Десять лет - один ответ
Как в храме, –
Молитвенно и высоко!
И обрастаем мы друзьями,
И обрастаем мы стихами,
И продолжаемся строкой.
Издревле на Руси, когда берутся за трудную, почти неподъёмную работу, восклицают: «Лиха беда начало!» И впрягаются в дело, которое, хоть и трудно, но «делать надо». Это как в бесшабашном задоре: шапку оземь и – была не была!..
Тогда, десять лет назад, как теперь сказали бы «на излёте лихих девяностых», когда к передаче власти присные небезуспешно подвигали вконец испившегося и обанкротившегося первого в новом времени вседержца российского, решился я заняться азами поэзии с молодыми начинающими авторами.
Культура как таковая, нравственные нормы к этому времени, казалось, почили в бозе. Имели право на жизнь только доведённая до абсурда «свобода» и коммерческий успех, причём, любыми средствами. Самиздатовские книжки новых самостийных стихотворцев заполонили лотки и книжные прилавки. Даже беглый просмотр сих творений убеждал, что здесь не может быть и речи о какой-то поэзии. Всяк писал как может. Но вот они, книжки – как образец! И с этим что-то надо было делать…
Центры культурной жизни тогда переместились из дворцов и клубов в библиотеки. Тогда-то и предложили мне руководители Центральной городской, что на Зарубина, возглавить вновь создаваемый поэтический клуб. Вначале я, признаться, засомневался: стоит ли?.. Опыт подсказывал, что молодые в эпоху крайнего индивидуализма не очень-то охотно посещают подобные «заорганизованные» мероприятия, и все литературные собрания мало-помалу вырождаются в этакие великовозрастного пошиба графоманские междусобойчики-посиделки, где толкутся одни и те же давно примелькавшиеся лица и пекутся с претензией на лиричку немудрёные строчки о любвях-разлуках, лютиках-цветочках или того паче – назидательные риторики, «как надлежит на свете жить и родину свою любить». А хотелось, как всегда, чего-то большого и светлого, нового и молодого, яркого и своеобразного. Но взять-то где?..
С этими невесёлыми мыслями согласился-таки на уговоры, решил попробовать.
Был у меня навык работы в литобъединении «Молодые голоса», изрядно нашумевшем в городе в семидесятые годы прошлого теперь уже века. Оно и позже, в двухтысячных, продолжило свою деятельность, однако теперь только с иронией, приправленной известной долей ехидства, его завсегдатаев можно было величать «молодыми». Но в прежнее, советское время, под его крышей собирались молодые тогда, известные в нынешней саратовской литературе авторы: Михаил Каришнев-Лубоцкий, Анна Дубчак, Михаил Муллин, Александр Амусин, Яша Манджиян (Удин), Валерий Кремер и др. Но после «молодых голосов» на местном литературном болоте так и не произросло чего-нибудь значимого в смысле воспитания достойной писательской смены. Заглядывал я периодически на ту или иную литтусовку, с молчаливой надеждой вслушивался в более или менее ритмизированную речь и – не находил удовлетворения; листал расплодившиеся как грибы засвойсчётовские поэтические сборники и «альманахи» и… то испытывал раздражение от полнейшего отсутствия чувства слова, то – целыми вечерами хохотал над непроходимой человеческой глупостью.
Господи, до чего ж дремучая безысходность… А мой, тогда ещё здравствующий, друг Наталья Медведева (Уманская) с мудрой такой подковырочкой резюмировала: «Очередная братская могила! И не жалко им денег, лишь бы поболе наследить…»
Соучаствовать во всём этом окололитературном процессе как-то не тянуло. Хотя просто «пишущих что-то» всегда на порядок больше, чем даровитых. Так уж мудро распорядилась природа. И здесь – никуда. Но ведь должна же быть талантливая пишущая молодёжь… непременно должна! Не ждать по-мэтровски отрока, вглядываясь из-под руки в миражирующую даль горизонта, а высмотреть его в толпе сверстников, узнать и вовремя подать руку: «Обопрись и – крепи крылья!»
Для начала пригласил привлёкших моё внимание на разных тусовках нескольких молодых бардов и стихотворцев. Среди них были Маргарита Борцова (ставшая на много лет моим помощником и бессменным замом по клубной работе), Дмитрий Ляляев, Таисия Турскова. Среди студийцев первого набора, приглашённых ответственной за культурно-массовую работу библиотеки Бубенцовой Галиной Николаевной, оказались юные таланты Елизавета Мартынова и Елена Калякина, позже к нам присоединились Надежда Бебешина и Марина Карачаровская. Прошли школу «Диалога» и уже зрелые по возрасту авторы Валерия Соколова и Иван Мозин. Другой, более сложный вопрос: кто и что здесь смог постичь… Собирались по субботам, и я всячески пытался расшевелить студийцев, вызвать их на диалог, ведь разговор о поэзии – это всегда разговор о жизни, «о времени и о себе». Старался убедить их, что только мысль, оплодотворённая переживанием, способна рождать живое поэтическое слово. Само собою, сообразно цели наших встреч и семинаров, пришло и название клуба-студии: «Диалог».
Однако почти весь первый год, пока учились видеть и говорить, слушать и слышать – шёл монолог, монолог старшего, стремящегося через свой трудный опыт достучаться до робких ещё сердец поэтических первогодков. Школа-студия не ограничивалась проведением творческих семинаров с обсуждением и разбором стихотворных строчек, я приглашал в библиотеку молодых перспективных поэтов и в рамках «Встреч в Диалоге» они проводили там свои творческие вечера. Здесь встречались с читателями и студийцами молодые тогда поэты Алексей Бусс, Павел Шаров, Дмитрий Ляляев, Маргарита Борцова, имеющие уже солидный литературный багаж поэты Олег Молотков, Михаил Муллин, Виктор Маняхин, Валерий Кремер, композитор Евгений Полухин. Встречался с воспитанниками «Диалога» и известный саратовский поэт Владимир Бойко. Уже в 2000-ом году мы издали первый сборник стихотворений участников молодёжного поэтического клуба (МПК) «Диалог». Назывался он по одной из строк поэта и барда Таисии Турсковой «Двадцатилетние двухтысячных».
В последующие годы была непрекращающаяся студийная литературная работа, естественная ротация и смена состава участников. Были проведены вечера памяти поэтов Натальи Медведевой и Михаила Чернышёва, которого я по праву считаю своим творческим наставником. Но традиции, заложенные в первые годы работы «Диалога», оставались незыблемы: множить творческий потенциал, искать откровения в художественном слове, постигать тайны классической школы в русской поэтической традиции, учиться поэзии настоящим образом.
Многое я сам стал понимать по-другому. Общение с молодыми (а они – кусачие!) подвигало к непрерывной творческой работе. Фактически каждый раз я должен, обязан был доказывать, читая перед студийцами свои новые вещи, что имею право на наставничество. За время работы с «Диалогом» я издал две новые книги стихотворений и поэм («Стрелецкий бунт», 2001; «Русский вопрос», 2004) и большой сборник песен «Душа твоя – песня», 2005. Здесь же, в рамках «Диалога», проводилась их презентация, проходили мои авторские вечера с участием саратовских композиторов и певцов. При моей помощи (организационной и редакторской) были изданы первые книги студийцев Маргариты Борцовой, Таисии Турсковой и Елизаветы Мартыновой.
В 2005-ом году «Диалог» представил творческий отчёт в виде нового сборника стихотворений и прозы «Научите любить», где ярко заявили о себе наши новые авторы Владимир Селиванов, Анатолий Лапшов, юная поэтесса Елена Борзых, тянущийся к авангарду Александр Гоголев, юный, но талантливый и самобытный прозаик Зоя Яковлева, «заочники» студии, балашовцы братья Борис и Павел Пахомовы.
Очередной «диалоговский» сборник стихотворений и прозы «За вдохновением спешим» увидел свет в 2008-ом году. Здесь, помимо уже известных заинтересованному читателю авторов, можно познакомиться с творчеством Антона Воробьёва, Татьяны Коноваловой, Елены Черновой, молодой поэтессы из Балашова Марии Сергун, поэтессы из Красноармейска Елены Пасочниковой. В новой книге громко заявил о себе мой теперешний заместитель по литературной работе в «Диалоге» поэт Игорь Пресняков, который когда-то давно был моим однокашником по «99-ой средней».
С давних пор участвует в работе МПК «Диалог» композитор, а вместе с тем кандидат технических наук СГТУ, Евгений Полухин. В разделе «Фонотека МПК «Диалог» представлены его песни на стихи студийцев. Евгений Полухин – член Российского авторского общества. Им написаны песни и романсы на стихи многих русских поэтов, как классиков, так и современников. Есть у Евгения Давыдовича и песни на стихи Михаила Муллина, Маргариты Борцовой, Евгения Грачёва, Александра Амусина и др. Добрый десяток песен написан Полухиным на мои стихи. Некоторые из них не раз звучали на саратовском радио.
В составлении и редактировании сборника «За вдохновением спешим» неоценимую помощь мне оказала воспитанница «Диалога» Маргарита Борцова. Для участия в книге я пригласил саратовских поэтов, которых не могу считать постоянными участниками нашей студийной работы, но к творчеству которых испытываю искреннюю симпатию. Это Алексей Солодов, Александр Арисов, Татьяна Лисина, чьи авторские вечера также были проведены по программе «Встречи в Диалоге». Солодов, известный художник-карикатурист, трансформировал мою идею в иронической красочной обложке сборника.
За минувшее десятилетие заметно заявили о себе многие студийцы МПК «Диалог». Маргарита Борцова, Таисия Турскова, Елизавета Мартынова, Марина Карачаровская, Елена Калякина становились победителями областного турнира поэтов, ежегодно проводимого Саратовским отделением Союза писателей России. Борцова, Карачаровская и Мартынова (последняя – неоднократно), пройдя жёсткий отбор рукописей в Москве, участвовали в Форуме молодых писателей России. Много достойных побед за плечами Елены Борзых.
Газетные и журнальные публикации, выступления по саратовскому радио и перед аудиторией на различных площадках города стали для студийцев привычным и естественным делом. А сама возможность выхода на читателя, зрителя – неоценима на любом этапе творческого становления.
Особенно важно, что вся эта школа доброжелательной взыскательности строится на энтузиазме, в полном согласии с влечением сердец. И хотя утверждают, что сейчас поэзия на подъёме, она, по большому счёту, остаётся жанром не конъюнктурным. Прошли те времена, когда молодые поэты в «Политехническом» собирали тысячные аудитории. Тогда поэзия была делом государственным. Теперь до этого далеко. Но тем не менее она, поэзия, живёт и здравствует, так как неистребима тяга молодых романтических душ к самовыражению в ёмком художественном слове. Более того, поэзию истинную не эксплуатируют – ей служат. И всегда находятся «безумцы», упрямо карабкающиеся на сияющий головокружительной высотою Парнас. В этой неустанной работе души – залог внутренней красоты, благородства, духовности.
С новыми надеждами входим мы во второе десятилетие, мы продолжаемся и ждём новых молодых авторов. Приходи в «Диалог». Растормоши свою душу – и она откроется и запоёт на звонкой ноте поэзии и любви. Потому высока марка «Диалога», почётна принадлежность к нему. Да будет так! Мы – продолжаемся!
На фото: Николай Куракин (с гитарой, дочерью Катей и друзьями) после одного из поэтических вечеров в Центральной городской библиотеке Саратова.
Свидетельство о публикации №110082001244