качество обучения и образования по уровню развития интеллекта личности, полагая, что индивидуум с развитым интеллектом способен не только успешно усваивать знания и навыки, но и сам в перспективе сможет и обучать, и вносить существенный вклад в науку и технику, повышая благосостояние своей страны и цивилизации в целом.
Интеллектуальное развитие человека происходит как при получении общего, так и при приобретении специального образования.
Поскольку уровень умственного развития обучаемых повышается в наибольшей степени и наиболее динамично в возрасте до двадцати лет, то следует обратить особое внимание на старшеклассников и студентов первых курсов, когда ещё не поздно скорректировать их перегруппировку или их индивидуальные программы.
Тестирование по измерению показателя интеллекта (с Г. Айзенком мой способ не имеет ничего общего, он ближе к измерению внимания, памяти, воображения московским профессором Г.И.Россолимо) с учётом основных составляющих интеллекта (внимание, кругозор, воображение, память) целесообразно проводить в четыре этапа.
1. За три года до окончания школы.
2. После окончания школы (совместно с ЕГЭ).
3. После первого года обучения в университете.
4. При выпуске из университета.
Упомянутые категории – наиболее значимый объект оценки. Такой срез позволит не только своевременно влиять на развитие интеллекта обучаемых школьников и студентов (п.п. 1,2,3), но и даст достоверную информацию о качестве процесса обучения (п.п. 2,4). А это позволит дать адекватную сравнительную характеристику (оценку) школам и высшим учебным заведениям, а также их образовательным программам.
Многие благие цели остались нереализованными из-за отсутствия подходящего инструмента такой оценки, особенно тестов для школьного возраста.
Разработанный на базе моего изобретения «Способ определения готовности оператора к выполнению задания» авт. св. СССР № 1752350, 1992, многократно испытанный мной тест «Интеллект» - является таким уникальным, эффективным инструментом, причём многоразового применения. В нём задействуются логические построения, и оценивается количество и качество решённых задач.
Он – решаем, его не надо ежегодно сменять и прятать в сейфы. Впервые в мировой практике – создан устойчивый и нормированный тест. Для наглядной демонстрации такого
нового понятия как устойчивость – предлагаю ознакомиться со вторым моим тестом «Воображение», который ещё известен как «Самый быстрый тест по русскому языку».
Тест «Интеллект» ещё и нормирован к 100% (или к 100 IQ), что позволяет значительно упростить и унифицировать процесс обработки результатов психологических исследований.
Наглядно можно представить функциональные связи предлагаемого (предполагаемого) мной отдела вашего Управления с заказчиком (потребителем, работодателем), где 1, 2, 3, 4 – уже упомянутые выше этапы обучения, для которых тестирование наиболее целесообразно, в виде следующей схемы.
------------------------------
Независимые оценки
------------------- ------------------------------ ----------------------
--------------------------
Отдел Заказчик
Управления 1 2 3 4 (работодатель)
--------------------------
------------------- ------------------------------- ----------------------
Независимые оценки
-------------------------------
Обратные связи заказчика с отделом Управления указывают на вероятность того, что работодатель напрямую может начать заказывать себе работников с учётом независимых оценок их интеллектуального развития. В моей практике это встречалось довольно часто.
Применение моей методики тестирования в дополнение к существующему ЕГЭ вполне оправдано по нескольким причинам.
1. Сфера использования ЕГЭ – крайне ограничена
(только для выпускников школ).
2. Тест «Интеллект» хорошо адаптирован для работы с
учениками, начиная с десятилетнего возраста
(с поправкой до 17 лет включительно).
3. Тест «Интеллект» годен и для тестирования студентов.
4. Во всех случаях он повышает достоверность оценки.
5. Он – устойчив и нормирован. Тест является
одновременно общим тестом достижений и тестом
общих способностей.
6. С его помощью можно выявить интеллектуально
одарённых подростков.
7. Тест «Интеллект» не травмирует психику школьников,
поскольку частично решаем даже слабыми учениками.
8. По сравнению с ЕГЭ – на порядок уменьшается как
время самого тестирования, так и время проверки
результатов с проставлением оценок.
9. Он не требует ежегодных (или иных) смен заданий
(субтестов, размещённых в нём классически).
10. Тест «Интеллект» наряду с показателем интеллекта
(аналог IQ) позволяет измерять дополнительно за то же самое отведённое время ещё около двадцати первичных (основных), вторичных и третичных его составляющих. Это может быть применено для выявления направления самосовершенствования и развития личности с учётом её индивидуальных особенностей.
Я готов раскрыть свой тест «Интеллект» для определённого круга лиц при проведении испытательного тестирования контрольных групп с последующим сравнительным анализом с любым иным тестом (в том числе и с ЕГЭ). Надеюсь при этом на соблюдение моих авторских прав. Имею 16-летний опыт работы с тестом «Интеллект», а некоторые свои тесты применяю уже более сорока лет.
В моей книге с одноимённым названием приведено много таблиц, графиков, диаграмм и схем, отображающих динамику роста (приращения) основных составляющих интеллекта учащихся, а также аналитическое обоснование полученных результатов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. В.А.Юденко. Способ определения готовности оператора к выполнению задания.
Авт. св. СССР № 1752350, 1992.
2. В.А.Юденко, ИНТЕЛЛЕКТ, "Клуб интеллектуалов", Рига - 2004.
http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
3 . В.А.Юденко. О возможностях моделирования мышления.
РВВИАУ (автореферат), 1970.
4. В.А.Юденко, В.В.Кутузов. Устройство для исследований функций
внимания. Авт. свид. СССР № 1342477, 1987.
5. Владимир Юденко. Что такое интеллект? Определение.
http://www.proza.ru/2009/02/21/872
6. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
"Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
7. Владимир Юденко. Для чего надо измерять интеллект?
http://www.proza.ru/2009/01/21/645
8. Владимир Юденко. Что выявляет ЕГЭ. 2010.
http://www.proza.ru/2010/03/14/311
9. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
10. Владимир Юденко. Интеллект. Строго научное эссе.
http://www.proza.ru/2010/03/15/32
2010
Свидетельство о публикации №110082202451