Впечатления от выставки синтетического искусства

В году примерно 1964 то ли еще продолжалась Оттепель, то ли после очередного отлива Оттепели наступил ее небольшой прилив. Кое-что нестандартное стали разрешать. Но главным образом по линии комсомола и под контролем комсомольских комитетов хотя бы районного уровня. Приехал я из Ленинграда в командировку в Москву, на Бережковскую набережную 24, в свою вышестоящую организацию ВНИИГПЭ и прочитал в вестибюле Всесоюзной патентно-технической библиотеки объявление. От имени такого-то Райкома ВЛКСМ сообщалось, что по такому-то адресу, недалеко от станции метро "Мир", можно посетить выставку  СИНТЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. Ну, ведь интересно, что это такое СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Посетил я эту выставку. На ней немножко в доморощенном виде были представлены предметы искусства, которые, по мнению их авторов и организаторов выставки,  могли быть образцами СИНТЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

Тут были самые разнообразные экспонаты с комплексным воздействием на зрение и слух посетителей. К сожалению, я не записал имена авторов экспонатов выставки синтетического искусства. Припоминаю один из этих объектов. Это был вращающийся шар, при вращении звонивший в колокольчики. Он на удивление сходен с творением одного известного «кинетиста» Льва Нусберга, который, чтобы усыпить мастодонтов соцреализма выступал в те годы под видом декоратора-орнаменталиста. Ударная вещь Льва Нусберга в 1962 году был полутораметровый кинетический шар, который при движении создавал светодинамику и музыку. Возможно, что шар, который я видел на выставке синтетического искусства и был светодинамическим музыкальным шаром Льва Нусберга.
На выставке экспонировались также синтез подвижной скульптуры со звуковым воздействием на зрителя-слушателя, проекты звучащей архитектуры, цветные прожектора, которые должны были рисовать на стенах домов или на экранах, подвешенных в небесах на воздушных шарах, узоры, меняющиеся под звуки музыки, и много других более-менее удачных или неудачных фантастических проектов. Некоторые из проектов были только описаны в виде размещенных на стенах зала текстуальных предложений, к тому же написанных от руки.
Просмотрев экспонаты выставки, я оставил в книге отзывов откровенно юмористическую запись. Идею выставки я одобрил, но сделал предложение: добавить к художественному воздействию на зрение и слух еще и воздействие на обоняние и осязание, а также дополнтельно и воздействие на вкусовые рецепторы посетителей. Впрочем, добавил я, в ресторанах это все уже осуществлено. Там осуществляется художественное воздействие сразу на все органы чувств.

После того как я побывал на этой выставке, я изложил также свои мысли и чувства в стихотворной форме.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВЫСТАВКИ СИНТЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
                Посвящается В.А.

Я тоже за синтез искусств –
Пусть будет звучанием форма!
Включайтесь, все органы чувств!
Долой устаревшие нормы!

Дома пусть звучат как симфонии,
И музыка - искрится красками,
А улиц углы зарифмованы
Асимметрично, но радостно!

На небесах же, под облаками,
По небу всему, куда ни оглянешься –
Пусть возникают, рисуются сами
Музыкальные картины  Чурляниса!

Но в парках – тут выбор полный
Всех разновидностей искусств -
Влюбленными любуются влюбленные,
Используя все пять известных чувств.

А некоторые – даже шестое …
Но об этом говорить не стоит …


Рецензии
До сих пор содрогаюсь, услышав сочетание "цветомузыка". По ушам бьёт, по глазам бьёт. даже американская полиция оценила это сочетание по достоинству, есть нечто вроде электрической дубинки, в которой скомбинированы звуковой и световой импульсы. очень эффективная штука по отзывам тех, кто испытал на себе ) С уважением,

Любомир Купалин   27.07.2012 02:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.