Вызов. грани культуры 1

Году учителя посвящает автор
Из дневника учителя.

Сегодня для   Анны Ивановны,  учительницы четвертого «А» класса, обычный рабочий день.        Обычный? Нет, в школе обычного не бывает.  Это у  кого-то могут быть  серые, похожие один на другой дни.  И людям бывает порою скучно, они размышляют, как бы «убить» очередной день. Анне Ивановне  никогда не было  скучно. Грустно, безрадостно, печально бывало, и нередко.  Но скучно – никогда. Сидящие на скамейках пенсионеры и «пионеры»  вызывали   недоумение.  «Отдайте вы мне своё лишнее время, я найду ему применение»,- молча   заклинала она их.
Если бы это чудо произошло,  нашлось бы у неё время посидеть у этюдника, порисовать, оставить на бумаге - памяти вот это чудесное утро.
- А что в нём особенного? – сказала  приятельница, тоже учительница, с которой встретились по дороге в школу, - серое какое-то.  Вот вчера было…».
   Анна Ивановна спорить не стала.
    Нежнейший жемчужно  - розовый восход заставлял фосфоресцировать   выпавший ночью мягкий,  не успевший  осесть снежок.   Редкие  пока прохожие не нарушали тишину. Из  спящих окон  не гремела  режущая уши ново моднейшая  «музыка».   Даже вечно горланящий  киоск на проспекте дремал, чтобы через час – другой снова начать нести в уши прохожих  мутный поток безвкусицы,  глупых слов и  музыки эпохи неолита, каменного века или того периода, когда стали отпадать хвосты у обезьян, и они превращались в людей.     Как хорошо сделали те обезьяны, что не стали превращаться в людей, и остались на кокосовых пальмах!  Анна Ивановна поймала себя на том, что   неприятие   новомодных «шедевров» становится   всё сильнее.
- Вот когда я буду в вашем возрасте, я тоже буду любить классическую музыку, - вспомнила учительница разговор с молодым человеком.
 И в памяти всплыла чёрная тарелка  громкоговорителя на стене их полутёмной комнаты и голос мамы:
- Дочка, уже час ночи, ложись спать. Завтра трудно будет идти тебе  в школу
  Но по радио исполнялась музыка Грига.  Разве можно было спать?
   Любовь к классической музыке нужно воспитывать  с детства.  А что сейчас дети слышат по радио,  видят по телевизору?  Какими вырастут они? Смогут ли они  оценить прекрасное в настоящей музыке,  так же как и к настоящей живописи?  «Места, не занятые нами,  не мешкая, займёт  наш враг», - строчки поэта    стали  руководством  в работе учительницы.   Нужно   прививать   хороший вкус так, как   делают прививку от кори, дифтерии в раннем детстве. Своих четвероклассников, по причине отсутствия в маленьком городе  музеев изобразительного искусства,  она  начала воспитывать на репродукциях известных художников,  которые сама собирала с  юности,  покупая   иллюстрированные журналы  «Огонек» ради одной - двух  «картинок» – репродукций. И каждая из них была поистине бесценна и в прямом, и в переносном смысле.
  Любовь к театру   своим   воспитанникам она прививала    на самодеятельных спектаклях.   Четвероклассники разучили оперу  «На крыльях новогодней сказки» и  несколько раз ставили   её на сцене школы.
Продолжение следует


Рецензии
Зоечка!Замечательная проза.Близко сердцу,понятно,созвучно и нужное.В.П.

Валентина Жиганова   04.08.2010 22:17     Заявить о нарушении
спасибо, дорогая моя. простите за опозданние.

Зоя Соснина   25.09.2010 13:39   Заявить о нарушении