Патмос
дивного жизнью Апостола и Богослова,
видел ты небо другое в пылающей раме
мрачной кончины времён по свидетельству Слова.
Ты сохранил эту память в камнях и оливах -
мудрую силу любви в пост-апостольском мире.
Рушится всё, и видения кар справедливых
нам открываются глубже, полнее и шире.
Мир сохраняется любящим в сердце Пророка -
бьётся тревожно, устало, наверное, больно.
Как хорошо, что не ведаем точного срока:
жить продолжаем, собою и миром довольны.
Свидетельство о публикации №110081306242
Я воспринимаю Иоанна Богослова бесслёзным - слишком безгранично его упование на Бога, чтобы переключиться на мир и оплакивать его. Для кого, для кого, но не для него могут подступать сомнения в благости Божией, чтобы оплакивать этот мир: "Ей, гряди, Господи Иисусе" (22:20) - вот его пафос. И поэтому образ слёз-волн, способных умыть целый остров, мне кажется странным.
"Дивного жизнью"... Хоть это и неоспоримо правильное утверждение, но, на мой взгляд, всё-таки слегка-слегка, но придаёт оттенок сладковатости стиху. Оно приемлемо в акафистах. Апостола Иоанна отличала строгость жизни, он был единственным девственником среди Апостолов, хотя вряд ли эта последняя характеристика может быть адекватно оценена на этом сайте, но при том при всём именно девственность этого апостола имеет глубокое богословское осмысление... "Дивного жизнью" всё-таки ослабляет образ любимого ученика.
"видел ты небо другое в пылающей раме" - образ "пылающего кинофильма" хорош, но конструкция фразы усваивает острову способность видеть этот фильм. Насколько оправдано смещение дара тайнозрителя с Апостола на остров?
"мрачной кончины времён"... А ведь кончина времён отнюдь не мрачная, скорее, она огнезрачная. "Мрачная" всегда будет ассоциироваться с неприятной, омерзительной, к которой не приемлемо восклицание Иоанна: "Ей, гряди..." - это же День Господень, это же торжество Его Дня...
И ещё: "Богослова" - "Слова" отнюдь не самая удачная рифма.
Второй катрен - явно выделяется на фоне предыдущего и близок к идеальному. Претензия только одна: ох, как же я боюсь обвинять Бога в справедливости, или утешать людей в справедливом Божием возмездии... Светопреставление, по моему пониманию, - это катарсис, очищение, когда Божественная Любовь вступает в соприкосновение с запредельным человеческим беззаконием - здесь нет места справедливости. Правда, последняя строчка: "нам открывается глубже, полнее и шире" - многое исправляет.
Я не смог до конца постичь первую строчку третьего четверостишия: "Мир сохраняется любящим в сердце пророка"... Повидимому, здесь есть аллюзия с Евангельским: "Ибо так возлюбил Бог мир" (Ин.3:16) - и эта любовь отзывается в сердце Пророка. Однако конструкция фразы говорит о том, что сам мир способен любить, и именно эта любовь находит отклик в пророчьем сердце. Или я перемудрил?
В последней строке коментаторы обнаружили иронию. Зная Ваше отношение к человеческому самодовольству, готов предположить, что именно эта мысль и была заложена Вами изначально, но, опять-таки, конструкция фразы: "Как хорошо, что <...> собою и миром довольны" эту иронию сводит на нет.
Юль, простите, стих действительно хорош, ибо затрагивает глубинный нерв нашей веры, но хочется, чтобы он был гениальным.
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 03.08.2013 00:52 Заявить о нарушении
Упование. Мне кажется, оно слёз не отменяет. все мы знаем, что смеющимся Господа никто не видел, а вот плачущим - да. Так почему же и любимый ученик не мог оплакивать грехи мира? как мне представляется, именно этим он и занимался на Патмосе. Кому, как не ему, это было открыто со всей очевидностью.
"Дивного жизнью"... Не соглашусь, что акафисты снижают пафос и ослабляют образ. Если уж на то пошло, то согласна считать мой стих кратким акафистом)
Я представляю себе Иоанна Богослова близким Адаму до грехопадения, то есть близким природе. Вот это единение со всем живым и призвана передать эта строчка. Да, и остров тоже был причастен через Пророка к тайновидению.
Рифма - да, согласна. Но здесь мысль показалась мне важнее формальностей. Я думаю, что человек властелин рифмы, а не наоборот)
"Светопреставление, по моему пониманию, - это катарсис" и в то же время - кара для тех, кто не удостоился войти в общение с Господом. Тут нет противоречий.
"Мир сохраняется любящим в сердце пророка" - да, в сердце весь мир и любимый, и любящий. Он всё покрывает своей любовью. Так мне представляется.
Ирония. Пусть те, кто хочет, разглядят иронию, а кто не хочет, будут серьёзны. Здесь это не принципиально.
Ещё раз спасибо за внимание к этому стиху. Вы мне очень помогли взглянуть на него попристальней и отнестись внимательней к тому, что я наваяла) Это всегда полезно.
Юлия Ви Комарова 03.08.2013 18:47 Заявить о нарушении
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 04.08.2013 01:14 Заявить о нарушении