Независимая оценка качества образования. Эссе

                НЕЗАВИСИМАЯ ВНЕШНЯЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ
                ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
                ПО ЕГО РЕЗУЛЬТАТУ

                Статья-предложение.               
                В «Управление оценки качества образования» РФ.

     В независимой оценке заинтересованы как само государство, так и все производственные структуры (заказчики), а также общество и сама личность, завышенная самооценка которой мешает ей более плодотворно заниматься самообразованием и находить своё достойное место в коллективе.
     Внешняя оценка качества образования подразумевает единый подход к выявлению уровня интеллектуального развития личности за конкретный период обучения, что косвенно отображает и успехи (или неудачи) самих учебно-образовательных учреждений и их программ.
     ПРЕДЛАГАЮ оценивать качество обучения и образования по уровню развития интеллекта личности, полагая, что индивидуум с развитым интеллектом способен не только успешно усваивать знания и навыки, но и сам в перспективе сможет и обучать, и вносить существенный вклад в науку и технику, повышая благосостояние своей страны и цивилизации в целом.

     Интеллектуальное развитие человека происходит как при получении общего, так и при приобретении специального образования.
     Поскольку уровень умственного развития обучаемых повышается в наибольшей степени и наиболее динамично в возрасте до двадцати лет, то следует обратить особое внимание на старшеклассников и студентов первых курсов, когда ещё не поздно скорректировать их перегруппировку или их индивидуальные программы.

     Тестирование по измерению показателя интеллекта (с Г. Айзенком мой способ не имеет ничего общего, он ближе к измерению внимания, памяти, воображения московским профессором Г.И.Россолимо) с учётом основных составляющих интеллекта (внимание, кругозор, воображение, память) целесообразно проводить в четыре этапа.
1. За три года до окончания школы.
2. После окончания школы (совместно с ЕГЭ).
3. После первого года обучения в университете.
4. При выпуске из университета.
     Упомянутые категории – наиболее значимый объект оценки. Такой срез позволит не только своевременно влиять на развитие интеллекта обучаемых школьников и студентов (п.п. 1,2,3), но и даст достоверную информацию о качестве процесса обучения (п.п. 2,4). А это позволит дать адекватную сравнительную характеристику (оценку) школам и высшим учебным заведениям, а также их образовательным программам.

     Многие благие цели остались нереализованными из-за отсутствия  подходящего инструмента такой оценки, особенно тестов для школьного возраста.
     Разработанный на базе моего изобретения «Способ определения готовности оператора к выполнению задания» авт. св. СССР № 1752350, 1992, многократно испытанный мной тест «Интеллект» - является таким уникальным, эффективным инструментом, причём многоразового применения. В нём задействуются логические построения, и оценивается количество и качество решённых задач.

     Он – решаем, его не надо ежегодно сменять и прятать в сейфы. Впервые в мировой практике – создан устойчивый и нормированный тест. Для наглядной демонстрации такого
нового понятия как устойчивость – предлагаю ознакомиться со вторым моим тестом «Воображение», который ещё известен как «Самый быстрый тест по русскому языку».
     Тест «Интеллект» ещё и нормирован к 100% (или к 100 IQ), что позволяет значительно упростить и унифицировать процесс обработки результатов психологических исследований.
     Наглядно можно представить функциональные связи предлагаемого (предполагаемого) мной отдела вашего Управления с заказчиком (потребителем, работодателем), где 1, 2, 3, 4 – уже упомянутые выше этапы обучения, для которых тестирование наиболее целесообразно, в виде следующей схемы.

                ------------------------------
                Независимые оценки
-------------------     ------------------------------   ----------------------
                --------------------------
   Отдел                Заказчик
   Управления          1       2       3       4             (работодатель)
                --------------------------
-------------------     -------------------------------   ----------------------
                Независимые оценки
                -------------------------------

     Обратные связи заказчика с отделом Управления указывают на вероятность того, что работодатель напрямую может начать заказывать себе работников с учётом независимых оценок их интеллектуального развития. В моей практике это встречалось довольно часто.

     Применение моей методики тестирования в дополнение к существующему ЕГЭ вполне оправдано по нескольким причинам.
1. Сфера использования ЕГЭ – крайне ограничена
(только для выпускников школ).
2. Тест «Интеллект» хорошо адаптирован для работы с
учениками, начиная с десятилетнего возраста
(с поправкой до 17 лет включительно).
3. Тест «Интеллект» годен и для тестирования студентов.
4.  Во всех случаях он повышает достоверность оценки.
5.  Он – устойчив и нормирован. Тест является
         одновременно общим тестом достижений и тестом
         общих способностей.
6.  С его помощью можно выявить интеллектуально
         одарённых подростков.
7. Тест «Интеллект» не травмирует психику школьников,
поскольку частично решаем даже слабыми учениками.
8. По сравнению с ЕГЭ – на порядок уменьшается как
время самого тестирования, так и время проверки
результатов с проставлением оценок.
9. Он не требует ежегодных (или иных) смен заданий
(субтестов, размещённых в нём классически).
10. Тест «Интеллект»  наряду с показателем интеллекта
(аналог IQ)  позволяет измерять дополнительно за то же самое отведённое время ещё около двадцати первичных (основных), вторичных и третичных его составляющих. Это может быть применено для выявления направления самосовершенствования и развития личности с учётом её индивидуальных особенностей.

     Я готов раскрыть свой тест «Интеллект» для определённого круга лиц при проведении испытательного тестирования контрольных групп с последующим сравнительным анализом с любым иным тестом (в том числе и с ЕГЭ). Надеюсь при этом на соблюдение моих авторских прав. Имею 16-летний опыт работы с тестом «Интеллект», а некоторые свои тесты применяю уже более сорока лет.
     В моей книге с одноимённым названием приведено много таблиц, графиков, диаграмм и схем, отображающих динамику роста (приращения) основных составляющих интеллекта учащихся, а также аналитическое обоснование полученных результатов.

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. В.А.Юденко. Способ определения готовности оператора к выполнению задания.
                Авт. св. СССР № 1752350, 1992.
2. В.А.Юденко, ИНТЕЛЛЕКТ, "Клуб интеллектуалов", Рига - 2004.
                http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
3 . В.А.Юденко. О возможностях моделирования мышления.
                РВВИАУ (автореферат), 1970.
4.  В.А.Юденко, В.В.Кутузов. Устройство для исследований функций      
                внимания. Авт. свид. СССР № 1342477, 1987.
5.  Владимир Юденко. Что такое интеллект? Определение.
                http://www.proza.ru/2009/02/21/872
6.  Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
                "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
7.  Владимир Юденко. Для чего надо измерять интеллект?
                http://www.proza.ru/2009/01/21/645
8. Владимир Юденко. Что выявляет ЕГЭ. 2010.
                http://www.proza.ru/2010/03/14/311
9.  Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
                http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
10. Владимир Юденко. Интеллект. Строго научное эссе.
                http://www.proza.ru/2010/03/15/32
11.  Владимир Юденко. О достоверности истины. Философское эссе.
                http://www.proza.ru/2010/11/12/806
12.  Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов на семинаре по физике.
                http://www.proza.ru/2010/01/09/1214
13. Владимир Юденко. Развивается ли поэзия сегодня? Эссе.
                http://www.proza.ru/2010/07/13/1263
14. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов - для освоения Космоса.
                http://www.proza.ru/2011/01/05/801
15. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов - на связи с МКС!
                http://www.proza.ru/2011/02/05/795
16. Владимир Юденко. ЕГЭ - всероссийский обман.
                http://www.stihi.ru/2011/06/22/6301
17. Игорь Мейден. Как найти гения?
                Статья в газете "Вести сегодня"
               
2010


Рецензии
Интересно...
Если я правильно поняла, то и выпускников начальной школы (10-11 лет) можно тестировать? Есть ли особые требования к проводящему тестирование и обработку результатов?

Прономи   19.08.2010 13:49     Заявить о нарушении
Можно.
Дикция (всегда спрашиваю: слышат ли меня).
Обработка упрощена, поэтому - ничего кроме внимательности. Поскольку оцениваются три субтеста в одном тесте, то даже если допустить грубую ошибку проверяющего, то она не может существенно повлиять на общую оценку.
Ошибиться трудно, так как проверяющему не надо ничего решать, он только подсчитывает число решённых заданий и сравнивает с трафаретом, выводя общую оценку по заранее заготовленному алгоритму.
Юлия, благодарю за интерес. С удовольствием отвечу на любые вопросы.

Владимир Юденко   19.08.2010 14:01   Заявить о нарушении
О дикции.
Задание можно высвечивать на экране.

Владимир Юденко   20.08.2010 15:01   Заявить о нарушении
А обработку нельзя автоматизировать?

И хотелось бы узнать поподробнее о характере заданий... И есть ли ограничения по времени?

Прономи   20.08.2010 15:21   Заявить о нарушении
Можно.
Предъявляются последовательно три субтеста (задания). Первый на внимание, второй - кругозор, третий - воображение. Память работает во всех трёх.
По 60 секунд на каждый ответ. Итого: четыре минуты вместе с постановкой заданий.

Владимир Юденко   20.08.2010 16:33   Заявить о нарушении
И по выполнении всего трех заданий такой исчерпываюший результат???

Прономи   20.08.2010 17:22   Заявить о нарушении
Когда врач стучит по коленке ему хватает одной секунды для постановки диагноза.
Когда проверяет зрение - нескольких секунд.
Я проверяю - не содержимое мозга (информационное или иное), а только КАЧЕСТВО его функционрования.
Так же быстро проверяют сложнейшую технику (больше времени уходит на сборку схем и подключение соединений).

Владимир Юденко   20.08.2010 17:58   Заявить о нарушении
Много времени затрачивают те, кто не знает ЧТО и КАК проверять.

Владимир Юденко   20.08.2010 17:59   Заявить о нарушении
:) Почти убедили...

Прономи   20.08.2010 18:13   Заявить о нарушении
Юлия, помнится мне, что Вы недавно очень успешно решили мой более краткий, но более сложный тест
"Воображение". И никаких вопросов не было.
И к решению этого Вы приглашались.
Вам только нерешаемое подавай.
С наилучшими пожеланиями,

Владимир Юденко   20.08.2010 23:42   Заявить о нарушении
Так не во мне ж вопрос... Я просто прикидываю, как можно использовать это тестирование... ну, к примеру, в работе с моими учениками... И несколько сомнительным представляется тот факт, что всего по трём параметрам можно объективно оценить уровень интеллекта и качество образования...
И потом... обучаемые приходят в образовательное учреждение с разными, так сказать, стартовыми условиями. Учитывается ли это при тестировании?

Впрочем, теоретизировать можно бесконечно долго, нужна практика. Есть ли у Вас опыт сравнительной оценки качества образования с опорой на данный тест? И где можно ознакомиться в этими материалами, если они публиковались?

Прономи   21.08.2010 08:15   Заявить о нарушении
Не по трём, а по четырём основным (внимание, кругозор, воображение, память) и по 16-ти вторичным.
Оказалось достаточно четырёх - для подсчёта показателя интеллекта.
Объективность достигается решаемостью теста и тем, что задания теста для всех абсолютно одинаковы (в отличие от ежегодной смены при ЕГЭ).
Учитывается только возраст, стартовые условия влияют менее, но частенько отличники уступают хорошистам по понятной причине. Школьный отличник, если брал только усидчивостью - это "изнасилованный" мозг, с которым дальнейшее обучение тиражирует посредственность.
Десятилетний опыт тестирования изложен в 2004 году в книге "Интеллект", тираж которой исчез в Риге. Книга содержит много таблиц, графиков и аналитического материала. Второе издание сделаю в Москве, тогда можно будет говорить о доступности.
То есть сейчас моей практике более 16-ти лет, а отдельными субтестами я пользовался и более сорока лет назад.
Надеюсь, что качество образования с привязкой к уровню интеллекта будет проверяться более досконально в структуре, для которой и подготовлена эта статья и другие материалы по их запросу.
С уважением,

Владимир Юденко   21.08.2010 15:02   Заявить о нарушении
Дополнительную информацию можно прочесть, набрав в поисковике:
Игорь Мейден. Как найти гения?
Статья в газете "Вести сегодня"

Владимир Юденко   30.11.2011 11:48   Заявить о нарушении
Спасибо.

Прономи   30.11.2011 17:33   Заявить о нарушении