Здравствуй, рифма! Школа юного поэта 1 часть

В УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ СТРАНЕ

Дорогой друг! Перед тобой увлекательная книжка для тех, кто дружит
с поэтическим словом и мечтает стать поэтом.

Представь, что мы с тобой оказались в такой замечательной стране,
которая называется ПОЭЗИЯ.  Её граждане – поэты, но в этой стране есть и гости.
А для того, чтобы стать гражданином страны Поэзии, надо стать поэтом.
Поэт – это художник слова. Стихи для поэта словно воздух. Без них он и дышать
не сможет. В стихах поэт передаёт всё, что видит вокруг, что представляет, что сам чувствует.

Чтобы написать хорошие стихи, мало трудолюбия, автор стихов должен иметь ПОЭТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ.
Талант – это выдающиеся способности человека, одарённость, дар.
Это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему огромную радость и то, что у него превосходно получается. Есть люди, которые обладают талантом по рождению.
Однако в большинстве людей талант спит, и ему надо помочь раскрыться. Кто-то спросит: «Зачем?» Да затем, чтобы жить интереснее, ведь быть счастливым – это когда тебе живётся интересно.
Он – талант, у нас всех разный,
Нужно лишь его открыть.
И поймёшь, что мир прекрасный,
И счастливым сможешь быть.

Люди, обладающие поэтическим даром, могут представить в своём
воображении  всё, что угодно.

Например, жарким летом поэт может представить зимнюю картинку, как летят и радуют всех белые пушистые снежинки. И тогда он напишет стихи про снег.
Комната поэта наполнится воображаемыми снежинками. Здорово как!

ПЕРВЫЙ СНЕГ
Летит, кружится первый снег,
И вся земля вокруг белеет.
От белизны его у всех
В душе становится светлее.
Леса,
              пригорки
                               и холмы
Всё ярче блещут и искрятся,
А снег
            летит,
                      летит,
                               чтоб мы
Не разучились удивляться.

А представит поэт ветер, тучи грозовые и напишет стихотворение, где облака играют в небе, резвятся, а ветер превращает их в огромную тучу с огненным хвостом.

ОБЛАКА И ВЕТЕР

Днём небесные барашки
Вздумали играть в пятнашки.
Друг за дружкою носились,
Кувыркались и резвились.
Но пастух суровый, ветер,
Эти игры вдруг заметил.
Закружился, засвистел,
На барашков налетел.
Дул, холодный и колючий,
Будто бил большим кнутом.
Он собрал барашков в кучу.

Что же вышло? Вышла туча.
Грозовая, злая туча
С длинным
огненным
х
в
о
с
т
о
м
!

Сочинить хорошие стихи может только великий выдумщик.
Увидит поэт ранним утром, как солнечный луч гладит макушки сосен, почувствует аромат душистой смолки, услышит шелест листьев, журчание ручейка, и в его воображении появится поэтическая картинка раннего утра.

Начнёт поэт ткать волшебный узор из словесных нитей и получится сказочный ковёр из стихов:

В своих стихах поэт может подсказать нам, как  ЛЕТО сварить!

ВКУСНОЕ ЛЕТО

К охапке солнечных лучей
Прибавьте крики журавлей,
Добавьте голос ручейка,   
А после – песенку сверчка.

Подуйте тёплым ветерком,
Заправьте радугой потом.
И если всё перемешать,
Глаза закрыть и подождать,
На травку нежную присесть –
То можно лето ложкой есть!

Вот такой поэт фантазёр!

Стихами он расскажет обо всем на свете, ведь недаром говорят, что поэзия
похожа на солнце, которое освещает весь мир.

Иногда, даже у самого известного поэта не пишутся стихи. Не приходит к нему вдохновение. А оно необходимо каждому поэту!

У ПОЭТА – ВЫХОДНОЙ!
У поэта, к сожаленью,
Нет сегодня вдохновенья,
Нет и мысли ни одной
У поэта – выходной!

А если пришло ВДОХНОВЕНИЕ к поэту, то он обязательно напишет замечательное стихотворение!
Стихи – это поэзия. А в литературе есть ещё и проза.

Говорим мы прозой. Проза – это обычная наша речь. Рассказы, повести, романы пишут прозой. Их создают писатели. А поэты пишут стихами.

Таким образом, быть поэтом – это заниматься творчеством с помощью таланта.
А у любого творчества есть свои правила, свои рамки.

Какими же секретами должен овладеть поэт? Какие тайны хранит в себе поэзия?

Если, дорогой мой читатель, ты будешь  вдумчиво читать книгу, то узнаешь все секреты и откроешь все тайны
ВЕЛИКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ.

РИФМЫ, РИФМЫ, РИФМЫ!

Открою маленький секрет: почти у каждого человека в голове иногда рождаются складные строки, например, дразнилки типа
Тили-тили-тесто!
Жених и невеста!
Пожалуй, эта дразнилка известна всем, но мне сейчас пришли в голову такие строчки:
Девочка Наташка,
Словно черепашка.

Ведь похоже на стихи? А знаете, почему? Потому что тут есть ритм, но о нём мы поговорим позже, и тут есть рифма. И хотя кажутся такие строки ерундовыми, ничего не значащими, чепухой, но почему-то становится весело. А кажутся такие строчки ерундовыми потому, что я никакого труда на их сочинение не потратила.

А вот что получилось у одного юного автора, которому совершенно неожиданно захотелось сочинить стихотворение:
Сочиню-ка я стихи
Безо всякой чепухи
Или даже с чепухой –
Стих пусть будет неплохой.
Рифмы сели в голове,
Было их сначала две:
Огурец и бубенец  –
Вот такой я молоде;ц!
А потом ещё нашёл,
Как же это хорошо!
Есть купец и есть беглец,
Чтец, боец, дворец, венец,
Образец и холодец.
Я, наверное, мудрец...
Рифмы в голове живут,
В голове моей бегут,
Их не трудно подбирать,
А вот как стихи писать?

Можно ли автора этих строк назвать поэтом? Получилось ли у него стихотворение?  Автор  шутит, хвалит себя за то, что придумал много рифм, но возможно, он пока ещё не умеет писать хорошие стихи и не сможет правильно объяснить, что это такое, зачем стихотворению рифма.
Рифму бывает трудно находить и подбирать, но она же часто помогает сочинять стихи, а уж как она помогает разгадывать загадки!

Поиграй в игру  «Доскажи строки!»


СМЕШНОЙ ПОКУПАТЕЛЬ

Я выбирал себе пальто,
       Но мне кричали вслед…  /от ен/.

Мне шляпу продавец дала,
      Но шляпа мне была…   /алам/.

Тогда я шарф себе купил,
      Но заплатить за шарф…  /лыбаз/.


Когда я брюки примерял,
       Я равновесье …  /ляретоп/.

Решил ботинки я купить,
       Но трудно было в них… /ьтидох/.

И пиджаку я был бы рад,
       Но все сказали…  /таволам/.

А джемпер мне чуть-чуть велик,
       Но я к нему почти…   /кывирп/.

На этом кончен мой рассказ,
        Пора мне спать, уж поздний…  /сач/.

Что помогло тебе отгадать последние слова в строчках стихотворения?
Помогла, конечно, РИФМА!

РИФМАМИ называют похожие написанием и созвучные слова в конце стихотворных строк.

Иными словами:
Рифма – это совпадение звуков в конце стихотворных строк:
МЫШКА – ПЫШКА,  ДРУЖОК – КРУЖОК,  СЛЕЗА – ГЛАЗА;

Прочитай ещё одно стихотворение:

БОДРОЕ УТРО

Светит солнышко с утра,
Мне давно вставать пора.
Я двумя руками за,
Но упрямятся глаза.

Не хотят никак открыться.
Ну и я помочь не смог,
Будто все мои ресницы
Завязались в узелок!

Впрочем, скоро, кажется,
Узелки развяжутся – 
В кухню, запахом маня,
Пирожок зовёт меня.

Думаю, что твои уши сразу уловили, какие слова рифмуются в конце строчек.
Запиши эти рифмы в тетрадь.
К одному и тому же слову можно придумать много рифм.

ВЕРНИ В КНИЖКУ СЛОВА

Из книжки выпали слова:
КОРОНА,
ШИШКА,
ДОМ,
ЛИСТВА.
Мы рифмы к тем словам найдём
И в книжку все слова вернём.

Какие рифмы вы придумали и много ли их получилось?
Можно посоревноваться с друзьями. Кто больше найдёт к данным словам рифм, тот будет победителем.

О ЧЁМ МЕЧТАЕТ БЕГЕМОТ?

(Выбери понравившуюся рифму к слову БЕГЕМОТ
и напиши двустишие или четверостишие).
Например:
Съел всю рыбу бегемот
И отправился в поход.

Или:
Поглядел на самолёт
Толстый-толстый бегемот,
Повздыхал и понял: «Нет,
Не войдёт в салон живот».

Если двустишие не получается, то можно написать одну строчку:
Бегемот любил компот.

Рифмы к слову «БЕГЕМОТ» :
КОМПОТ
ЖИВОТ
АНТРЕКОТ
ПЕРЕХОД
САМОЛЁТ
РИФМОПЛЁТ
БЛОКНОТ
ПАРОХОД
ПОХОД
ОБОРМОТ
ПОЛИГЛОТ
ВЕЗДЕХОД
НЕ ТОТ
ВОТ-ВОТ
Ты можешь предложить и другие рифмы.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

* * *
Обезьяна и баран
Колотили в  /набараб/.
          * * *
Взялся бык играть на тубе,
Но а бобр бьёт бойко в /небуб/.
          * * *
На трубе играют зайки,
А лиса на   /екйалалаб/.
          * * *
Волк ударил в медный таз,
Мишка тащит  /сабартнок/.
          * * *
Есть гобой у пеликана.
Любит кот  /онаипетроф/.
          * * *
Скачет рыженькая белка,
Чиж играет на  /хаклерат/.   
          * * *
К нам пришла медведей пара,
И у каждого /аратиг/.
          * * *
Говорила утка утке:
«Я люблю играть на  /екдуд»/.
          * * *
Сел зайчонок на скамейку,
Чтоб послушать  /укйеранак/.

ДНИ НЕДЕЛИ

Возле дома старый дворник
Подметал крыльцо во… /кинротв/.

Чтоб отведать пирога,
Ждали дети… /агревтеч/.

Мы пойти решили в ельник
Всей семьёю в … /киньледеноп/.

Ходить в нарядном платьице
Велела мама в… /уцинтяп/.

Съели дети всё варенье,
Не дождавшись… /яьнесерксов/.


Дед мой – сторож, на работу
Ходит он всегда в … /утоббус/.

Мы ведём с отцом беседу
Перед сном обычно в … /удерс/.

Семь денёчков пролетели,
И закончилась… /яледен/.

ВЕРНО ЛИ?
В начале недели на дачу поеду,
Неделя всегда начинается…
(Не в среду, а в .......).
Нам сказал весёлый дворник:
– Пятый день недели…
(Не вторник, а ......).
После пятницы всегда
На календаре…
(Не среда, а ......).
В детский сад и на работу
Люди ходят лишь в…
(В субботу обычно выходной).
У людей бытует мненье:
– День тяжёлый – …«воскресенье»
(Не воскресенье, а ...... ).

ПОДБЕРИ РИФМЫ!
–  Один!                –  Шесть!
–  ...                –  ...
–  Два!                –  Семь!
–  ...                –  ... 
–  Три!                –  Восемь!
–  ...                –  ...
– Четыре!                –  Девять!
–  ...                –  ...
– Пять!                –  Десять!
–  ...                –  ...
Один — пингвин;
Два — рукава;
Три — повтори...

Продолжай!
К каждому слову рифм может быть несколько или
даже много:
• Пингвин, камин, апельсин, рубин, господин, кувшин, блондин,
клин, дельфин, графин…
• рукава, трава, голова, булава, слова, сова…

Сочетания в рифмах могут быть любыми, а не обязательно существительное с существительным:
• бери, гори, смотри, волдыри, пузыри, дверИ...
 
К каждому слову рифм может быть несколько или даже много:
пингвин, камин, апельсин, рубин, господин, кувшин, блондин, клин, дельфин, графин…
рукава, трава, голова, булава, слова, сова…

Таким образом,
РИФМА – ЭТО СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.
В толковом словаре так и написано!


ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ

Итак, что такое рифма, по крайней мере, какое самое главное её свойство? Конечно, вы уже хорошо это запомнили: созвучие!
Не то созвучие, когда возникает мелодия, а то созвучие, когда получается складно, потому что похоже.
Но смотрите: я произношу подряд: рубин, господин, кувшин, блондин, клин, дельфин, графин… Созвучие в этих словах есть, а что не так?
Нет строк! Рифма – это когда две строки заканчиваются похожим сочетанием звуков. Сколько таких звуков должно быть? Чем больше, тем лучше, но много не получится, и стихотворение этого не требует.

Присмотритесь: достаточно бывает два звука – гласный и согласный. Часто поэтам удаётся создавать рифмы из трёх звуков, и тогда стихи звучат более совершенно.
Однако придумывать рифмы не так-то просто, и поэты очень не любят, когда их рифмы совпадают с рифмами других. Что поделать?

Возможности языка, даже русского, не безграничны. И великий поэт Александр Сергеевич Пушкин думал, что со временем поэзия откажется от рифмы, но этого не произошло (по крайней мере, в русском языке), потому что поэты нового времени оказались более изобретательными, ну, или хитрыми. Но от этого выиграли не только они, но и читатели. А каким образом – об этом поговорим потом.
Чувству рифмы очень помогает чувство ритма – вы уже почувствовали это.
Давайте закрепим вашу способность узнавать рифму и угадывать её
с помощью игры, в которую вы уже играли:

Разгадайте загадки!

УДВОЙ СВОЁ ВНИМАНИЕ
(Рифма может подсказать, а может и запутать).


Подсказать я вам не прочь,
После утра будет…                /ьнед/.

Как приятны ваши речи,
После дня наступит…                /речев/.

И ответить вам не лень,
Вслед за утром мчится…                /ьнед/.

Молодцы, сказали мудро,
День пройдёт, настанет…                /речев/.

Если травы люди косят,
Значит наступила…                /отел/.

Кто порадует ответом,
За зимой приходит…                /ансев/.

После пятницы всегда
В календарь спешит…                /атоббус/.

Кто из вас напутал что-то?
После вторника…                /адерс/.

ИГРА:  НЕЗАКОНЧЕННЫЕ СТРОКИ

Стоит весь день ………….…. .
Ему прилечь бы на …………..,
Но всюду снег и всюду ……...,
А ветер шарф вот-вот ………..,
Ведро тяжёлое ………………..,
И лишь в мечтах он видит ...... .
Ночь так темна, пурга ……..  ...
И стоя спит наш снежный …... .

Выделенные слова правильно впиши в конец каждой строчки
и прочти стихи.

Из выделенных слов напиши своё стихотворение.

НА НЁМ, СНЕГОВИЧОК, ЛЁД, БОЧОК, ДОМ, СОРВЁТ, ДРУГ, ВОКРУГ.


ИГРА: ПОДБЕРИ РИФМУ

Купили Владу удочки,
А он мечтал о ...                /екчодуд/.


Когда утюг с простынкой ладит,
Он ей с любовью спинку ...                /тидалг/.

За окном кормушка с просом
Часто пользуется ...                /мосорпс/.

Чёрная кошка в глубокой печали –
Люди дорогу ей                /илажебереп/.

Я будильник не люблю:
Он звонит, когда я ...                /юлпс/.               

ИГРА: ПОТОМУЧКА 

Доскажи словечко в рифму!
1.Снег засыпал дом и сад,
Потому что...                /........../.

2.Идёт и падает народ,
Потому что...                /.........../.

3.Всюду он пешком идёт,
Потому что...                /........./.

4.Поднял в небо самолёт,
Потому что он...                /........./.

5.Я сегодня долго спал,
Потому что я...                /........./.

6.Загрустил осенний сад,
Потому что ...                /........./.

7.Брат привёз большой улов,
Потому что...                /........./.

8.На скалу залез он враз,
Потому что...                /........./.

9.Не пошёл я на урок,
Потому что...                /........./.   

10.У неё, как щит рубаха,
Потому что...                /........./.


11.Он вагончики повёз,
Потому что...                /........./.

12.Спит на льдине целый день,
Потому что он...                /........./.

13.Я с утра счастливый самый,
Потому что дома...                /........./.

14.Весит несколько он тонн,
Потому что это...                /........./.

15.Ничего не пил, не ел,
Потому что...                /........./.

16.Лёг братишка на кровать,
Потому что хочет...                /........./.

17.В комнате темно у нас,
Потому что...                /......  ........./.

18.Зонтик мама достаёт,
Потому что...                /........  ........./.

19.Я всю кашу утром съел,
Потому что...                /.......   ......../.

Я уверена, что каждую неоконченную строку вы смогли дописать, а если не смогли, то, наверное, потому что вам пока не хватает словарного запаса.

Ничего страшного: чем больше вы будете читать книг, чем больше
и прилежнее вы будете учиться, тем больше узнаете слов, и такие загадки будете разгадывать в миг. Включите в игру родителей, старших братьев или сестёр.

А я всё-таки ответы напишу, но лучше в них подольше не смотреть!

1.дапогенС.  2.дёлолоГ. 3.дохешеП. 4.толиП. 5.латсУ. 6.дапотсиЛ. 7.волобыР.
8.залолакС. 9.гоменаЗ. 10.ахапереЧ. 11.зовораП. 12.ьнелюТ. 13.амаМ. 14.нолС. 15.лелобаЗ. 16.ьтапС. 17.сагоп  тевС. 18.тёди  ьджоД. 19.летох  ьтсЕ.


НЕВИДИМКА-МОЛОТОК  (Ударение в словах)


Человек давно уже научил робота говорить и читать текст вслух.
В некоторых фантастических фильмах это было показано, и зрителю сразу становилось понятно, что говорит машина. А почему? А потому, что
поначалу учёные не знали, как научить робота произносить слова с ударением.
Что же такое ударение в слове? Может слова кто-то ударяет?

Давайте разберёмся!
При произношении слова; делятся на короткие звуковые отрезки – слоги. 

На слоги делятся слова:
Ма – ши – на.  Де – ре – во.  Лист – ва.

А вот весёлый па-ро-воз
Три слога за собой повёз!




Летят вагоны–слоги
По стальной дороге!

СЛОГ может состоять из одного или нескольких звуков, но

В СЛОГЕ есть ТОЛЬКО ОДИН ГЛАСНЫЙ ЗВУК.

Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Это знает каждый из учеников!

Делим слова на слоги:
По – ми – дор.  Школь – ник.  Ком – по – зи – тор. Тигр.

Каждое слово произносим на выдохе, при этом расходуем воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта.
Легко проверить, сколько в слове слогов, если произнести слово перед
горящей свечой. Если в слове три слога (мо-ни-тор или са-мо-лёт), то пламя свечи будет колебаться три раза.

Количество слогов в словах может быть различным. А если в слове слогов больше, чем один, то один из них обязательно произносится чуть-чуть
изменённым тоном, а главное – чуть-чуть длительнее. Так получается ударение! В тексте его обозначают маленьким штрихом над гласной буквой.

Вернёмся к слогам.
Количество слогов в словах может быть различным:
Слова, имеющие ОДИН СЛОГ (один гласный звук),
называются ОДНОСЛОЖНЫМИ:

СОМ – КОМ,
ЛЕВ – ХЛЕВ,
РОТ – КРОТ,
КРАН – УРАН,
ЛИСТ – ТВИСТ,
ТРОСТЬ – КОСТЬ,
ТОСТ – МОСТ,
ДОЖДЬ – ВОЖДЬ;

Два гласных звука составляют двусложные слова:

МО–РЕ – ГО–РЕ,
Ю–ЛА – ПЧЕ–ЛА,

КОШ–КА – ЛОЖ–КА,
ШИШ–КА – КНИЖ–КА;

Три гласных звука образуют трехсложные слова:
РА–КЕ–ТА – КО–МЕ–ТА,
ВЫ–СО–ТА – КРА–СО–ТА,
ДОБ–РО–ТА – ШИ–РО–ТА;

А из восьми гласных звуков образуются какие слова? 
(еынжолсимьсов) Для проверки читай наоборот.

Например:
ВИ–ДЕ–О–НАБ–ЛЮ–ДЕ–НИ–Е.  ГЛУ–БО–КО–У–ВА–ЖА–Е–МЫЙ.

Однако такие длинные слова употребляются очень редко, и всё же в книгах,
в художественных произведениях, вам могут встретиться даже девяти и десятисложные слова При желании вы сами можете попробовать обнаружить их.
К примеру, я нашла тринадцатисложное слово:
ПРЕ-ВЫ-СО-КО-МНО-ГО-РАС-СМОТ-РИ-ТЕЛЬ-СТВУ-Ю-ЩИЙ.

Между тем, длинные слова встречаются и в стихах. И ведь к ним тоже бывает необходимо найти рифму. Если учесть, что ключ к рифме – ударный слог, а в многосложных словах ударение может стоять далековато от конца строки, то
легко понять, что такие рифмы очень не простые.

Чтобы придумывать точные рифмы, надо хорошо слышать ударные звуки
в словах!
Прочитай вслух слово ПАРИТЬ! Если ты произнесёшь его с ударением на гласный «И» – пари;ть, станет понятно, что имеется в виду держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях. (Орёл парит в небе).
А если выделишь голосом гласную «А», то появится другое слово: па;рить,
то есть обрабатывать чего-то паром. В этом слове ударным будет звук «А».

* * *
Один ударный в слове слог,
Его ударил кто же?
Лишь невидимка–молоток
Стучать по слову может!
Но с  невидимкой я дружу
И чётко все слова скажу!



* * *
Вдруг не тот ударил слог
Невидимка–молоток
Там, где был недавно ЗАМОК,
Все увидели ЗАМОК.

А весёлый молоток
Вновь не те ударил слоги –
На столе стоял пирог,
Появились вдруг ПИРОГИ

ПИРОГИ исчезли враз.
Кто-то ест их, но без нас.
КРУЖКИ в кухне потерялись,
Вместо них КРУЖКИ остались.

Невидимка–молоток
Пошутил, и вот итог:
СТРЕЛКИ вдруг остановились,
В наших новеньких часах,
А в наш дом СТРЕЛКИ явились
И на всех наводят страх!

Купила мама АТЛАС,
А на столе АТЛАС.
Без атласа Тарас
Идти не хочет в класс.

Итак, УДАРЕНИЕ – это выделение голосом гласного звука в слове,
а звук, который произносится в слове громче других звуков, называется УДАРНЫМ.
В стихах ударные слоги РИТМИЧНО чередуются с безударными!

Для рифмы надо, чтобы ударные звуки СОВПАДАЛИ!
О том, что ударение играет очень важную роль в стихах, мы ещё поговорим.


КАКИЕ БЫВАЮТ РИФМЫ

В поэзии есть рифмы строгие, то есть ТОЧНЫЕ.

ТОЧНАЯ РИФМА – это совпадение звуков, начиная с ударного гласного
и до конца стиха: 
МИшка – шИшка,  двЕрца – сЕрдца,  клАд – пирАт,  сАд – рАд;

Среди точных рифм выделяют ОЧЕНЬ ТОЧНЫЕ; по-другому БОГАТЫЕ рифмы, то есть такие, в которой совпадают опорные звуки –  согласные

перед ударными гласными:
мир - кумир, награда - винограда;
кОш-ка – лу-кОш-ко – о-кОш-ко.

Бывает, что поэт не может найти строгую рифму к слову и ему
приходится подбирать рифму нестрогую (неточную).

Зелёных – клёнов...

Хвоя – меховое...

Торбой – двугорбый...

Десять – развесить...
Подобрать такую рифму поэту помогает мастерство.

Но случается, по таким правилам найти рифму не получается, и тогда на помощь поэту приходит составная рифма, такая, в которой присутствуют
союзы, частицы, местоимения и другие части речи:
же, ли, ль, бы, ведь, мы, вы, то, ка, я, ты, он, лишь, уж и т. п.

В составную рифму может входить только часть слова – его окончание.
Составные рифмы могут быть, как точными, так и приблизительными – сыплет – щиплет–выпьет – липнет или сыплет – сыт ли:

Но снег уже сыплет
Мне холод за ворот.
Мой спутник, ты сыт ли?
Давай, может, в город?

А как замечательно получилось здесь:
Совёнок замер. Он У СОВ
Не видел никогда УСОВ.

Существует также понятие неточной рифмы; фактически – это отсутствие рифмы, но иногда автор пользуется этим приёмом в угоду смыслу
стихотворения. Неточная рифма – это несовпадение согласных звуков: больНЕЙ-солоВЕЙ, луНА-саМА.

И то же самое можно сказать о бедной рифме, когда не совпадают опорные звуки: косТЁР-ХОР, коЛОЛ–вЁЛ.

Различают также рифму мужскую и женскую.
Конечно, это условное разделение  – просто так договорились.

В мужской рифме ударение падает на последний слог: ЗВОНАРЬ–
ФОНАРЬ, ВОДА–СТАДА, СВЕТЛО– СТЕКЛО.

А в женской ударение падает на предпоследний слог: ЗАВОДЫ–МОДЫ,
КАЛИТКА-УЛИТКА, ТОПОТ-ШЁПОТ.


КАК ДРУЖАТ РИФМЫ  (Виды рифмовок)

Ты уже знаешь, что такое рифма. Рифма – это созвучие окончаний в последних словах строк.

Рифмы в стихах чередуются по-разному.
Порядок чередования рифм в стихотворении – это и есть РИФМОВКА.

Давайте вникнем в это на примерах.
Читаем стихотворение «Быть добру!», обозначая рифмы прописными
буквами а и б:

Просыпаюсь по утру –             (а)
День вот-вот начнётся...          (б)
Как скажу я: «Быть добру!»,    (а)
Солнце засмеётся!                (б)

Первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой!
Такую рифмовку называют
ПЕРЕКРЁСТНОЙ или ПОПЕРЕМЕННОЙ.
Записывается так: абаб.

А если рифма выглядит так: аабб, то нетрудно догадаться, что
рифмуются соседние строки.
Например:
Пахнет тестом, пахнет сдобой,    (а)
Мы не дышим с братом оба.        (а)   
Нам не надо лишних слов...         (б)
Вот уже пирог готов.                (б)

Первая рифмуется со второй, а третья – с четвёртой. 

Такая рифмовка называется ПАРНАЯ или СМЕЖНАЯ.

После зимней прогулки
Раскраснелась. Огоньки в глазах.            (а)
На ресничках – инея каёмка.                (б)
Для тебя оставила позёмка                (б)
Звёздный свет в пушистых волосах...      (а)

Первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей.

Такая рифмовка называется КОЛЬЦЕВОЙ или ОПОЯСЫВАЮЩЕЙ.


Итак, я показала вам три основных вида рифмовки:

ПЕРЕКРЁСТНАЯ или ПОПЕРЕМЕННАЯ.
ПАРНАЯ или СМЕЖНАЯ.
КОЛЬЦЕВАЯ или ОПОЯСЫВАЮЩАЯ.

В поэзии существует ещё ХОЛОСТАЯ РИФМОВКА, когда вторая строка рифмуется с четвёртой строкой, а первая и третья строки не рифмуются.
Иногда авторы прибегают к более сложным видам рифмовки, но их можно
назвать экспериментальными.

А теперь задание: отгадай время года и определи
вид рифмовки.

1.Укрыла землю одеялом,
Сковала речки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.

 
2.  Изумрудные луга,
В небе – радуга–дуга.
Солнцем озеро согрето,
Всех зовёт купаться …

3. Вот и стали дни короче,
Птицы тянутся на юг.
Пожелтели лес и луг,
И длиннее стали ночи.

4.В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг.               


Ответы: 1.Зима –   /перекрёстная –попеременная/.
2.Лето  –   /парная – смежная/.
3.Осень –  /кольцевая – опоясывающая/.
4.Весна –  /парная – смежная/.

ПОВТОРИ!   РИФМА – ЭТО СОЗВУЧИЕ ОКОНЧАНИЙ,
РИФМОВКА – ЧЕРЕДОВАНИЕ РИФМ В СТИХАХ.


РИТМ – ВОЛШЕБНИК

Давай представим капризного малыша, который не хочет есть кашу. Мама уговаривает сына или дочку и приговаривает:
Каша в кастрюльке ворчала – ворчала,
Вдруг из кастрюльки взяла и сбежала.
Кашка овсяная просится в рот,
Прямо в тарелку сама к нам идёт.
Нет у нас мышек, не водятся белки.
Кто же съест кашу из нашей тарелки?

Почему же, слушая стихи или песенки, малыши успокаиваются и даже
становятся более послушными?

Всё очень просто. Когда звучат стихи, то кажется, что в них есть какой-то особый порядок, который создаётся поэтом. Этот порядок звукового строя стихотворной речи называется РИТМОМ.
 
Каждый человек и в своей жизни, и в природе постоянно встречается с ритмом.
Скажу вам просто: «Ритм – это предсказуемая повторяемость каких-то
элементов: звуков, предметов, тональности или других особенностей в каком-то ряду. У нашей планеты тоже есть ритм и даже не один: весна, лето,
осень, зима; ночь-день…

Ритмично стучат часы и колёса поезда. Ритмично бьётся сердце человека, дышать человек тоже должен ритмично. И в космосе планеты вокруг солнца движутся в определённом порядке и ритмично.
Ритм главенствует в танце, в музыке, в изобразительном искусстве.
В музыке благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки.

О ритме можно сказать очень просто:
ВСЁ, ЧТО ПОВТОРЯЕТСЯ,
РИТМОМ НАЗЫВАЕТСЯ.

Но повторения происходит через определённые отрезки времени.

В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ РАВНОМЕРНО ПОВТОРЯЮТСЯ
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ!

Вот такой здесь существует ПОРЯДОК.
Стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя мелодия. Её тоже можно слушать.
Стихотворная речь мелодична, потому что она РИТМИЧНА!
Ритм любого стихотворения можно простучать, прохлопать или протопать.

Приведу вам интересный пример:
В книге «Алиса в Зазеркалье» английского писателя Льюиса Кэрролла
есть забавное стихотворение. Оно называется «БАРМАГЛОТ».
Перед вами первые четыре строчки:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки.
Как мюмзики в мове
Это похоже на стихотворение на каком-то чужом языке, и, несмотря на то, что нам в нём ничего не понятно, оно легко запоминается. Именно потому, что
в этих строках есть РИФМА И РИТМ!

Стихотворений без ритма не бывает! Ритм и создаёт определённое настроение.
Хорошее прозаичное произведение читается интересно.
Но если стихи написать прозой, то читать такой текст будет скучно.

Например:
«По утрам надо умываться и по вечерам,
а стыд и срам – нечистым трубочистам!»
Не очень интересно получилось!

А когда мы читаем эти стихи у Корнея Чуковского, мы так не думаем и легко запоминаем стихи наизусть:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!

И всё стихотворение «Мойдодыр» дети очень любят.

Это РИТМ помогает создать такую радость в душе.

С ритмом, в общем, всё понятно и кажется, что всё просто. Но тем не менее очень и очень многие пишущие стихи люди допускают ошибки в ритме. Трудно
сказать, почему так получается, но, может быть, они ещё не достаточно чётко его чувствуют. Закрепляйте чувство ритма в себе, почаще читайте хорошие стихи
вслух, напевайте их. Добейтесь того, чтобы чувство ритма везде сопровождало вас.

Попробуй написать стихотворение, в котором должно быть слово «ритм».
Например:

В ритме танца я кружусь,
Танцевать я не боюсь!

Ритмично пляшем и идём,
Ритмично петь не устаём.

Ритм всюду мы услышим:
Мы так ритмично дышим.

Чтоб всё на свете успевать,
Ритм жизни надо создавать.

В ритме дождя я иду и танцую.
Капли ритмично в альбоме рисую.

Чеканю ритм обычных слов,
В них есть мелодия ветров.
В них ритм дождя и водопад.
Писать стихи всегда я рад!


СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

Поэзия завораживает нас волшебством звучания, рождает в душе человека
чувства и эмоции, раскрывает их, потому что в стихах есть ключики почти
к каждому человеку.
Стихи ритмичны и музыкальны, и в них как в музыке, присутствует РАЗМЕР.
Размер? – засмеёшься ты, – разве стихи носят одежду?

Оказывается стихи имеют свой РАЗМЕР – СТИХОТВОРНЫЙ.

РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ –
это порядок чередования ударных (долгих)
и безударных (кратких) слогов в строке. 


А ХОРЕЙ РАЗМЕР ТАКОЙ!

Прочитай строчки из детского стихотворения:

Дома слышу топот ножек,
Может быть, проснулся ёжик?
Или это Домовой
Поиграть решил со мной?

Теперь медленно по слогам прочитай только первую строчку стихотворения:
ДО–МА | СЛЫ–ШУ | ТО–ПОТ | НО–ЖЕК |

Сделай хлопок на каждом ударном (подчёркнутом слоге).
Слышишь? Громкий ударный (нечётный) слог ДО, рядом с ним
тихий безударный (чётный) слог МА.

Сочетание ударных и безударных слогов всё время повторяется.
Всю строчку стихотворения можно разделить на похожие отрезки – СТОПЫ.
СТОПА – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными.

1-я стопа       2-я стопа           3-я стопа       4-я стопа
ДО–МА  |   СЛЫ–ШУ  |  ТО–ПОТ |  НО–ЖЕК |
Двусложная      Двусложная       Двусложная      Двусложная
    стопа                стопа                стопа                стопа
   
Здесь 4 похожих отрезка, то есть 4 СТОПЫ. Такой размер называется ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ.

На графическом рисунке это изображается так:
;| — U ;| —U |; — U ;| —U |

Если стопа состоит из двух слогов, то она называется ДВУСЛОЖНОЙ
ЕС-ЛИ ВСЁ ВАМ СТА-ЛО ЯС-НО,
ЗНА-ЧИТ, ЭТО ПРОС-ТО КЛАС-СНО!

В каждой строчке этой рифмовки ударные слоги чередуются с безударными.
Эта рифмовка написана ХОРЕЕМ!

Запоминалочка для хорея:

Словно солнце слово МАМА.
Повторяю я упрямо:
– МА–МА!  МА–МА! МА–МА! МА–МА!

Такое родное и тёплое слово у всех на устах!
А состоит слово МА–МА из двух слогов.
Первый слог – ударный,
Второй – безударный.

Да это же стопа хорея!
Проговорив и прохлопав слово МА–МА четыре раза,
ты НИКОГДА не забудешь стихотворный размер ХОРЕЙ!

Таким образом, ключик-запоминалочка для хорея -
это слово МА–МА.
Если вам не нравится слово мама (не верю, что оно кому-то может не нравиться), да поможет вам папа!
ПАпа МОЙ пиРОГ состРЯпал.
У меНЯ уМЕлец ПАпа.

Жаль, что само название «хорей» читается с ударением на второй слог.
Но я написала ещё одну запоминалочку для стихотворного размера, а не для самого слова «ХОРЕЙ».
Запоминалочка вторая:

Мы в сти-хах ХО-РЕЙ най-дём,
А ХО-РЕЙ - раз-мер та-кой:
ПЕР-ВЫЙ слог У-ДАР-НЫЙ в нём,
БЕ-ЗУ-ДАР-НЫЙ слог ВТО-РОЙ!

Здесь в каждой строчке три с половиной стопы. Так бывает в стихах.
Ударный слог чередуется с безударным.


Теперь ты легко запомнишь правило:

ХОРЕЙ – ЭТО ДВУСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР, В КОТОРОМ УДАРЕНИЕ
ПАДАЕТ НА КАЖДЫЙ ПЕРВЫЙ ИЛИ НЕЧЁТНЫЙ СЛОГ.

«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой».

Итак, что такое ХОРЕЙ ты запомнил. А противоположный хорею стихотворный размер называется ЯМБОМ.
Об этом стихотворном размере ты узнаешь в следующей главе.

Задание:

Придумай слова из двух слогов, в которых ударение падает на первый слог:

Продолжи: МО-РЕ, ТО-ПОЛЬ, КНИ-ГА, СИ-ЛА, СОЛН-ЦЕ, ЗВЁЗ-ДЫ ........

Теперь ты сможешь написать двустишие или четверостишие в размере ХОРЕЙ.


ЯМБ ОТ ХОРЕЯ ОТЛИЧУ!

Прочитай стихотворение «Солнышки для мамы»:
Рисую маме солнышки:
И жёлтое, и красное,
И розовое солнышко
Такое же прекрасное!
Пусть солнышки цветные
Рисунок украшают,
Ведь мама наша тоже
Как СОЛНЫШКО сияет!

По слогам прочитай первую и вторую строчки стихотворения:
РИ-СУ- |  Ю-МА- |  МЕ-СОЛ- |  НЫШ-КО |
И ЖЁЛ- |   ТО-Е  | И КРАС- | НО-Е |

В этих строчках ударные слоги тоже чередуются с безударными,
но в каком порядке?
Первый – безударный, второй – ударный.
Значит, это новый стихотворный размер. Назвали его ЯМБ.

На схеме это можно изобразить так:
;|U—|U—|U—|U—|
;|U—|U—|U—|U—|
ЯМБ – двусложный размер, в котором ударение падает на второй
или чётный слог.
 

Ямб – светлый, песенный и даже можно сказать, торжественный размер.

Запоминалочка 1

Послушай! ЯМБ – размер простой:
Стопа его из двух слогов.
Смотри: ударный слог – второй.
Запомнить правило готов?

А вот и вторая запоминалочка!

У-рок фран-цузс-ко-го мне дан.
Я ма-моч-ку наз-вал: МА-МАН.

Слово  МА-МАН («maman») – французское слово, которое переводится как мама. Раньше в России его очень часто использовали из-за того, что второй язык был французский.

Проговори и прохлопай слово МА-МАН четыре раза:
МА-МАН!  МА-МАН!  МА-МАН!  МА-МАН!

В этой строчке безударные слоги чередуются с ударными, но ударение в слове 
МА-МАН падает на ВТОРОЙ СЛОГ.

Значит, это и есть ЯМБ!
А ключик-запоминалочка для ЯМБА – слово МА-МАН!

Задание:
Придумай слова из двух слогов, в которых ударение падает на второй слог:
Продолжи: ИГ-РОК, ЗВО-НОК, СЕК-РЕТ, СА-ЛЮТ, ЗА-ВОД, ЛИС-ТОК.........

ПОВТОРИ!
МА-МА  – ХОРЕЙ!
МА-МАН – ЯМБ!

Задание: ОПРЕДЕЛИ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:

1.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Наша Мила-непоседа
Накрывала стол к обеду.
У порога оступилась,
Чашка – дзинь – и вдруг разбилась.
Мама вскрикнула: «Бедняжка!
Как же ты разбила чашку?»

– А вот так, – сказала Мила, –
И другую уронила…

2.КЛЕЙ
Клей, друзья, такое чудо!
Нужен в каждом доме клей.
Склеит стулья он, посуду.
Сколько пользы для людей!..

3.КАНИКУЛЫ, УРА!
По городу гуляет
Безоблачное лето,
А дождик заблудился
За горизонтом где-то.
И небо полиняло,
Наполненное зноем,
И зелень вся увяла,
И всё вокруг иное...

4.СЧАСТЬЕ СМОТРИТ НА МЕНЯ
Солнце бродит по дорожкам
На лучистых длинных ножках,
У задумчивой тропинки
Вышли щёточкой травинки.

В доме пахнет пирогами,
За столом – моя семья,
Прижимаюсь тихо к маме –
Счастье смотрит на меня!

5.МЫ К БАБУШКЕ ПРИЕХАЛИ!
Июнь. Жара на улице,
А в домике прохладно.
Бревенчатые стены,
Белёный потолок…
 – Приехали, родимые,
Ну, как же я вам рада,
Для вас готовы блинчики
И яблочный пирог...

Думаю, что с заданием ты справился легко!
Проверь!

(1.Хорей. 2.Хорей. 3.Ямб. 4.Хорей. 5.Ямб.)





РАЗМЕРЫ ТРЁХСЛОЖНЫЕ –
ТОЖЕ НЕСЛОЖНЫЕ

Итак, дорогой мой читатель, ты  познакомился с двусложными стихотворными размерами.
Это ЯМБ и ХОРЕЙ!

Кроме ДВУСЛОЖНЫХ размеров в русской поэзии существуют ТРЁХСЛОЖНЫЕ стихотворные размеры. Их называются так:

1.ДАКТИЛЬ
2.АМФИБРАХИЙ
3.АНАПЕСТ

Поэты считают, что поэтическая жизнь без трёхсложных размеров была бы довольно однообразной.
Разберём эти размеры по порядку.

ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ (daktylos) – слово греческое. В переводе на русский язык ДАКТИЛЬ означает ПАЛЕЦ.
У пальца ведь три фаланги и дактиль имеет трёхсложное строение.

Прочитай отрывок из стихотворения «Цветной паровоз»:
Ехал по рельсам цветной паровоз,
В наш городок он вагончики вёз.      
В первом вагоне – два розовых пони,
А во втором – серебристые кони ...

Если у тебя хороший слух, то ты сразу заметишь, что здесь новый
стихотворный размер.

Медленно по слогам прочитай следующие строчки:
Е-ХАЛ-ПО | РЕЛЬ-САМ ЦВЕТ-| НОЙ-ПА-РО- | ВОЗ,
В НАШ ГО-РО- | ДОК ОН ВА- | ГОН-ЧИ-КИ | ВЁЗ...

В этом примере в каждой строчке по четыре ударных слога.
Значит, размер этот четырёхстопный.
На графическом рисунке он изображается так:
;|—UU|—UU|—UU|—
|—UU|—UU|—UU|—

В стопах первый – УДАРНЫЙ, второй и третий – БЕЗУДАРНЫЕ,
Последние стопы неполные.

Такой стихотворный размер имеет название ДАКТИЛЬ.
Как это запомнить? А очень просто. Как я предлагала запомнить хорей? Ма;ма, ма;ма, ма;ма, ма;ма… И в этом случае ключиком будет слово «мама», а точнее – «мамочка»

Запоминалочка 1

МА-МОЧ-КА | МНЕ ПО-ДА- | РИ-ЛА АЙ- | ПАД,
МА-МОЧ-КА, | МА-МОЧ-КА, | КАК ЖЕ Я | РАД!

Проговорим слово МА-МОЧ-КА  три или четыре раза:

МА-МОЧ-КА |  МА-МОЧ-КА | МА-МОЧ-КА | МА-МОЧ-КА

Слово МА-МОЧ-КА – это наш заветный ключик-запоминалочка.
В этом слове за ударным слогом МА следуют два безударных слога.

Это слово поможет тебе запомнить ТРЁХСЛОЖНЫЙ размер,               
называемый  ДАКТИЛЬ.

Запоминалочка 2

ДАКТИЛЬ запомни, мой юный поэт,
ДАКТИЛЬ известен уже сотни лет.
ПЕРВЫЙ УДАРНЫЙ в нём! Слышишь, дружок?
И БЕЗУДАРНЫ ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ слог!
Этот ТРЁХСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР так хорош!
Хлопая ритм, танцевать ты пойдёшь.

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ:

ДАКТИЛЬ – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
ПЕРВЫЙ СЛОГ УДАРНЫЙ, остальные – БЕЗУДАРНЫЕ.

Ключик-запоминалочка – слово МА-МОЧ-КА!
Очень красиво сказал про дактиль русский поэт Серебряного века Константин Бальмонт. Он назвал этот размер самым таинственным.
Поэт сказал: «Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором...»
Многие авторы улавливают в дактиле жалобную интонацию.

Но рассмотрим ещё один размер, который называется амфибрахий



АМФИБРАХИЙ

Этот размер звучит по другому, у него свой голос.

Константин Бальмонт сравнил амфибрахий с шумом берёз и вальсом.
И у меня есть немало стихотворений, написанным таким размером.
Прочитайте фрагмент стихотворения «НЕВЕЗУЧИЙ ДЕНЬ».

Был день невезучий, ну просто печальный:
Я вазу разбил совершенно случайно.
Подумал я: «Как же рассердится мама!
И будет молчать всю неделю упрямо...»

А мама тихонько присела у полки
И молча сама собрала все осколки,
Сказала: «Пора поменять эту вазу!»
Но я почему-то расплакался сразу.

Неторопливо прочитай две строчки стихотворения:

БЫЛ ДЕНЬ НЕ- |  ВЕ-ЗУ-ЧИЙ, | НУ ПРОС- | ТО ПЕ-ЧАЛЬ-НЫЙ, 
;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;
;;;;;;;; ;;;;;;;
Я ВА-ЗУ | РАЗ- БИЛ СО- | ВЕР-ШЕН-НО | СЛУ-ЧАЙ-НО...                |

В этих строчках УДАРНЫЙ слог расположен между двумя БЕЗУДАРНЫМИ!
Такой стихотворный размер имеет название АМФИБРАХИЙ.

Схематично этот размер изображают так:
;|U—U|U—U|U—U|U—U|
;|U—U|U—U|U—U|U—U|

Я знаю, что поначалу трудно запомнить, что представляет собой этот размер: и сама поначалу всё время забывала.
А знаете, что мне помогло? Я бы поправилась: не что, а кто. Опять же мама! Мы называем маму и мамочкой, и маменькой, и мамулечкой, и мамулей. Вот, МАМУЛЯ – самое то! Как это замечательное слово превратить в ключик, вы ещё не догадались? Повторить это слово четыре раза:

МА-МУ-ЛЯ, МА-МУ-ЛЯ, МА-МУ-ЛЯ, МА-МУ-ЛЯ!
А мне хочется добавить ещё строчку:
КА-КА-Я МА-МУ-ЛЯ У НАС КРА-СО-ТУ-ЛЯ!

В этих строках УДАРЕНИЕ падает на второй слог, а первый и третий — БЕЗУДАРНЫЕ слоги.
Слово МА-МУ-ЛЯ и будет ключиком-запоминалочкой для данного размера.


Запоминалочка 2

Пять разных размеров в поэзии есть.
Запомнить их сможет твоя голова!
ВТОРОЙ слог УДАРНЫЙ заметишь ты здесь
И БЕЗ УДАРЕНИЯ крайние два.
На слогах УДАРНЫХ мы сделаем взмахи,
ТРЁХсложный размер назовём АМФИБРАХИЙ!

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ:

АМФИБРАХИЙ – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
ВТОРОЙ СЛОГ УДАРНЫЙ, остальные – БЕЗУДАРНЫЕ.

Но главный ключик-запоминалочка – МА-МУ-ЛЯ.


АНАПЕСТ
 
Разберёмся, каким размером написано стихотворение «Таинственный сон».
Прочитай первое четверостишие:

Мне приснился опять тот таинственный сон,
Будто я на коне белогривом скачу,
А в руках я держу восковую свечу,
И звучит в вышине бубенцов перезвон.

Медленно прочитай первую и вторую строчки стихотворения, выделяя хлопками
ударные слоги:

МНЕ ПРИС-НИЛ- | СЯ О-ПЯТЬ | ТОТ ТА-ИН- | СТВЕН-НЫЙ СОН,|

БУД-ТО Я | НА КО-НЕ | БЕ-ЛО-ГРИ- | ВОМ СКА-ЧУ...

Ударный слог в строках всё время следует за двумя безударными,
то есть ударение в каждой строке падает на третий слог, и, похоже, это строгая закономерность.
По этому признаку определяется новый стихотворный размер,
Который называется АНАПЕСТОМ.
Его схема очень похожа на амфибрахий, но отличие именно в концевых
ударных стопах; а строго говоря, она обратна дактилю — именно это и
отражает древнегреческое название:

;|UU—|UU—|;UU—|UU—
;|UU—|UU—|;UU—|UU—
А теперь вспомним, как мы запоминали стихотворные размеры:

МА-МА  – ХОРЕЙ!

МА-МАН – ЯМБ!

МА-МОЧ-КА – ДАКТИЛЬ!

МА-МУ-ЛЯ – АМФИБРАХИЙ!

А АНАПЕСТ?

И для АНАПЕСТА нашлась запоминалочка:

Я вспомнила слово «МАМУЛЁК». Так в детстве я обращалась к маме,
когда хотела выпросить у мамы то, что очень желала.

–  В детс-кий  сад путь да-лёк,  путь да-лёк.
По-мо-ги  мне,  род-ной  МА-МУ-ЛЁК! 
До-ро-гу-ю  до-чур-ку  пой-ми,
Пос-ко-ре-е  на руч-ки  возь-ми!

Прочитай вслух и прохлопай:
МА-МУ-ЛЁК  |  МА-МУ-ЛЁК   |  МА-МУ-ЛЁК  |  МА-МУ-ЛЁК  |

Слышишь?
Первый и второй слоги – БЕЗУДАРНЫЕ,
Третий слог – УДАРНЫЙ!

Пусть слово  МА-МУ-ЛЁК  будет словом-запоминолочкой
для данного размера.

Запоминалочка 2

Третий слог в нём УДАРНЫЙ всегда,
В первых двух – ударения нет.
АНАПЕСТ* вспомнишь ты без труда,   
АНАПЕСТ знает каждый поэт.               

Ударение в слове АНАПЕСТ может падать и на первый, и на второй слоги.

*Ана;пест, в переводе с греческого (;;;;;;;;;;), «отражённый назад; обратный ДАКТИЛЮ»;
Менее распространено ударение на второй слог –  анапе;ст 


(соответствующее немецкому слову  – Anap;;st) – трёхсложный стихотворный размер.

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ:

АНАПЕСТ – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
ТРЕТИЙ СЛОГ УДАРНЫЙ, остальные – БЕЗУДАРНЫЕ.

Итак, в русской поэзии существует ТРИ ТРЁХсложных размера.

В ДАКТИЛЕ ударный слог – ПЕРВЫЙ,

В АМФИБРАХИИ – ВТОРОЙ,

В АНАПЕСТЕ – ТРЕТИЙ.

Таким образом, теперь ты знаешь пять стихотворных размеров!

ХОРЕЙ и ЯМБ – ДВУСЛОЖНЫЕ,

ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ – ТРЁХСЛОЖНЫЕ.

Каждый стихотворный размер имеет свою интонацию, свою красоту.

Удивительные стихи посвятил Константин Бальмонт всем стихотворным размерам.

Прочитай эти стихи!
Хореи и ямбы, с их звуком коротким,
Я слышал в журчаньи ручьёв,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий,
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.

Ямб – светлый, песенный размер.
Хорей – с греческого языка дословно переводится как «плясовой»

Константин Бальмонт услышал эти размеры в журчаньи ручьёв.



Дактиль напомнил поэту колокольный звон, звучащий вдали. Ведь колокол иногда звучит нежно и немного жалобно. Именно такой звон сравнивает Бальмонт
с дактилем.

С шумом берёз и вальсом поэт сравнил амфибрахий.
Мне кажется, что шум берёз напоминает какой-то рассказ. Значит, прав поэт.
Амфибрахий – размер повествовательный.

Анапест у этого поэта, как марш солдат, торжественный, ощутимый,
в этом размере кроется какая-то сила.

Согласишься ли ты, мой читатель, с такими сравнениями?

Александр Сергеевич Пушкин больше всего любил писать стихи
четырёхстопным ямбом.

Николай Алексеевич Некрасов обожал трёхсложные размеры:
дактиль и амфибрахий.
Но известно, что трёхсложные стопы возникли в истории русского стиха
задолго до появления Некрасова, в XVIII веке.

Задание: ОПРЕДЕЛИ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:

1.ВЫБОР СДЕЛАН
Папа в кухне. Мамы нет.               
Что же будет на обед?
Сладкий пудинг, запеканка,
Блинный тортик, тыква с манкой?..
2.РАЗБИТЫЙ ПАПА
Отец пришёл с работы,               
Сказал, что он разбит.
Не вижу трещин что-то,
У папы прежний вид.
Уснул разбитый папа –
Забылся крепким сном…
А вдруг внутри у папы
Закрытый перелом?..

3.ЕСЛИ ОВЕЧКЕ НЕ ХОЧЕТСЯ СПАТЬ               
Если овечке не хочется спать,
Если не спится уставшей овечке,
Надо ей крепко глаза закрывать
И потихоньку считать человечков:

«Раз человечек! Два человечек!
Три человечек, четыре и пять…»
Сон подкрадётся неслышно к овечке ,
Если умеет овечка считать .

4.ГДЕ ЁЖ?               
Владик учит алфавит,
Папе Владик говорит:
– Ничего тут не поймёшь:
АБВ, потом ГДЕ ЁЖ?
Чтоб до буквы «Я» дойти,
Надо ёжика найти?!

5.МАМИНО СОЛНЦЕ
Я не фонарик и землю не грею:
Лучиков тёплых ведь я не имею.
Вовсе не яркий я и не горячий,
Только вот мама считает иначе.

Если мамуля меня обнимает,
Солнышком ясным всегда называет.
Если я радую чем-то её,
Слышу в ответ: «Ты же солнце моё!

Значит, любовью я мамочку грею,
Значит со мной моей маме светлее.
Чтобы её не коснулась беда,
Маминым солнышком буду всегда!

6.ТОЛСТУШКА
Толстушкой меня обзывают девчата…
Обидно. Так вышло. Я не виновата,
Такая фигура природой дана!
Но даже за партой сижу я одна.
Мальчишки прохода порой не дают,
Доводят до слёз, они слёз моих ждут.
Стараюсь скорее уйти от них прочь.
А ведь я могла бы любому помочь.
Я много читаю, неплохо учусь,
Но с ними молчу, их обидеть боюсь:
Обидеть их тем, что я многих умнее,
И знаю, что скоро я стану стройнее.
А новенький мальчик, красавец Кирилл,
Сегодня до дома меня проводил!

7.ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ               
В семье событие у нас:
Иду я в школу, в первый класс!
Хлопочет бабушка чуть свет,
А дедушка вручил букет…


ОТВЕТЫ:
1.Хорей. 2.Ямб. 3. Дактиль. 4.Хорей.
5.Дактиль. 6.Амфибрахий. 7.Ямб.

В данных примерах один стихотворный размер из пяти отсутствует?
Какой?
Если ты правильно определил стихотворные размеры в стихотворных примерах, то ты большой молоде;ц!

Попробуй написать двустишие или четверостишие в том размере, который тебе понравился больше всего.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ СТРАНЕ      - стр. 1
РИФМЫ, РИФМЫ, РИФМЫ!                - стр. 4
ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ                - стр.10
НЕВИДИМКА-МОЛОТОК 
(Ударение в словах)                - стр. 13
КАКИЕ БЫВАЮТ РИФМЫ                - стр. 16
КАК ДРУЖАТ РИФМЫ  (Виды рифмовок) - стр. 18
РИТМ – ВОЛШЕБНИК                - стр. 19
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР                - стр. 22
А ХОРЕЙ РАЗМЕР ТАКОЙ!                - стр. 22
ЯМБ ОТ ХОРЕЯ ОТЛИЧУ!                - стр. 24
РАЗМЕРЫ ТРЁХСЛОЖНЫЕ 
ТОЖЕ НЕСЛОЖНЫЕ                - стр. 27














 


Рецензии