Итоги июля. Галина Щекина
________________________
ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА, "С покинутым пространством..."
http://stihi.ru/2010/06/21/37
ОЛЕГ ЛЮБОШЕНКО, "Рыба"
http://www.stihi.ru/2010/07/12/1718
НАТАН ХЛЕБНИК, "Владивосток"
http://www.stihi.ru/2010/07/01/4197
ЮЛИАНА СУРЕНОВА, "Жираф"
http://stihi.ru/2008/05/24/1924
ПЕТРОВИЧ ВЛАДИМИР, "Каска"
http://www.stihi.ru/2009/11/02/5805
НЕЛЮБИТЕЛЬ АБСЕНТА, "Корабельный сонет"
http://www.stihi.ru/2010/05/31/8327
ЕКАТЕРИНА НУРМАТОВА, "Вслед"
http://www.stihi.ru/2007/12/10/2238
КАТЯ ВОЛКОВА, "Хомячки"
http://stihi.ru/2007/11/04/1203
STERVA, "Встречать дождь"
http://stihi.ru/2010/07/01/2417
ЕКАТЕРИНА ПЕРЧЕНКОВА, "почти Twin Peaks"
http://www.stihi.ru/2008/03/23/432
Америк не открою. В литературе привыкла искать настоящее, человеческое, простое. Оно гнездится в содержательной части, хотя сюжетной стороной не исчерпывается. Поэтому не попадают в этот список произведения блестящие по форме, но игральные (рапунцель, инахходец, жестокий романец, о кошках, ослепительно Е, перевод с немоты). Люди так умеют играть со словом, что дух захватывает, но меня это не захватывает. Потому что с ними не хочется жить. А с теми текстами, что отобрала, мне хочется жить дальше.
И особенно мне радостно, что список открыли стихи почти гражданской направленности. Знаю, что иной раз человеку дороже его трусы, чем родина, но с теми, кто о родине вспоминает хотя бы иногда, интересней.
Ирина Зиновьевна посвятила «С покинутым пространством...» человеку, отчего само это пространство потеплело и наполнилось эхом невероятной тоски. Вроде бы идет скучное описание, перечисление – «фасады преломленные под толщей прозрачных лет как камешки в воде» и «площадь в пыльных изразцах шагов» - а читатель поневоле вздыхает и задумывается, чем так привязало это покинутое место и кто этот ЮЖ. Очеловечивание произошло. Итак – описание, открытость, позитив. Да у меня этих покинутых мест знаете сколько? Да и у каждого. Потому что степень обобщения достигнута, и описано неназываемое. Удача.
Уж никак не ожидала, что родину можно сравнить с рыбой. Олег Любошенко развел мистику и метафористику, а по сути, вышло, что родина утонула в отлившихся ей слезах и он готов утонуть вместе с ней. Гражданское, однако, нежное чувство. Он поневоле оглядывается на социум (с ее светлым – брось в меня камень – именем) но нет, от своего не отказывается.- «мы с тобой, рыба, одной крови». Описание, открытость, позитив. Автор зовет, я тоже иду…
Из того же ряда «Вадивосток» Натана Хлебника. Гончая – это конечно образ многозначный, мне ближе контекст «та что гонит» куда подальше. Естественно, что лексика воровская тут уместна, даже скупая и обрывистая ритмика хороша – несладкий стих. Но мужественный. Царапает фраза «приветствуй мя», вернее было бы «приветствую» Но слова «земля/ которой я живу /которой я умру/и досыта наемся» почти молитвенные. Описание, закрытость (не очень доступно), глубокий позитив. Принимаю.
Тема покинутого пространства и человека настойчиво всплывает в стихах «Каска» Петровича Владимира и «Вслед» Кати Нурматовой. Разные они, но очень перекликаются. Невидимая, не описанная, но вездесущая смерть очень обостряет ощущение жизни. Песенная упрощенная форма «Каски» придает стиху эпичность, народность, даже гражданственность – пусть бросят в меня камень. Не удивлюсь, если услышу этот стих (песню) в исполнении военного оркестра им. Александрова (на мотив «Казачки»). Что не мешает быть лирике – лирика пробивается сквозь гражданственность как земляника через ржу каски. «А в траве блуждают блики / Синевы синей зенит./То ли россыпь земляники,/То ли кровь на ней горит»
«Вслед» - напротив, мучительно-молчаливое размышление об ушедшем человеке, исповедальная форма очень тяжела, это попытка преодолеть горечь потери. Строго говоря, я и не назвала бы это стихом, потому что текст неструктурированный, невыносимо длинный, (его бы сжать), дневниковый. Но теперь у нас такое стихом называют, или верлибром, я тут доверяюсь номинатору и высоко оцениваю «вслед» именно по человеческой значимости «Посему рановато мне вон из кожи./Точке место в конце письма./Многое будет, моя хорошая, /Но я уже не схожу с ума…». И правильно. И это очень утешает. Открытость, искренность, движение от негатива к позитиву.
Надо сказать, что не случайно попали в список стихи про жирафов и хомяков. Животных не люблю ни в жизни, ни в стихах (мои извинения любителям кошек), да и ладно бы, но есть исключения – «Жираф» Юлианы Суреновой как раз такой случай. Здесь хорошо работает иносказание, художественный прием, это самозащита, обозначение поэта. Фраза «Мне не выбиться в люди. Я просто останусь собой» означает глубочайшую верность себе и своим идеалам. Запомнилось – «А потом запотело стекло и под сердце стекло».
Второй невероятный «животный» случай – «хомяки» Кати Волковой. Автор добивается того, что за хомяками встают люди с очень оптимистичной жизненной позицией, но это подано не в лоб, а как-то шутливо и негрубо. Я давала стих разным людям – они искренне хохотали и заряжались веселой энергией этого текста. Не только я. Улыбнуло – «Им диктует: «Смелей держись!»./Сила воли и вера в силы./ Хомячки надкусили жизнь,/
И она их ошеломила». Именно зоркость номинатора Ануки выделила этот стих особо и спасибо за это. Мощный позитив.
Тексты про хомячков и жирафов здесь – это особая форма отношений с миром, это показатель гармонии.
Линия сия подхвачена «последними романтиками» среди поэтов – отношу к ним «Корабельный сонет» Нелюбителя Абсента и «Встречать дождь» Sterva.
Стих «Встречать дождь» захватывает контрастом – на фоне суетного и материального мальчика живописан портрет иного - с чаем в обитой кружке, по сути поэта-бессребренника. И даже не важно, «что не люблю», просто закон жизни диктует. Просто, классно и честно. «Корабельный сонет» - чертовски красивая лав стори, и даже наплевать, что это статика, в лиргероями ничего не происходит, кроме прощания, но веришь, что у тебя когда-нибудь будет так же хорошо, как и у них. Любовная коллизия отсутствует, слава богу, дело не в ней, а в том, что явление ценно сама по себе, это связь человека и мира, здесь – леса.
«Вот и всё: на прощание – пара минут./ Отражается лес в глубине твоих глаз/
Мы идём вдоль ручья, и плывут по нему/Отражения неба, деревьев и нас».
Да , все исчезает, но и остается, это правда….
Законы той же неслышной, но властной гармонии толкнули меня и к «почти Twin Peaks» Екатерины Перченковаой. Форма такая плывущая меня утомляет. Но содержание чарует. Отстраненные и почти ленивые, но остроумные рассуждения о мальчиках и девочках - это опять же нащупывание равновесия в мире. И даже если что не так, несправедливо, то все равно это данность. Вот как хитро получилось – даже если ты недоволен, то все равно будешь доволен. Выходит, данные авторы, желая или нет, показали мне очень гармоничную картину мира, в которой боль-печаль растворяется в сущей красоте. Это ли не праздник духа! А стебаться будем после.
Галина Щекина. Воронеж - Сочи - Вологда
Свидетельство о публикации №110080602387
.
Благодарю еще раз редакторов и всех читателей, особенно, конечно, тех, кто отметил мой стих в народном голосовании, а еще отдельно - Сергея Фаустова - за высказанное мнение - оно хоть вроде бы и "отрицательное", но мне понравилось. спасибо!
Ирина Зиновьевна 20.08.2010 14:25 Заявить о нарушении
Галина Щекина 23.08.2010 15:17 Заявить о нарушении