2. Свадьба
В колхозе я тоже всегда при лошадях был. Да и невест тогда тоже на тройках до сельсовета катили. Разнаряженные таратайки, на дугах колокольцы звенят, в гривах ленты заплетенные на ветру вьются. Кучера в картузах с розочками, в расшитых сорочках да кушаках весело насвистывают.
В каждом тарантасе по гармонисту с бубном, а где так и скрипка сердце рвёт. А у друга моего, Петра, бандура была, ох и играл он на ней, стервец, душа замирала! Любую песню стоит услышать – тут же подхватит и выводит на струнах, словно сам поет. Да. Лихо так к дому невесты подкатим, выкупим ее у соседей, что всю улицу перегородили, да от сватов пока откупимся.
И всё с шутками, смехом, с кандебобером. Потом уж в хату шли благословение у родителей под иконой, робея, получать. Матинка с батьком на рушнике икону держат, а молодым хустыну стелют, чтоб на коленях стояли. Потом уж с гиками, посвистом и музыкой регистрироваться всем поездом едем...
Харитонович ни одну рюмку нальёт, вспоминаючи те счастливые моменты. И еще долго рассказывает, как проходили сватовство и висиллья (свадьба, значит), у них на селе.
За дней десять до свадьбы невеста и жених в венках идут по хатам гостей приглашать. Их сопровождает любопытная вереница босоногой ребятни. Жених и невеста обязательно с подарком, да с рюмкой – хозяева хаты если примут подарок, поблагодарят, рюмку горилки выпьют- это, значит, согласны придти погулять на висиллях. Не смогут явиться – откупаются подарком: тот болеет, другому срочно ехать куда-то надо, третий на работу спешит...
Что интересно было – сама свадьба. Курень во дворе специально ставили – брали на прокат в разборе, собирали. Бабы все столбы живыми цветами обвивали, веночками украшали.
Нанимали деревенских музыкантов, те каждого гостя или пару музыкой встречают, шафер по рюмке горилки на подносе подает, закрепляет места - до конца гулянки чтоб там и сидели. Бывало, не хватало в курене мест, так рядом с куренём лавки и столы ставили: считай, всё село - родня, плюс гости дальние, да друзья, подружки.
Угостят званых гостей двумя рюмками горилки, третью на подносе на рушнике подают. Это значит, настало время подарков для молодых - на обзаведение хозяйства. Выпьет гость рюмашку, достает подарок и тут музыка заставляет его плясать с этим подарком- будь то поросенок, или холстина, конверт в грошами, или кальсоны – всё равно пляши, всем покажи, чем помогаешь молодой семье.
Подарок забирает крёстный отец, складывает рядом в скрыню (сундук). Когда кончится эта церемония, крёстный отец запирает на замок эту скрыню, а ключ отдает невесте. Но если дарили деньги, тогда он их самолично за пазуху невесте вкладывает.
- У нас было принято так же одаривать всю родню подарками: родня жениха одаривает родню невесты, а те им отвечают тем же.
Когда с подарками закончено, музыканты играют только для молодых - танцует парочка счастливых влюблённых, а им под ноги деньги кидают, обсыпают конфетами и цветами. В круг никто не имеет права вставать. Молодых окружают гости, которые сплотившись руками на плечах друг друга танцуют по кругу.
Только музыка кончилась, наряженные ребятки собирают в корзинку денежки и отдают невесте. Её усаживают на стул с подушкой и под старинные песни снимают фату, одевают на голову хустыну – бабий платок, повязываю фартушок. Так что, век невесты недолог. После этого невеста встаёт и кидает подушку за спину- кто из девок поймает, у той и свадьба вскорости состоится.
Затем невеста с женихом в фартучках угощают гостей. Каждому лично по рюмашке с закуской на подносе. Выпьет гость, закуску всю съест- значит, принял благодарность за честь. А не выпьет и не съест, свадьба заставляет гостя вторично подарок подносить, специально для них играют музыканты.
Иные родные специально первую и вторую рюмку не пьют, потому что принесли не один подарок. То телёнка заведут, то жеребчика, то птицу, и снова с этими подарками танцевать надо.
Бывало, не без казусов. Скотина, не привыкшая к такому шуму и людскому восторгу, то вырывается и по кругу не идет, то поросенок верещит, как резаный, из рук вырвется, всей свадьбой его ловят. А иной теленок со страху под ноги гостей лепешку выронит. Это считалось хорошей приметой: помет не убирали, так и топтались по нему – значит, быть молодым богатыми, да и гостям за щедрость Бог воздаст!
Музыка всю ночь гремит, пляски, танцы, песни да шутки. На другой день на лошадке невеста с подружками едет снова по гостям - приглашать родню жениха, а жених с парубками родню невесты созывает. Гости должны приносить с собою выпивку и закуску. И так всю неделю. Кто-то приходит, а кто не может – откупается подарком.
Последний день свадьбы- игрища. На тройках катаются по селу, на майдане по шёлку трав борются, через костры прыгают, показывают кто на что горазд. После каждого показа – пляски, частушки, танцы до свитання- т.е. до рассвета. Под утро уставших молодые едут к невесте за приданым и везут в дом жениха. Бабы в голос ревут, песни жалостливые поют и с песнями по домам расходятся.
Да, про подарки. В первый день не во всяком селе молодым одаривают. Вот в соседнем селе лишь на другой день их в тазы собирали. Дарили те, кто приходил. А у кого дарить нечего, или совести нет, те вчера на-халяву погуляли и всю неделю не приходят. В каждом селе по-своему.
Продолжение см. 3. Конная разведка
http://www.stihi.ru/2010/08/12/4415
Свидетельство о публикации №110081204286
Повязали мне платок,
Прощай, милый хуторок!
К жениху уеду я,
Прощай, милая семья!
Юлия Незабудка 16.08.2010 11:02 Заявить о нарушении