Юность из квебрахо

    Ни серчать, ни пенять мне не на кого.
    Одного не могу  я  понять:
    Почему мне  в  музее шедевров Коненкова,
    Не дают его «Юность» обнять?

    Из квебрахо* был стан её точен.
    Я б в объятьях его обвил.
    Ни одна,  даже  нежная очень,
    Не дала бы мне столько любви»!

    Почему созерцать её грустно?
    Руки к прядям волос вздеты.Всё естество               
    словно просится: «стисни сильнее,чтоб хрустнул
    стана тонкого девственный  ствол»!

    Я готов был пасть ниц, и рассыпаться прахом,
    слиться  в страсти, истлеть, не сгорая дотла,
    Но зачем? «Юность», выточенная из квебрахо,
    своей грацией мне наслажденье дала.

* Квебрахо, или квебрачо, или кебрачо (исп. quebracho), — собирательное название трёх субтропических видов деревьев из Южной Америки, их древесины и коры. Слово «квебрахо» происходит от исп. quiebra-hacha — «ломать топор», что говорит о необыкновенной твёрдости древесины.
Примечание. В 1914 году замечательный художник, скульптор Коненков создал  «Девушку с поднятыми руками», которая впоследствии  получила имя «Юность».   «В этой прекрасной скульптуре прозвучала хвала молодости и красоте человека. — Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими тяжёлые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание“ форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон — всё это хорошо передаёт нежность и возвышенную чистоту юной героини» (из рецензии В.Б. Розенвассера).


Рецензии
Соскучилась по Вашей поэзии, Эльген, вот и зашла. Чудесное-нежное стихотворение, с теплом, Инча.

Инесса Ильина Федорова   09.02.2014 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Инча! Прости, что с запозданием открыл твою рецензию!
Рад, что вновь посетила мои поэтемки! В частности, хорошо, что обратила внимание на "Юностью из квебрахо". Этот стих о скульптуре Сергея Конёнкова (он создал её в 1914 году) я сочинил много лет назад, когда увидел её в музее произведений автора. Изящная фигурка красивой девушки была выточена мастером, из золотистого дерева "квебрахо". Её поза - стоявшая во весь рост, с поднятые над головой руками, которыми она поддерживала тяжёлые пряди волос"... А в прошлом году, я увидел твою фотографию, Инча, на твоей авторской странице. Ты предстала стоящей на фоне берега широкой реки, прямая и стройная, как скульптура античной кариатиды, облачённая складками лёгкой туники, развеваемой ветром. Твой жест был - энергично запрокинутые к голове руки, которыми ты удерживала копну шикарных волос. Это было прямое подобие позы и жеста "Юности из квебрахо"! Тогда я ещё не подумал, что в этом прямая аналогия двух образов. Но сейчас, когда ты мне напомнила о скульптуре, в стихе, я заново соединил в мыслях эти два образа и понял вот что. Твой облик - это символическое воплощение "Юности из квебрахо"! Сергей Конёнков мастерски выразил идею женской красоты в материале дерева, создав особый архетип, глубоко западающий в сознание человека. Архетип сильно действует на сознание, потому что он воспринимается как нечто базовое, коренное, изначально значимое. Образ "Юности", воплощённый в чертах и жесте девушки, став архетипом, легко воспроизвёлся в твоём облике и в жесте, которые изображены на твоей фотографии. И это взаимодействие - тебя на фото, и ранее увиденной "Юности из квебрахо", оказали на меня столь сильное воздействие.

Эльген Григорьев   17.02.2014 07:58   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →