Воспит. родителей - 91 - детские фантазии
Ответ: Я уже неоднократно высказывался и на эту тему. Детские фантазии – явление не только нормальное, но и желательное. Ребенка окружает множество вещей, которым он приписывает разные качества, одушевляя их, делая реальными. Так он познает мир, себя, знакомится с явлениями и предметами. Иногда это пугает его, иногда захватывает, но никогда не оставляет равнодушным. Любопытна, например, реакция трехлетнего карапуза, который мал ростом для своего возраста и часто об этом слышит. В солнечный день он шагает по дорожке и, заметив свою длинную тень, торжествующе восклицает: - «Смотрите, дорога думает, что я высокий!» В воображаемом мире ребенок сильный, смелый и всеми любимый, а в настоящей жизни этих чувств ему может не хватать. Когда ребенку недостает внимания или тепла, его мучают противоречивые чувства, (любовь к родителям не дает ему даже помыслить о том, что они способны ошибаться или делать что-то не так), придуманная жизнь помогает крохе «выпустить пар», представив, что все прекрасно или отыгравшись на вымышленном партнере. Если у ребенка есть какие-то переживания, (даже если он их не показывает), эти чувства обязательно проявятся во всей детской непосредственности – в неожиданных «смешных» высказываниях. Кто-то из родителей посмеется, а кто-то, возможно, задумается. - «Вася, зачем нужен папа?» – «Чтобы жить в гараже!» Взрослые часто невнимательны к детям, не замечают или не обращают внимания на их желания. Замечательной иллюстрацией служит случай с пятилетним мальчиком, которого родители взяли в ресторан. Официант вручил ребенку гигантскую папку меню и почтительно спросил: - «Что будете заказывать, молодой человек?» Потрясенный мальчуган посмотрел на родителей широко раскрытыми глазами и прошептал: - «Он думает, что я настоящий».
Малыши бывают очень точны и невероятно наблюдательны. В своих рассуждениях они исходят из сопоставления, (так делают и взрослые), однако выбирают для этого то, что старшим никогда в голову не придет сравнивать: море – такой большой бассейн; камешек – это очень твердый орех. А один из малышей отметил: - «Мышка – это как слон». Очевидно, он нашел важный для себя общие признаки у обоих животных – серый цвет, тоненький хвостик. Но ребенок не ограничивается подражанием взрослому. Он рассуждает по-своему, идет в своем сравнительном анализе дальше: если есть раздевалка, значит должна быть и «одевалка», если дед старый, значит должен быть и «новый», если фильм снимают, значит его можно и одеть, а если музыкальный коллектив называется «группой», у него должна быть воспитательница.
Используя мамины выражения, они стремятся выглядеть значительнее в глазах окружающих. - «Ты что там положил в карман?» – «Да так, гадость всякую». - «Дочка, будь аккуратнее». – «Мама, даже не надейся, все будет хорошо!» Многие дети меняют звучание слов, отталкиваясь от признаков называемого предмета. Мотоцикл превращается в «моторыкл», вазелин – в «мазелин», молоток – в «колоток», а бульвар – в «гульвар».
***
« - Есть интересная индея.
- Летущая тарелка.
- Я причиню тебе кровь! (в нарочитом гневе).
- Я причиню тебе поцелование! (то же в радости).
- Жил-был старик. И он был жив! (сочиняя сказку).
- До него нельзя доплюнуть! (наблюдая салют)»
***
- «У меня папа командир, потому что он все время в командировки ездит» или - «Мы вчера ели шашлык из бананины!»
***
Малыш смотрит футбол вместе с папой, приговаривая: - «Так, хорошо, хорошо, еще хуже!»
***
Мама оступилась на лестнице, ушиблась, поцарапала новые туфли и от досады заплакала. Маленький сынишка обнял ее и сказал: - «Мам, не плачь, ты же у меня почти мужчина!»
***
«Когда Илье Муромцу минет тридцать лет... Мама, а что такое минет?
***
На картинке два деда мороза: - «Скажи, чем они отличаются? – Мешком!
- Посмотри внимательней. - Мешком! – Ну, посмотри, мешки абсолютно одинаковые, что ты в них разного увидела??? - Подарки конечно!!!»
***
- «К дому бабушки Красной Шапочки ведут три дороги, - (короткая, средняя, длинная) - Как ты думаешь, кто дойдет до домика быстрее всех?
- ВОЛК! - Но почему? - (у него не самая короткая дорога) – Потому что он больше всех хочет съесть бабушку!»
Против логики не попрешь, а против детской тем более.
P. S. Подлинный гений отличается детскостью, это известная формула. Для тех, кто не читал Евангелие: - «Будьте как дети!». Выше этой этической программы трудно что-либо представить. Формула проста, ясна, элементарна, всем нам знакома, но почему-то не исполнима. Что же с нами такое происходит с годами, что она становится не исполнимой? А может, все наши проблемы в этом? У одаренных детей уровень интеллекта, мягко говоря, выше нашего, и это делает их опасными в наших глазах. Человечество на протяжении всей истории очень жестко и бездарно поступало с людьми, которые пытались поднять его на новый уровень духа. Тот, кто пророчествовал, всегда встречал сопротивление. И в данном случае дети окажутся этими новыми жертвами непонимания.
Ребенок растет с прекрасными идеалами, с заложенной очень высокой планкой того, как должно быть в мире, в жизни, вокруг. Приходит время, жизнь вносит свои коррективы, и мудрые взрослые говорят: - «Это жизнь!», «Будь как все, будь взрослым!». А взрослым быть не хочется, потому что мир омерзителен. И вот эту проблему нельзя решить. Циничный взрослый реализм подрезает ребенку крылья. Все дети проходят через это, в большей или меньшей степени. Когда чистота восприятия мира разбивается о, как бы, «правду» жизни. Эта проблема очень значительна для каждой детской души, она так трогает их желания в человеке – быть умнее и лучше. Эти устремления неистребимы. И никто никогда их не задавит, и всегда детская рука протрет эту грязь, и остановить ее будет невозможно.
Будьте благодарны мужу, природе, судьбе, Богу, самой себе, Марина, за такой подарок - дочкино образное мышление, фантазию, воображение и любознательность. Сделайте все, чтобы сохранить их и приумножить. Не убейте своей взрослостью!
Свидетельство о публикации №110081904851