Философы в коротких штанишках. Часть 2

= Есть известная книжка Корнея Ивановича Чуковского "От двух до пяти" - о развитии речи и мышления у детей. В ней множество примеров детского словотворчества и парадоксальной (на взгляд взрослых) логики. Каждый родитель, которому интересно как развивается его ребёнок, может составить свою такую же книжку, записывая за ним его высказывания. Так мы с женой и поступили =

ЯША ГОВОРИТ (записи 1988 - 1990 гг.)

2 года.

Одно из любимых слов: «скоро» –
- Яша, иди мыть руки.
-Я уже мыл.
- Когда?
- Скоро.
- Я скоро сплю.
- Я скоро какаю.

- Бабушке нельзя на домре играть. У бабушки руки толстые, а у меня маленькие, мне можно.

Услышал, как папа рассказывает старшему брату Саше про Одиссея и Циклопа. –
- Мама, расскажи мне тоже про страшного великана и про Дядю Сея.

Сделал открытие -
- Мама, знаешь, когда автобус стоит, он НЕ ЕДЕТ!

Яшу часто хвалим. Соседка спрашивает –
- Тебя как зовут?
- Меня зовут Яша, а фамилия – молодец.

Поздним вечером Яша никак не хочет засыпать, балуется в кровати. –
- Яша, посмотри за окно, сколько времени уже!
- (Ни секунды не раздумывая) За окном семь часов.

Держит в руках книгу и говорит, как будто читает –
- Саша не мыл долго головку, и у него завелись обложки (вошки). И они больно кусались, и головка чесалась. А Яша мыл головку «шапунем», вот так – ручками (показывает).

Называет комбинезон «бибизоном». Пытаемся научить его говорить это слово правильно, он уклоняется –
- Яша, скажи: ком-би-не-зон.
- Пальто.

- Пикишон (капюшон)

- Я солнышонок.

- Папа мне трудные ботинки надел. Помоги, мама, снять.

- Папа, включи мне соню (пластинку с песней «Сонет»)

3 года.

Папа ушёл на вокзал встречать одноклассницу. –
- У всех други есть. У бабушки – баба Валя. У меня – Алёша. А у папы – тётка какая-то…

Мама звонит в дверь. Яша спрашивает –
- Кто там?
- Это мама.
Яша открывает дверь. Мама его хвалит –
- Молодец. Всегда спрашивай «кто там?» прежде чем открыть дверь.
- Да. А то придёт нехороший человек. А я спрошу – кто там? Если скажут – «Бандиты», я не открою дверь. А если скажут – «Это я, хороший человек», то сразу пущу его.

Прочитали сказку про золотое яблочко на серебряном блюдечке. Яша взял пластиковую тарелку и стал катать по ней мячик. Мячик падает с тарелки на пол –
- (Сердито) Ты что, Ябка-Серебка, с блюдца скатываешься!?

4 года.

Сидим за праздничным столом. Яша говорит несколько раз бабушкам, а потом маме услышанную в телевизоре фразу –
- Будьте моей женой!
Взрослые засмеялись, Яша почувствовал себя в центре внимания –
- Я вам сейчас смешное скажу: Будьте моей женой!
Настало время пить чай –
- Давайте я вам всем начищу конфет!

- Выключите эту музыку. У меня от неё ушки зашумели.

Брат Саша предлагает –
- Будем играть в корабль. Яша, ты кто будешь? Рулевой?
- Нет. Я управляющий.

Смотрит картинки в книжке –
- Все бычки пошли паститься.

- Папа, тебе твои студенцы звонили.

- Мама, ты хочешь, чтоб я умер?
- Нет.
- Тогда давай скорее сосиску, а то я умру.

- Баба Лина пришла. Бабин воздух пахнет.

- Эта дорога машинная, а это – людинная (тротуар).

Посмотрел программу о целителях по телевизору и декламирует –
- Добрый доктор Айболит-Кашпировский. Он под деревом сидит – с Чумаком. Приходите к ним все лечиться. И ворона, и волчица.

- Саша, давай играть в корриду. Я буду коридором.

- Мама, пойдём в Мухоморье (детское кафе «Лукоморье»)

Прочитали сказку «Под грибом». Предлагаем инсценировать её –
- Яша, у вас много игрушечных зверушек, можно всех героев найти.
- Я не хочу игрушками играть. Давайте лучше людями.

Папа пытается воспитывать в Яше мужественность –
- Яша, что нужно делать, если тебя будут обижать?
- Плакать?
- Нет.
- Жаловаться?
- Нет.
- Бежать?
- Нет.
- Терпеть?
- Да нет же.
- (Растерянно) А что же тогда делать?

Поёт песенку из детсадовского фольклора –
- Вместе весело шагать по газонам, по газонам, по газонам.
И цветочки поливать ацветоном, ацветоном, ацветоном…

- Когда я вырасту, у меня будет много женей (жён). И я их буду выбирать.

- Я бычок. У меня есть вымяло. Из него течёт молоко.

- Папа, когда я вырасту, у меня дети будут?
- Будут.
- А тити у меня тоже вырастут большие?
- Вырастут, но не очень большие.
- (С тревогой) А чем же я своих детей буду кормить?
- Ты не будешь кормить. Найдёшь себе хорошую женщину, женишься на ней. И она будет кормить ваших детей.
- (Подумав) Нет. Вот Алика, когда нет тити, кормят из бутылочки.

- В садике хорошо кормят. Там дают кашу, лапшу и запиханку.

Старший брат воспитывает младшего –
- Яша, заправь кровать. А то она у тебя, как воронье гнездо!
- Раз воронье гнездо, значит я – ворона и буду сейчас неститься.

Ужинаем в саду. Яша смотрит задумчиво в окно –
- Солнце садится. Сейчас оно совсем засядет. Будет ночь.

Пробует включить машинку. Она не работает. –
- Батарейки звери (сели).

- Мама, я знаю, когда люди умирают, они превращаются в разных зверей, растения. Я, когда умру, сначала буду цветочком. А потом пеньком… Хм, ну и что ж, что я умру, что меня в землю закопают. Вот и хорошо! Я тогда Скелетом буду!

Старший брат прочитал «Остров сокровищ» и объясняет Яше –
- Джону Сильверу есть путь во дворец. Он так считает. И я так считаю.
- И я так считаю: один, два, три, четыре, пять… 

Принёс с прогулки большую железяку-болванку. Бабушка укоряет его –
- Зачем ты всё подбираешь на улице? Вот я сейчас читала в газете: мальчики нашли железку на улице, а она у них взорвалась. И мальчики покалечились – ручки, ножки и даже головки поранили!
- (Серьёзно и деловито) Да? Не знаю. Не читал!

Старший брат пошёл первый раз в первый класс первого сентября. Вся семья его сопровождает. В школе во дворе – торжественная линейка. Яшу поставили высоко на контейнер, чтоб он мог всё видеть. Слушаем выступление завуча: «В нашей школе проводится большая воспитательная работа с учащимися…»
Яша, услышав непонятные слова, с контейнера прерывает громко, возмущённо и пренебрежительно –
- Какая ещё воспитательная работа!?
Рядом стоящий пожилой дяденька одобрительно кивает –
- Правильно, мальчик!
Оказалось, что он был заведующим областным отделом народного образования. Привёл в первый класс свою внучку.


Рецензии