Юность из квебрахо
Одного не могу я понять:
Почему мне в музее шедевров Коненкова,
Не дают его «Юность» обнять?
Из квебрахо* был стан её точен.
Я б в объятьях его обвил.
Ни одна, даже нежная очень,
Не дала бы мне столько любви»!
Почему созерцать её грустно?
Руки к прядям волос вздеты.Всё естество
словно просится: «стисни сильнее,чтоб хрустнул
стана тонкого девственный ствол»!
Я готов был пасть ниц, и рассыпаться прахом,
слиться в страсти, истлеть, не сгорая дотла,
Но зачем? «Юность», выточенная из квебрахо,
своей грацией мне наслажденье дала.
* Квебрахо, или квебрачо, или кебрачо (исп. quebracho), — собирательное название трёх субтропических видов деревьев из Южной Америки, их древесины и коры. Слово «квебрахо» происходит от исп. quiebra-hacha — «ломать топор», что говорит о необыкновенной твёрдости древесины.
Примечание. В 1914 году замечательный художник, скульптор Коненков создал «Девушку с поднятыми руками», которая впоследствии получила имя «Юность». «В этой прекрасной скульптуре прозвучала хвала молодости и красоте человека. — Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими тяжёлые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание“ форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон — всё это хорошо передаёт нежность и возвышенную чистоту юной героини» (из рецензии В.Б. Розенвассера).
Свидетельство о публикации №110080503572
Инесса Ильина Федорова 09.02.2014 19:31 Заявить о нарушении
Рад, что вновь посетила мои поэтемки! В частности, хорошо, что обратила внимание на "Юностью из квебрахо". Этот стих о скульптуре Сергея Конёнкова (он создал её в 1914 году) я сочинил много лет назад, когда увидел её в музее произведений автора. Изящная фигурка красивой девушки была выточена мастером, из золотистого дерева "квебрахо". Её поза - стоявшая во весь рост, с поднятые над головой руками, которыми она поддерживала тяжёлые пряди волос"... А в прошлом году, я увидел твою фотографию, Инча, на твоей авторской странице. Ты предстала стоящей на фоне берега широкой реки, прямая и стройная, как скульптура античной кариатиды, облачённая складками лёгкой туники, развеваемой ветром. Твой жест был - энергично запрокинутые к голове руки, которыми ты удерживала копну шикарных волос. Это было прямое подобие позы и жеста "Юности из квебрахо"! Тогда я ещё не подумал, что в этом прямая аналогия двух образов. Но сейчас, когда ты мне напомнила о скульптуре, в стихе, я заново соединил в мыслях эти два образа и понял вот что. Твой облик - это символическое воплощение "Юности из квебрахо"! Сергей Конёнков мастерски выразил идею женской красоты в материале дерева, создав особый архетип, глубоко западающий в сознание человека. Архетип сильно действует на сознание, потому что он воспринимается как нечто базовое, коренное, изначально значимое. Образ "Юности", воплощённый в чертах и жесте девушки, став архетипом, легко воспроизвёлся в твоём облике и в жесте, которые изображены на твоей фотографии. И это взаимодействие - тебя на фото, и ранее увиденной "Юности из квебрахо", оказали на меня столь сильное воздействие.
Эльген Григорьев 17.02.2014 07:58 Заявить о нарушении