Безмолвствуют они, ограждены
И критиков почётный караул, высокую оценку воздающих
Той музыке великой, охраняет их, лаврами увенчанный, покой.
Ужель прошли былые времена и классики в злачёных переплётах
Иные слышат ритмы, хмуря брови, в кричащих звуках стереофонии?
Но если вновь гармонии мы жаждем и если их зовём - они приходят.
===
___Иоган Себостьян БАХ.
Ещё не знали люди фортепиано. С шпицрутеном соперничал мушкет
И жизнь тащилась сонною каретой, а он уже пришёл, барокко гений,
Природы дар, в глухой и мрачный мир, чтобы раздвинуть музыки пределы.
В камзоле чёрном, с буклями парик и белый, словно снег, платок на шее.
А губы сомкнуты, готовы к испытанью безжалостной Судьбы ко всем живущим…
Так выглядит сейчас, спустя два века, из прошлого дошедший к нам портрет.
Причудливы истории капризы того, чьи "Страсти", словно хлам, пылились,
Забытые на полках у торговцев; беспечно "Бранденбургские концерты"
Сдавались по шести грошей за каждый и сбыт портрет старьёвщику за водку...
...О, если можно разумом услышать наш многолюдный современный город!
Таким, каким его с полёта видим - великое многоголосье жизни.
В той цельности парадных площадей, глядящих ввысь готических соборов.
Таков орган. Великий и могучий. Слышны в нем голоса земли и неба.
То инструмент-оркестр, грозный хор, чью суть души постигнув в совершенстве,
Он создавал свои произведенья, учителей в искусстве превзойдя.
Не для него в костюме гайдука прислуживать игрою на органе.-
Средь музыкантов первый виртуоз. Не в спорах дерзких с королями он
Духовное бессмертье обретёт, но в музыке живой, щемящей сердце.
И будет тот благословенный вечер и, словно сумрак, спустится печаль,
Когда коснётся клавиш он органа с зажжённою свечой в пустынной церкви.
И звуками наполнится пространство рождённой им великой скорбной "Мессы".
___Антонио ВИВАЛЬДИ
Вглядитесь в пожелтевшие листы. В написанных на них небрежно нотах,
Сокрыта сладкозвучная певучесть и солнечного мира торжество
Неомрачённой радости людской - ликующий поток волшебных звуков.
В одной руке молитвенник, в другой, как скипетр, он нотный свиток держит.
Его "Кончерто Гроссо" стоит "Мессы". Маэстро - плодовитый человек.
Теперь он знает почести иные - звучанье лучших мировых оркестров.
___Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ
Скользнул на бархат кресла блик огня. тень прошлого, являясь, исчезала.
Огромный у горящего камина сидит совсем ослепший человек.
"Орфей Италии", саксонец знаменитый, себе нашедший в Англии приют.
Ему и кардиналы, и монархи нередко льстили. Он был бесподобен.
Он гимны для Британии слагал, и недруг повторял его напевы…
Но трижды отвернулись от него былые покровители-друзья.
И в мантии, подобной королевской, теперь стоит он у органных труб,
Великий музыкант и композитор. И "Мессию" его громоподобно,
Торжественно поёт пред ним хорал и свет ему внимает восхищённо.
___Франц Иозеф ГАЙДН.
Он был меж двух веков и двух эпох. Что он успел в столь долгой, тихой жизни?
Что кроется в роскошных фолиантах, красивых, золоченых переплетах?
Почётный доктор многих академий, зачем он в мир пришёл, писал и жил?
Затем, что облекал он в радость звуки. Они ещё понадобятся миру,
Когда, вконец измучившись, оглохнет жестокий мир от воинских оркестров
И прочь уйдут житейские невзгоды, и добрые леса вновь зашумят.
Он начинал прозрачно, безмятежно, бродягою с улыбкой на устах.
Но вот уже доносятся раскаты далёких бурь его симфоний поздних,
Во всём величье мужественной силы, которой обладал его талант.
Вся жизнь его наполнена трудами: в кантатах вкрадчив, в менуэтах ласков…
Но век прошел и надо торопиться. Он пять, рукою старческой, проводит
Линеек нотных, пять дрожащих строчек, которые останутся пустыми...
___Вольганг Амадей МОЦАРТ.
Беспечный гений. Лёгкий и изящный. Прославленный и лаврами увенчан.
С доверчивою, доброю улыбкой, с серебреными пряжками на туфлях,
С косичкою парик, платок на шее - слыл влюбчивым и милым остроумцем.
Его дивертисменты украшали звучанием придворные гулянья.
И звуки лучезарной серенады витали над неблагодарной Веной,
Пресыщенною сонмом развлечений, искусством итальянских примадонн.
Когда творил он, музы умолкали. Звучанием прекрасным, небывалым
Всё заполняли звуки клавесина, касаемого чуткими руками.
"Он, Моцарт, - бог, и сам того не зная" - так сам Сальери скажет про него.
А сколько раз у клавиш клавесина салфетку комкал, вскакивал, садился,
Внезапно погружаясь в неподвижность, весь переполнен музыкой симфоний.
И музыка шедевром выливалась неудержно на нотные листы.
Как ураган, на оперную сцену, к очищенным страстям в те дни привыкшей,
Ворвался "Дон Жуан" непревзойдённый. Звучащею гармонией явилась
"Ночная серенада". И великий он "Реквием" родил, звезду таланта.
А "Первый" свой "Концерт для клавесина" он написал всего в четыре года,
Да так, что не любой из виртуозов умел его как следует исполнить.
В семь лет - симфонию и оперу - в двенадцать с высоким мастерством он написал.
Дворцы, кареты, залы в гобеленах, цари и принцы, герцоги и графы
Склоняются над ним в недоуменье. В неведенье своём он простодушен:
Ведь так проста игра импровизаций, как облечённым властью - воевать…
Всё это в прошлом. Туфли истоптались, рубашка пожелтела, обносилась
И нет уж на лице того румянца и той обворожительной улыбки.
Печальный год. Бродяга, вечный странник, свой "Реквием" писал он для себя…
Тот зимний день спокоен был и снежен. На жалких, грязных дрогах гроб сосновый.
За ним спешащий, как в бреду, Сальери. Был гений мертв. Но музыка осталась
На испещренных нотами листах. "Как, мир, с детьми твоими ты жесток!"
___Людвиг Ван БЕТХОВЕН.
Четыре сокрушительных удара. Не голос одного, но сотен тысяч
Стеною неприступною восставших. Как будто ураган обрел сознанье
И волю грозной мощи миллионов в своем безостановочном движенье.
Он весь - порыв, великий триумфатор, глухой и вдохновенный полубог,
Беспечной современностью не понят. Ни детство Моцарта, ни старость Гайдна
Неведомы ему, но приобщился он музыкой к звучанию вселенной.
...А по углам разбросанные ноты совсем еще в зародыше симфоний
И омут закулисных грязных сплетен на всем пути преследует его…
Но всё же связь веков нерасторжимо соединяет творчество великих.
Так каждый сквозь своё проходит время. И он прошёл, победно торжествуя,
Охваченный стихией вдохновенья. Весною, под небесные литавры,
Титан, кому достойный собеседник всё человечество - в бессмертие уходит.
___Гектор БЕРЛИОЗ.
Что за упрямый нарушитель правил, творец неисполнимых вариаций?
Он, словно потревоженный вулкан, с горящими глазами сочинитель,
Чья музыка звучит, как пирамиды, охваченные сатанинской силой.
Создатель "Фантастической" симфонии, "Июльской" - грандиозной силы бунта,
Которую на улицах играли и площадях восставшего Парижа
В честь праха жертв пять тысяч музыкантов и саблей дирижировал он им.
____Ференц ЛИСТ.
Вот он уже вскочил на возвышенье и лайковые белые перчатки
Сорвал и под рояль небрежно бросил. И заиграл, исполнен вдохновенья,
Пред грозной многотысячной толпою мелодию "Венгерской Марсельезы".
___Михаил Иванович ГЛИНКА.
Воистину, он русский композитор. Смоленский лес и трели соловья -
Источник основных его напевов. И всё его, от опер до симфоний,
Наполнено хорошей русской песней и нежною сердечностью романса.
___Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ.
Бывало время радости и скорби. Но если посещало вдохновенье,
Не храмы строил на вершинах горных, а для людей уютные жилища
Прекрасных зданий опер и симфоний, что щедро так его дарило сердце.
___Эдвард ГРИГ.
Весна играла флюгеров железом, скрипя на шпилях городских домов.
Он, маленький, седой, в огромной шляпе, похожий на Марк Твена и Эйнштейна,
Шёл медленно, прижав к груди цветы - создатель несравненного "Пер-Гюнта".
___Густав МАЛЕР.
Кто род продолжит венских исполинов? Директор Венской Оперы придворной,
Увидевший за стеклами очков новейший мир в старинной партитуре.
Им создана симфония "Восьмая" - то совести проснувшийся набат.
___Георг ГЕРШВИН.
Он переплавил спиричуэлсы и блюзы в сплав драгоценнейший народных опер
И, как Колумб, Америку открыл "Рапсодиею в голубых тонах".
"Порги и Бесс" - шедевр национальный, всемирной славы удостоен был.
___Дмитрий ШОСТАКОВИЧ.
Гремели смертоносные разрывы, звучал биеньем сердца метроном
И в звуки фортепианные врывался чудовищный, тревожный вой сирен.
А он, земной и необыкновенный, симфонию "Седьмую" создавал.
...Идет война. Литавры, барабаны. Им воплем боли отвечают скрипки,
Символизируя собой хаос войны, пещерный рёв замолкнуть заставляя.
И слышит мир, и знает: эту силу врагу не одолеть, не сокрушить.
===
Ушли от нас былые виртуозы, оставив нам прекрасное наследье.
Пусть каждый ощутит в себе частицу великого творенья музыкантов,
Чтобы и впредь шагали вместе с нами по главной из дорог - дороге Жизни.
78.
Свидетельство о публикации №110080706034
Сумел собрать .Они не знали,
Что будут нам сейчас играть.
Интригу долгую держать,
Как видно,ты не собирался,
Ведь в партитурах разбирался,
Так для чего ж, Маэстро,ждать?
Давайте Кальмана играть?
Токкату Баха ре минор-,
Вступил Гуно вдруг в разговор.
А я б Рапсодию сыграл-
Печально Шуман прошептал.
А я Бетховена сыграю.
Соль соль соль мииииии
Я обожаю.
Фа фа фа ре.
Возьму барре
Пойду с гитарой в кабаре
И стану Кальмана играть.
Куплеты Бони распевать.
Нет ,господа,не суетитесь.
И в зал безропотно вернитесь.
Я партитуру расписал.
Не зря же вместе вас собрал!
Нина Бровер 28.07.2023 20:05 Заявить о нарушении
Их не смущает славы разворот.
«Бетховен встал, протёр Г(о)лазунова…»
И в том же духе - с танго на фокстрот.
Играют вместе, вроде бы, но тихо,
Чему, как праздный слушатель, я рад.
Вы пишете по-своему, но лихо.
Что говорить… талант во всём талант.
Вы Баха, Гайдна, Штрауса, Шопена
И Вагнера с одра смогли поднять.
Не в Вашем ли лице растёт им смена…
Вы, Нина, профи, Вам их и играть.
Саша Трубников 28.07.2023 20:18 Заявить о нарушении
И иногда чиню педали.
Могу вальсочек сочинить.
Все в прошлом. Буду дальше жить.
Нина Бровер 28.07.2023 20:22 Заявить о нарушении
Какая мрачная хандра
На Вас сегодня навалилась.
Такая бодрая с утра
Вы голосистой птахой пели,
А тут вдруг впали в пессимизм.
Ужель восторги отшумели
И породили пофигизм.
Надеюсь, что когда Аврора
Взойдёт над нашею Землёй,
Найдётся нужная опора
Для вновь общения со мной.
А что… хорошая идея.
Уже темнеет за окном
Вас ждут объятия морфе́я,
Если живёте за бугром.
Саша Трубников 28.07.2023 20:58 Заявить о нарушении
И Вашу логику считаю
Не адекватною вполне.
Оценка Ваша не по мне.
Мне очень жаль, что в смысле этом
Мы разминулись с «тет-а-тетОМ».
Правд много, истина – одна,
Хотя и многим не видна.
А что касаемо таланта,
(Простите мненье дилетанта)
Нисходит к нам как Божий дар,
А не высокий гонорар.
И мой совет: оставьте это.
Вам, музыканту и поэту
Негож имперский Ваш вердикт,
Что возле плинтуса лежит.
Благодарю, что мне открылись,
Покуда тучи не сгустились…
Жаль, что мы в мыслях и стихах
Живём на разных берегах.
Саша Трубников 29.07.2023 09:36 Заявить о нарушении