Обзор стихов август. тура конкурса Журнала Окна

ОБЗОР И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПЕРВОЙ ДЕСЯТКИ СТИХОВ В РЕЙТИНГЕ АВГУСТОВСКОГО ТУРА
КОНКУРСА РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА ОКНА
от независимого эксперта ОЛЬГИ ЗАБИРОВОЙ.

1. ИГОРЬ ЦАРЁВ. "НА ВАСИЛЬЕВСКОМ".  http://www.stihi.ru/2010/04/26/7412

Блестящее стихотворение. Автор мастерски владеет средствами художественной формы.
Великолепны аллитерация и ассонанс: "улиц названия, лиц вереница, глянцевый переплёт",
"кронштадский лёд крошит", "бык из Выборга".
Яркие, неожиданные, выразительные метафоры: "парша ларьков"; "розоватый кронштадский лёд", который "крошат в стакан бурбона"...
1-ая строфа волшебна.
Затем - от утончённого Иосифа, прогуливающегося и задумчиво и иронично смотрящего на "шпильку Адмиралтейства" - до "быка из Выборга", пьющего бурбон (и, очевидно, рыгающего, причём грозно). От мира интуитивного, созерцательного - к его антиподу: миру гротескно, грубо сенсорному, чувственному, агрессивному, откровенно животному, победно-торгашескому, сметающему всё на своём пути. Почему-то проскользнула ассоциация с чеховским "Медведем" ("бурбон, медведь, монстр").
 
2. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН. "ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОЛЁТА".  http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353

Изумительное стихотворение. Чудо как хорошо.
Лаконично. Мудро. Зрело.
Это поэзия в чистом виде, высшая поэзия, интуитивная. Стихотворение невероятно мудрое по содержанию и при этом божественно-невесомое, не отягощённое никакими наворотами и не нуждающееся в них - нашёптанное свыше. Абсолютно самодостаточная поэзия. Чистая субстанция духа.

3. ГЕННАДИЙ НЕЙМАН. "МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ".  http://www.stihi.ru/2007/09/26/783

Отлично. Стихотворение выдержано на одном дыхании, на одной высоте, на едином уровне, без перепадов.

4. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ВЕРСИЯ 3.1а. ups".  http://www.stihi.ru/2005/04/05-1209

Качество стиха возрастает от 1-ой строфы к 3-ей, которая, начиная с четвёртой строки, - выдаёт аккорд дивной силы и красоты, который бьёт наповал.
3-я строфа была бы просто бесподобной, если бы не тривиальнейшая до зубной боли рифма "вечности-человечности". Хоть автор ею и бравирует, даже несколько кокетливо, работая на контрасте и оттеняя её виртуозной окантовкой. Определённый эффект в этом, признаться, есть.
Две последние строки 2-ой строфы тоже невероятно хороши.
Начало мне показалось слабым, но вся вторая половина, начиная со строки "Где, непутёвые", отменно хороша.
Замечание: не "анфасом", а фасом. "Анфас" означает "в фас". Приставка "ан" означает "в".

5. МАЙК ЗИНОВКИН. "ПЖ".  http://www.stihi.ru/2010/02/18/4348

Философия и эстетика алкогольного опьянения романтизируется в ремарковском духе, в его традиции.
"Не наскребается на СЮЖЕТ" - "И мысли больше не о стихах". Вообще стихи, лирика - не предполагают нарратива (за исключением баллад и поэтического эпоса в целом). Но мироощущенческая связь с миром ремарковской прозы объясняет всё, и поэтому данная претензия снимается.
Наверное, поэтому же стихотворение, на мой взгляд, несколько затянуто. С другой стороны, оно тем самым адекватно передаёт неспешность погружения в расширяющиеся вселенные изменённого состояния сознания. И Йоко Оно тут очень уместна.
Выход на коду хорош. Последняя строка изумительна до дрожи.
Но "Сигаю в чёртову паутину, не в силах пальцы держать в узде" вызывает несколько фривольные ассоциации, вряд ли благотворные для восприятия стиха.
 
6. ИГОРЬ ЦАРЁВ. "ПЛАЧ ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМОВОГО".  http://www.stihi.ru/2008/04/02/1732

"Кто-то выбрался в райцентр,
Кто-то сразу в рай" -
блестяще. Я бы предложила добавить тире:
"Кто-то - сразу в рай". Это усилит экспрессию и придаст синтаксическую законченность, тем более, что ИНТОНАЦИОННО пауза здесь необходима и явно подразумевается, обозначая выход строфы на мини-коду.
Подчёркнутая простота формы способствует созданию деревенского колорита, поэтому с точки зрения стилизации (или просто со стилистической) стихотворение сделано грамотно. Но меня лично стих не впечатлил.

7. АНДРЕЙ МОИСЕЕВ. "О ЧЁМ МОЛЧИТ РЫБА."  http://www.stihi.ru/2003/02/22-167

Хорошо, но 5-ая строфа слаба. Банальность убивает поэзию.
После сильнейшей 4-ой строфы сразу резко спадает напряжение, и сразу же создаётся впечатление затянутости и некоторой досады.
Форма должна быть выдержана на одном уровне, без явных заметных спадов и швов. Если автору это трудно, лучше отдавать предпочтение очень маленьким стихотворениям, в ограниченном пространстве которых выдержать стабильно высокий качественный уровень легче. Данное замечание (или совет?) относится не только и не столько к этому конкретному автору, а ко всем стихирским и не только стихирским авторам.
Если бы не 5-ая строфа, стихотворение могло бы претендовать на более высокое место (примерно, на 4-ое или 5-ое).
 
8. ХИЛИНА КАЙЗЕР. "ДЛЯ В.П."  http://www.stihi.ru/2010/05/13/4306

"без таможен БЕЗ ВИЗ БЕЗ ГРАНИЦ" - непроизносимо из-за обилия буксирующих согласных, о которые спотыкается язык. Их явно переизбыток.
"Без виз" вообще фонетически очень неудачно.

"От назойливых ТЕЛ комаров" - мне представляется неудачным и неверным выбор существительного. Я бы предложила - "туч комаров".

9. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ОГОНЁЧЕК".  http://www.stihi.ru/2006/09/29-409

Стихотворение миленькое, но сыроватое.

"Да тонка в это верить кишка" - нелепая и неудачная строка, особенно в данном контексте.

Не "но ведь как вдохновенно НЕ лги", а "но ведь как вдохновенно НИ лги".

"На прилавке купить" нельзя. Это косноязычно. Купить можно С прилавка, С витрины, С лотка.


10. ЛЕОНИД ТЕРЕХ. "ПОЗДНИЙ УЖИН".   http://www.stihi.ru/2007/03/18-1263

Честно говоря, я нашла стихотворение слабым по форме. Впечатлили лишь две строки:
"Просто слушать, как, спиной дрожа,
Сыто тарахтит о счастье кошка..."

Если бы всё стихотворение состояло только из этих двух строк, я сказала бы, что это гениально.

 


Рецензии
Обзор в лучшем смысле слова профессиональный. Просто блеск и фейерверк. Обоснования чёткие, ясные, бесспорные. Ткнулась в него наугад и прочитала коммент. Грустно стало. О Наташе Жердецкой остаётся только вспоминать...

Дочь Ньерда   05.11.2011 17:49     Заявить о нарушении
Да, Наташа натура импульсивная ))

Ольга Забирова   05.11.2011 18:48   Заявить о нарушении
А мы тута развликаимси с Бронем:
http://stihi.ru/rec.html?2011/07/12/13599
:))

Забирова Ольга   05.11.2011 18:53   Заявить о нарушении
Ага. Там ещё Бонзо кокоето... :-)

Дочь Ньерда   05.11.2011 19:05   Заявить о нарушении
Не какоето, а мой поклонник - утончоный лирик, эстет. Эсквайр.
Понимать надо. )

Забирова Ольга   05.11.2011 19:11   Заявить о нарушении
Ой, пардону просим. :-))) Эсквайра я и не признала...

Дочь Ньерда   05.11.2011 19:18   Заявить о нарушении
Эсквайр суров: и на пляжу и в бане!

Ольга Забирова   05.11.2011 19:22   Заявить о нарушении
Ничё-ничё. И мы не марсиане.
;-)

Дочь Ньерда   05.11.2011 19:28   Заявить о нарушении
" - Всете выте дутератеките. Нитекатекойте яте нете матерситеётенокте!
- Что-то про ногти говорит..."

(с)

Ольга Забирова   05.11.2011 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.