Итоги июля. Павел Самсонов

Вологодское рандеву не случилось. Об этом мы с Сергеем и Галиной Щекиными знали заранее и не без сожаления отказались от освещения июльского конкурсного цикла под знаком древнего русского города. Хотя один нюанс, связанный с моим первым посещением русского севера, наверное, на выбор повлиял. Но об этом ниже.

Смею утверждать, что июльский лонг 2010-го оказался одним из самых сильных и ровных за 16-месячную историю БЛК. Стихов слабых почти не было, зато крепких, способных претендовать на место в десятке - не менее 20-и.

После первого чтения в голове напрочь засели 4 стихотворения, но делать обстоятельные выводы я не стал, а отложил окончательный выбор на недельку. После второго чтения в фаворитах уже ходили 6 стихотворений и ещё 10 остались в числе претендентов на 4 последние путёвки в шорт.

Самое время сказать о критериях.
Для меня всегда, в любом деле во главе угла стоит профессионализм, то есть, в данном случае - мастерство автора; его способность жить языком, бережное отношение к слову, умение выстроить версию - качества обязательные.
Что ещё? Текст должен быть интересным мне как читателю, остроумным, не в смысле поржать, а в смысле остроты ума, а если и с юмором, то юмором не только выше пояса, но и выше уровня плеч, за текстом дожна явственно проглядывать личность автора, человека, которому есть что сказать и который отчётливо понимает какими средствами задуманное выразить, наконец, каким бы профессиональным ни был автор, без эмоциональной индивидуальности всё его даже недюжинное мастерство останется красивым пшиком.

И, прежде, чем перейти к выбранной десятке, отмечу ещё один нюанс, открытый мной именно в Вологде.
Мы часто говорим о поэтических банальностях, затёртых штампах, стандартных подходах, которые выпирают в 90% стихов, проходящих отбор на БЛК. Об этом зашла речь в одной "вологодской" беседе. Моим собеседником был искусствовед, всю свою жизнь занимающийся реставрацией икон. Я его спросил о проблеме штампов в иконописи, это ж сколько всего понаписано на одни и те же сюжеты, с ума можно сойти, и как легко, видимо, утонуть в море вымученных столетиями шаблонов...
э-э, нет, не согласился со мной уважаемый реставратор, иконы писали  мастера, а у каждого мастера был свой неповторимый почерк, своё мышление, свои средства раскрытия темы... мазки, краски, цвета, оттенки...всё своё, незалапанное чужими руками... во как! пожалуй, этому замечанию ешё предстоит значительно сдвинуть что-то в моём сознании, но уже сейчас я им частично воспользовался, чтобы оформить десятку лучших стихов июля в следующем виде:


ЕЛЕНА КРИВЧИК, "Жестокий романц"

http://www.stihi.ru/2009/07/28/3901 отборочный тур БЛК

Отточенно, легко, остроумно. Трагедия, которая не выглядит трагедией, а скорее данностью, и не оттого ли горечь - вполне себе светлая, потому как "В столицах смута ли, застой –\А здесь то баня, то запой.\
Своя картоха нехерова\Кто жив – справляет выходной"

НАТАН ХЛЕБНИК, "ВЛАДИВОСТОК"

http://www.stihi.ru/2010/07/01/4197 отборочный тур БЛК (квота Светы Чернышовой)

У этого стихотворения особый резкий запах, не к месту говорить здесь ни о патриотизме, ни о гуманизме, ни даже о национальном пофигизме, зато самое время вспомнить ещё одного вологодского мужика, ляпнувшего за рюмкой чая, что, дескать, русская натура уходит.. да нет, никуда она, конечно, не уходит, а только перерождается местами, хотя бы вот в этот самый "Владивосток"

А.В.ТОР, "Перевод с немоты"

http://stihi.ru/2009/07/05/6399 номинатор Олег Анс

Очень, очень и очень! игра словесная, говорите? пожалуй, это можно назвать гимном языку.

ЛЮДМИЛА ПАВЛОВА, "Оловянное солнце зимы"

http://stihi.ru/2002/02/05-50 номинатор Олег Анс

Стихотворение мотивное, использующее знакомые цитаты и ассоциации, но аккуратно обогнувшее торосы штампов, лёгкое, насколько может быть лёгким стихотворение о Петербурге, и живое.

ВИК, "Остин Озеро"

http://www.stihi.ru/2007/08/09-2340  номинатор Доктор Гумис

Славно, знакомо, уютно, элегантно; зарисовка сделана, используя достаточно скупые выразительные средства, но других и не нужно, так как природа всё равно окажется вне конкуренции.

ИГОРЬ ЦАРЁВ, "Бродяга и Бродский"

http://www.stihi.ru/2010/06/18/3264 номинатор Марта Синельникова

Случайно ли, не случайно, это стихотворение перекликается со стихами Кривчик и Хлебника... но я увлёкся другой игрой и представил, кто может быть этим бродягой... а вдруг сам Бродский? точнее, то, что от него осталось...

СЕРГЕЙ ИВКИН, "первое чувство"

http://stihi.ru/2009/07/23/6114 номинатор Олег Калиненков

"бедный мой русский язык
бедный враг мой"

говорит лирический герой, бедный язык, не дающий выразить все эмоции ЛГ, но за него это делает автор, просто и лаконично, в основном за кадром, это ж надо суметь!

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, "Рапунцель"

http://www.stihi.ru/2010/03/25/6143 отборочный тур БЛК

Очень гармоничное стихотворение, выверенное версификационно и умно-сдержанное по части экспрессии.

ГАЭТАН, "КОТ"

http://www.stihi.ru/2007/05/06-2293 номинатор Марта Синельникова

Вот тут в пору говорить о чисто эмоциональном совпадении автора и меня-читателя. Из трёх стихотворений "о котах" хотя бы одно имело право на жизнь в десятке. В моём списке "повезло" коту Гаэтана

ЕКАТЕРИНА ПЕРЧЕНКОВА, "почти Twin Peaks"

http://www.stihi.ru/2008/03/23/432 номинатор Мариян Шейхова

Читая этот текст, я почувстовал себя девочкой, спасибо автору. Теперь мне осталось только стать женщиной и родить.



Павел Самсонов, Вологда - Москва - Санкт-Петербург - Натания


Рецензии
здорово.
почти все...
рад этому.
А

Алекс Павлов   13.08.2010 17:10     Заявить о нарушении
прекрасно )

Павел Самсонов   13.08.2010 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.