Обзор стихов август. тура конкурса Журнала Окна
КОНКУРСА РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА ОКНА
от независимого эксперта ОЛЬГИ ЗАБИРОВОЙ.
1. ИГОРЬ ЦАРЁВ. "НА ВАСИЛЬЕВСКОМ". http://www.stihi.ru/2010/04/26/7412
Блестящее стихотворение. Автор мастерски владеет средствами художественной формы.
Великолепны аллитерация и ассонанс: "улиц названия, лиц вереница, глянцевый переплёт",
"кронштадский лёд крошит", "бык из Выборга".
Яркие, неожиданные, выразительные метафоры: "парша ларьков"; "розоватый кронштадский лёд", который "крошат в стакан бурбона"...
1-ая строфа волшебна.
Затем - от утончённого Иосифа, прогуливающегося и задумчиво и иронично смотрящего на "шпильку Адмиралтейства" - до "быка из Выборга", пьющего бурбон (и, очевидно, рыгающего, причём грозно). От мира интуитивного, созерцательного - к его антиподу: миру гротескно, грубо сенсорному, чувственному, агрессивному, откровенно животному, победно-торгашескому, сметающему всё на своём пути. Почему-то проскользнула ассоциация с чеховским "Медведем" ("бурбон, медведь, монстр").
2. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН. "ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОЛЁТА". http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353
Изумительное стихотворение. Чудо как хорошо.
Лаконично. Мудро. Зрело.
Это поэзия в чистом виде, высшая поэзия, интуитивная. Стихотворение невероятно мудрое по содержанию и при этом божественно-невесомое, не отягощённое никакими наворотами и не нуждающееся в них - нашёптанное свыше. Абсолютно самодостаточная поэзия. Чистая субстанция духа.
3. ГЕННАДИЙ НЕЙМАН. "МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ". http://www.stihi.ru/2007/09/26/783
Отлично. Стихотворение выдержано на одном дыхании, на одной высоте, на едином уровне, без перепадов.
4. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ВЕРСИЯ 3.1а. ups". http://www.stihi.ru/2005/04/05-1209
Качество стиха возрастает от 1-ой строфы к 3-ей, которая, начиная с четвёртой строки, - выдаёт аккорд дивной силы и красоты, который бьёт наповал.
3-я строфа была бы просто бесподобной, если бы не тривиальнейшая до зубной боли рифма "вечности-человечности". Хоть автор ею и бравирует, даже несколько кокетливо, работая на контрасте и оттеняя её виртуозной окантовкой. Определённый эффект в этом, признаться, есть.
Две последние строки 2-ой строфы тоже невероятно хороши.
Начало мне показалось слабым, но вся вторая половина, начиная со строки "Где, непутёвые", отменно хороша.
Замечание: не "анфасом", а фасом. "Анфас" означает "в фас". Приставка "ан" означает "в".
5. МАЙК ЗИНОВКИН. "ПЖ". http://www.stihi.ru/2010/02/18/4348
Философия и эстетика алкогольного опьянения романтизируется в ремарковском духе, в его традиции.
"Не наскребается на СЮЖЕТ" - "И мысли больше не о стихах". Вообще стихи, лирика - не предполагают нарратива (за исключением баллад и поэтического эпоса в целом). Но мироощущенческая связь с миром ремарковской прозы объясняет всё, и поэтому данная претензия снимается.
Наверное, поэтому же стихотворение, на мой взгляд, несколько затянуто. С другой стороны, оно тем самым адекватно передаёт неспешность погружения в расширяющиеся вселенные изменённого состояния сознания. И Йоко Оно тут очень уместна.
Выход на коду хорош. Последняя строка изумительна до дрожи.
Но "Сигаю в чёртову паутину, не в силах пальцы держать в узде" вызывает несколько фривольные ассоциации, вряд ли благотворные для восприятия стиха.
6. ИГОРЬ ЦАРЁВ. "ПЛАЧ ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМОВОГО". http://www.stihi.ru/2008/04/02/1732
"Кто-то выбрался в райцентр,
Кто-то сразу в рай" -
блестяще. Я бы предложила добавить тире:
"Кто-то - сразу в рай". Это усилит экспрессию и придаст синтаксическую законченность, тем более, что ИНТОНАЦИОННО пауза здесь необходима и явно подразумевается, обозначая выход строфы на мини-коду.
Подчёркнутая простота формы способствует созданию деревенского колорита, поэтому с точки зрения стилизации (или просто со стилистической) стихотворение сделано грамотно. Но меня лично стих не впечатлил.
7. АНДРЕЙ МОИСЕЕВ. "О ЧЁМ МОЛЧИТ РЫБА." http://www.stihi.ru/2003/02/22-167
Хорошо, но 5-ая строфа слаба. Банальность убивает поэзию.
После сильнейшей 4-ой строфы сразу резко спадает напряжение, и сразу же создаётся впечатление затянутости и некоторой досады.
Форма должна быть выдержана на одном уровне, без явных заметных спадов и швов. Если автору это трудно, лучше отдавать предпочтение очень маленьким стихотворениям, в ограниченном пространстве которых выдержать стабильно высокий качественный уровень легче. Данное замечание (или совет?) относится не только и не столько к этому конкретному автору, а ко всем стихирским и не только стихирским авторам.
Если бы не 5-ая строфа, стихотворение могло бы претендовать на более высокое место (примерно, на 4-ое или 5-ое).
8. ХИЛИНА КАЙЗЕР. "ДЛЯ В.П." http://www.stihi.ru/2010/05/13/4306
"без таможен БЕЗ ВИЗ БЕЗ ГРАНИЦ" - непроизносимо из-за обилия буксирующих согласных, о которые спотыкается язык. Их явно переизбыток.
"Без виз" вообще фонетически очень неудачно.
"От назойливых ТЕЛ комаров" - мне представляется неудачным и неверным выбор существительного. Я бы предложила - "туч комаров".
9. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ОГОНЁЧЕК". http://www.stihi.ru/2006/09/29-409
Стихотворение миленькое, но сыроватое.
"Да тонка в это верить кишка" - нелепая и неудачная строка, особенно в данном контексте.
Не "но ведь как вдохновенно НЕ лги", а "но ведь как вдохновенно НИ лги".
"На прилавке купить" нельзя. Это косноязычно. Купить можно С прилавка, С витрины, С лотка.
10. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ПОЗДНИЙ УЖИН". http://www.stihi.ru/2007/03/18-1263
Честно говоря, я нашла стихотворение слабым по форме. Впечатлили лишь две строки:
"Просто слушать, как, спиной дрожа,
Сыто тарахтит о счастье кошка..."
Если бы всё стихотворение состояло только из этих двух строк, я сказала бы, что это гениально.
Свидетельство о публикации №110080307942
Дочь Ньерда 05.11.2011 17:49 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/rec.html?2011/07/12/13599
:))
Забирова Ольга 05.11.2011 18:53 Заявить о нарушении
Понимать надо. )
Забирова Ольга 05.11.2011 19:11 Заявить о нарушении
Дочь Ньерда 05.11.2011 19:18 Заявить о нарушении
- Что-то про ногти говорит..."
(с)
Ольга Забирова 05.11.2011 20:31 Заявить о нарушении