Нескучный русский язык. Школа юного поэта 2 часть

ЕЛЕНА РАННЕВА

НЕСКУЧНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

АБСОЛЮТНО ВСЕ СЛОВА...
(Что такое лексика)

Словарный запас, который используют люди в своей речи называется словом ЛЕКСИКА.

Простыми словами:

ЛЕКСИКА – ЭТО АБСОЛЮТНО ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ
В НАШЕЙ РЕЧИ.

Если человек использует в речи много слов, то у такого человека
богатый ЛЕКСИКОН.

ЛЕКСИКОН – это словарный запас отдельного человека. У каждого он свой.
Если ты читаешь много книг и окружающие тебя люди дружат со словом, то
у тебя наверняка будет богатый словарный запас.

Самый большой, семнадцатитомный словарь современного русского литературного языка насчитывает сто двадцать тысяч слов. А всего в нашем современном русском языке примерно сто пятьдесят тысяч слов. Плюс иностранные слова, научные термины, собственные имена и прозвища, слова-однодневки и другие слова, употребляемые в речи людей.
Таким образом, в русском языке более пятисот тысяч слов.
Но слов, которые чаще всего употребляются, всего от 2000 до 2500.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает всю ЛЕКСИКУ языка.

В русском языке существуют разные лексические группы слов.

Рассмотрим: 

 СИНОНИМЫ
АНТОНИМЫ
ОМОНИМЫ
ОМОФОНЫ
ОМОГРАФЫ
ПАРОНИМЫ

СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ – (Синонимы)
Чтобы понять, что такое синонимы, прочитай стихотворение «В ЗООПАРКЕ»
От вольера до вольера
В зоопарке мы идём,
Видим чёрную пантеру,
Носорога, а потом
Говорит тихонько мама: 
«Мы пришли к гиппопотаму.
Вот его вольер». – А там
Вовсе не гиппопотам!..

Как же мама не поймёт?
Перед нами – БЕ-ГЕ-МОТ!

Бегемот и гиппопотам – это одно и то же животное, но у них два разных названия.
Значит, бегемот и гиппопотам – это и есть синонимы.
Прочитаем ещё одно стихотворение: «ТЕБЯ СПАСУ!»:

Плачет девчонка,
Дрожит, как осинка,
Зябнут ручонки,
И плечи, и спинка.
Мёрзнут ножонки,
И щёки, и нос,
Стан её тонкий
Стынет в мороз.
Знать потерялась
Девчушка в лесу.
– Не цепеней же,
Тебя я спасу!

Очень трогательное стихотворение. Девочка потерялась в лесу в мороз.
Чтобы подчеркнуть, как ей холодно, автор применяет синонимы:
дрожит, мёрзнет, зябнет, стынет, цепенеет.

СИНОНИМЫ – это слова, которые обозначают примерно одно и то же,
а пишутся  и произносятся по-разному.
Если одно слово–синоним заменить другим, то смысл
высказывания не поменяется.

А вот сколько синонимов имеет слово ДОМ:

Здание, жилище, жильё, помещение, дворец, изба, хижина, землянка,
лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, барак,
балаган, беседка, будка, кибитка, палатка, сторожка, шалаш, чум,
шатёр, юрта, кров, домашний очаг, домок, нора, башня и др.

СИНОНИМЫ – это всегда слова одной части речи:

1.Смелый, решительный, храбрый, отважный.
2.Значимый, первостепенный и важный.

3.Приятель, товарищ, соратник и друг.
4.Окружность, дуга, диск, кольцо или круг.

5.Весёлый, задорный, забавный, шутливый.
6.Прекрасный, прелестный, смазливый, красивый.

7.Ступать, направляться, идти и шагать,
8.Придумывать или слагать, сочинять.

9.Источник, ручей, ключ, струя и родник.
10.Рёв, вопль и стон, выкрик, гиканье, крик.

11.Лекарь, целитель, доктор и врач.
12.Нытьё, причитание, хныканье, плач.

13.Ветка, отросток, сучок или сук –
Синонимов море найдёшь ты вокруг!

НАПИШИ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:

ДЕТИ –

РАДОСТЬ –

ЖЁЛТЫЙ –

БЛЕСТЕТЬ –

Слова-синонимы:
красный, алый, пурпурный, пунцовый, багровый,
бордовый, вишнёвый, малиновый, червонный.

Придумай с этими словами двустишия.

Например:

У Дедушки Мороза КРАСНЫЙ нос,
Но никогда не мёрзнет он в мороз!

Итак, СИНОНИМЫ – слова близкие по значению, но произносятся они по-разному.

Синонимы часто называют словами-приятелями!

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ!

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО!

Спешить и ....................  ,
Колы и ........................... .
Прекрасный и ............... ,
Весёлый и ..................... .
Взирающий – ................ ,
Бабахавший  – ............... .
Нашёл ты к слову каждому
Синоним подходящий!
Ответы: (Торопиться. Единицы. Красивый. Шутливый. Смотрящий. Гремящий.)

НАЙДИ СИНОНИМЫ

Синоним к слову кушать,
Конечно, слово ..... .
А к слову восхваление
Найдём синоним ...... .
Дорога, а иначе
И колея, и .... .
И про тропинку тоже
Дружок мой, не забудь!
Драчун, он ....... .
А бой без правил ..... .
Автомобиль? ..... .
Покрышка – это .... .
Мы жадного зовём .... .
А тугодум всегда .... .
Солдат, конечно же храбрец.
Мы назовём его .... .
Веселье  – значит радость,
А наслажденье  – .... .
Смышлёный, умный  – тот .... .
Финал! Игре пришёл .... .

Ответы: (Есть. Лесть. Путь. Забияка. Драка. Машина. Шина. Скупой.
                Тупой. Боец. Радость. Сладость. Мудрец. Конец.)

СЛОВА – НАОБОРОТ  (Антонимы)

В русском языке есть похожие слова. Одно слово можно заменить другим,
и смысл не изменится. Это синонимы!

А есть другие слова. Их можно назвать слова – «наоборот».
Это слова совершенно противоположные друг другу.

Только что карандаш был ТУПОЙ, но мы его подточили, и карандаш стал
ОСТРЫЙ! Ткань была сухая, а мы её в воду положили. Теперь ткань МОКРАЯ!

Слова, имеющие противоположное значение, называются АНТОНИМАМИ.
Например:

ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ

В чащу леса я зайду,
ТОЛСТЫЙ дуб в лесу найду.
Дуб огромный в три обхвата –
Не обнять его ребятам!

А берёзонька ТОНКА –
Гнётся вниз от ветерка.
Рядом колышек вобью,
Тонконогую полью.

ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ

Это что за великан?
ДЛИННЫЙ нос его – фонтан.
Ну, конечно, это слон,
Душ принять желает он.
А у кого КОРОТКИЙ нос?
Ответьте сами на вопрос.

ДАЛЕКО – БЛИЗКО

Если папа на работе,
Значит, папа ДАЛЕКО.
Самому дойти до папы
Очень даже нелегко.

Ну а если БЛИЗКО папа,
Ты ему протянешь шляпу.

МЕЛКИЙ – ГЛУБОКИЙ

МЕЛКУЮ речушку вброд
Каждый путник перейдёт,
А в ГЛУБОКОЕ болото
Заходить нам страшно что-то.

НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ

Есть дома ВЫСОКИЕ
Очень-очень важные,
Потому что прочные
И многоэтажные.
А этот домик-крошка,
И в нём – одно окошко.
В этот НИЗКИЙ домик
Вселился милый гномик

Задание 1

ПОВТОРИ НАОБОРОТ!
День –
Зима –
Горячий –
Далеко –
Трус –
Говорить –
Старый –
Тяжёлый –
Широкий –

Задание 2 более сложное:

1.Доказывать –
2.Трагический –
3.Подлинный –
4.Одобрение –
5.Симпатия –
6.Штиль –

Ответы:
(1.Опровергать. 2.Комический. 3.Фальшивый, поддельный. 4.Осуждение.
5. Антипатия. 6. Шторм.)

В названиях известных литературных произведений ученики заменили каждое
слово на противоположное по смыслу.

1.Девочка как дом –
2.Жаба-домоседка –
3.Ржавая отмычка –
4.Пёс без босоножек –
5.Земная девочка –
6.Солнечный король –
7.Квадратик  –
8.Синяя бейсболка –
9.Великолепный индюк –
10.Падающий деревянный генерал –
11.Белый петух –
12.Бледненький кустик –
13.Село неумех –
14.Всезнайка и его враги –

Помоги расшифровать «перевёртыши».

1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.__________________________________
6.__________________________________
7.__________________________________
8.__________________________________
9.__________________________________
10.__________________________________
11.__________________________________
12.__________________________________
13.__________________________________
14.__________________________________



Ответы:
(1.Мальчик с пальчик. 2.Лягушка-путешественница. 3.Золотой ключик.
4.Кот в сапогах. 5.Звёздный мальчик. 6.Снежная королева.
 7.Колобок. 8.Красная шапочка. 9.Гадкий утёнок. 10.Стойкий оловянный
солдатик. 11.Чёрная курица . 12.Аленький цветочек. 13.Город мастеров.
    14.Незнайка и его друзья.)   

Таким образом,

АНТОНИМЫ – это слова одной части речи, различные по звучанию
и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Антонимов не может быть у местоимений, числительных и имён собственных, у всех других слов они есть!

Поиграем!

ИГРА
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь ...,
Скажу я слово далеко,
а ты ответишь... ,
Скажу тебе я слово трус,
ответишь ты: ... .
Теперь начало я скажу.
Ответишь ты ... !**

(Джон Чиарди, перевод с англ. Романа Сефа)

/ Вместо точек: низко, близко, храбрец, конец /.
**
Игру можно сопровождать жестами и движениями.
Слова «высоко – низко» и «далеко – близко» сопровождаются
соответствующими жестами рук.
Когда произносят слово «трус», дрожат.
Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь.

Мне очень понравилась эта игра, и я написала своё продолжение:

ИГРА «НАОБОРОТ»

Скажу я слово «ДЛИННЫЙ»,
А ты в ответ: ...........................                «КОРОТКИЙ».

Скажу я: «НЕПОКОРНЫЙ»,
А ты ответишь: .......................                «КРОТКИЙ».

Скажу я слово «ЛЁГКИЙ»,
Ты скажешь мне: .....................                «ТЯЖЁЛЫЙ».

Скажу, что парень ГРУСТНЫЙ,
Ты возразишь: ...........................                «ВЕСЁЛЫЙ».

Скажу, что ты ЗДОРОВЫЙ,
Слукавишь: «Нет, ....................                БОЛЬНОЙ».

Скажу: «Мой сын ЧУЖОЙ мне»,
Ты возразишь: .............................                «РОДНОЙ».

Скажу, что перец ГОРЕК,
Ты скажешь, что он .....................                «СЛАДОК».

Скажу я:  «Стол ШЕРШАВЫЙ»,
Ты возразишь мне: .......................                «ГЛАДОК».

Скажу: «Ленивец ГЛУПЫЙ»,
Ответишь ты мне: ........................                «УМНЫЙ»,

Скажу: «Сосед твой ТИХИЙ»,
Ты скажешь: «Нет, он ...................                ШУМНЫЙ».

Скажу тебе: «ПРИВЕТИК!»
Ты скажешь мне: ............................                «ПРОЩАЙ!»

Прочти стихи всем детям
И с ними поиграй!

ПОВТОРИ НАОБОРОТ!

Я топну правою ногой,
А ты притопни левой!

Махну я левою рукой –
Машите правой смело!

Шагну три шага я вперёд,
А ты,  мой друг, наоборот!

Я корпус наклоню назад,
А ты вперёд нагнуться рад!

Я правым глазом подмигну,
А ты, конечно, левым!

Запомним новую игру,
Играй, закончив дело!

Ведущий путает игроков, делая совсем другие
движения:
Вместо того, чтобы шагать, можно топать,
корпус наклонить вправо или влево и т.п.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО В РИФМУ!

Мелко – 
Трудно –

Острый –
Щедрый –

Смеётся –
Стоит на месте –

Суша –
Радость –

Холод –
Добрый –

Мало – 
Ласково –

Ответ подбери из данных слов:

/Легко. Плачет. Строго. Тупой. Вода. Зной. Скачет.
Глубоко. Беда. Много. Злой. Скупой./

Отгадай загадки и напиши слова-антонимы.

1.Как столкнутся – стук да стук! 
  Тишину вспугнут вокруг.
  Толстый тонкого побьёт –
  Тонкий  что-нибудь прибьёт.            

2.В кармане моём –
    Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.               

3.Далеко мой стук   
    Слышится вокруг.                Червякам я враг,   
А деревьям друг.   
            
4.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.               

5. Льётся речка – мы лежим,
    Лёд на речке – мы бежим.      

5.День и ночь стоит на крыше 
Этот чудо постовой: 
Всё увидит, всё услышит, 
Всем поделится со мной.      



Ответы к загадкам:

(1.Молоток и гвоздь. 2.Компас. 3.Дятел. 4.Овца. 5.Коньки. 6.Антенна)

СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ    (Омонимы)
;;
ОМОНИМЫ – слова, которые звучат и пишутся совершенно одинаково,
но по смыслу имеют разные значения.

ВИДЫ ОМОНИМОВ:

1.Полные омонимы совпадают во всех формах. В единственном во множественном числе они одинаково склоняются во всех падежах.

2.Частичные (неполные) омонимы не во всех формах совпадают.
Например, слово «ласка» –  хищное животное и проявление нежности. Во множественном числе, в родительном падеже формы у них будут разные:
ласок и ласк.

Есть у ласки носик,
Есть у ласки глазки,
Жаль, что не хватает
Ей тепла и ласки.

Ласка – проявление нежности;
Ласка – хищное животное.

К НЕПОЛНЫМ ОМОНИМАМ относят
омографы, омофоны и омоформы.

ОМОФОНЫ  пишутся по-разному, но одинаково звучат. (О них читайте
в главе «Маг или мак»).

ОМОГРАФЫ  пишутся одинаково, но звучат по-разному. В таких словах
обычно ударения разные. (О них прочтёте в главе «Слова-хитрецы»).

ОМОФОРМЫ часто принадлежат к разным частям речи.

Например:
Утром я лечу в столицу. – Лечу детей, потому что люблю свою профессию.
Сына не будет дома. – Я долго ждала у дома дочь.
Я обожаю печь пироги. – Электрическая печь стоит в уютной кухне.

ПРИМЕРЫ ОМОНИМОВ:

КЛЮЧИ

Скрипичный ключик завитой
Поможет ноты вам узнать,
Прозрачный ключ своей водой
Туриста будет удивлять,
К загадке ключ найдём в ответе,
И дверь ключом откроют дети.


Ключ – родник и ключ от замка, открывающий двери –
ОМОНИМЫ. Это разные слова.
Но!
Ключ от замка, ключ скрипичный, ключ к загадке – это МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.  Они все что-либо открывают.

КРУЖОК

Сказала мама мне: «Сынок,
Давай запишемся в кружок          
Спортивный, музыкальный,
А может в танцевальный.
Тебе же нравится балет.
Но я ответил маме: «Нет!
В кружок пусть ходит младший брат.
Давай запишемся в квадрат!»

Кружок – творческое объединение, в котором занимаются дети;
Кружок – круг, окружность.

ЛУК

Довёл до слёз сестрёнку лук,
Стрела летит из лука в круг.

Лук – овощ. 
Лук – метательное оружие.


ГРЕБЕШОК

– Дочь, возьми-ка гребешок,
Причеши кудряшки.
– Как же, мама, Петушок
Без него, бедняжка?
Не возьму я гребешок –
Петушка мне жалко,
Дай мне, мама, причешок
Или причесалку!

Девочка не знала, что гребешок – это разновидность расчёски.
Гребешок она видела у петушка.
Гребешок – хохол, нарост на голове некоторых птиц.

СТИХИ ПРО РУЧКИ

Ручкой пишут наши ручки,
Ручек у двери две штучки,
У корзинки ручка есть,
Ручек всех не перечесть!

Я веду за ручку брата,
Братец смотрит виновато:
С куклой плохо поиграл,
Кукле ручки оторвал.

Авторучку в ручки взял,
Синий дождь нарисовал,
Начертил в тетрадке тучки,
Перемазал пастой ручки,

Все игрушки разбросал, 
Заревел и прошептал:
– Ты возьми меня на ручки,
Вот и все стихи про ручки!    

Ручки ребёнка и ручки корзинки, сумки, дверные ручки,
ручки, которыми пишут.

БАНКИ

Няньки с мамкой лечат Ваньку,
Ставят в баньке Ваньке банки,
А из трёхлитровой банки
Мёд достали Ваньке няньки.

Банки бывают медицинские, которыми можно лечить человека;
Стеклянные банки – тара, в которой хранят продукты.
В банк на хранение люди сдают свои деньги.
ГРУША

Груша та не станет спелой,
Никогда не будет сладкой,
Бьют по груше той умело
Толстой кожаной перчаткой.

О какой груше идёт речь?

Груша боксёрская – в спортивном зале;
Груша – фрукт.

ПРО ПЕРЕВОДЧИКОВ
Отец, как только получил
На фабрике зарплату,
В Москву все деньги ПЕРЕВЁЛ
Вчера больному брату.

Я с другом вновь затеял спор,
Не спорить не могу я,
Но разговор друг ПЕРЕВЁЛ
На тему на другую.

Мамуля вот уже два дня
Из дома не выходит.
Она английскую статью
Подруге ПЕРЕВОДИТ.

А я бабулю ПЕРЕВЁЛ
Вчера через дорогу,
По зебре рядом с ней пошёл –
Машин так было много!

На чистый лист моя сестра
Картинки ПЕРЕВОДИТ.
Ей очень нравится игра –
В восторг сестра приходит!

Кого-нибудь и что-нибудь
Мы часто ПЕРЕВОДИМ.
Как много многозначных слов
Мы в словаре находим!


НАЙДИ ОМОНИМЫ!

Я в математике известная фигура,
И музыкант меня включает в партитуру.

Певцом-сказителем мне жить пришлось  на свете,
Теперь я музыкант – узнайте меня, дети.

В ударной группе мы звучим
И на столе всегда стоим.

Я, инструмент смычковый,
Играю постоянно,
И я же женский голос,
Но ниже, чем сопрано.

 Я к русской печи примыкаю
 И в группе медных выступаю.

Ответы:    1.Треугольник. 2. Баян. 3. Тарелки. 4. Альт. 5. Труба.

Чтобы узнать являются ли слова омонимами, надо заглянуть в словарь омонимов.
В словаре омонимы помещены в разные словарные статьи. Они отмечены порядковыми номерами. В словаре указано и  происхождение омонимов.
В толковом словаре тоже приводятся примеры омонимов и объясняется их
значение.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Таким образом, омонимы – это разные слова, которые совпадают по
звучанию и написанию, но по смыслу не имеют ничего общего.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА  имеют несколько лексических значений,
которые связаны по смыслу. (В них можно найти сходство).

ПРИМЕРЫ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ:

ШИШКИ
Шагали в школу шишки:
Одна – на лбу у Мишки,
Другая шла в кармашке
У школьницы Наташки.

Сходство в том, что шишки все овальной или округлой формы.

СПИЦЫ
В колесе велосипеда
Закружились быстро спицы
И в руках у мастерицы
Им без дела не сидится.

Спицы похожи по форме

ШАЙБЫ
Мы в хоккей вчера играли.
 – Шайбу! Шайбу! – Мы кричали.
Услыхал нас добрый дед,
Шайбу нам принёс в обед,
Не одну – штук двадцать пять!
Мы тут стали хохотать.
Дед обиделся до слёз:
Он ведь шайбы нам принёс!

Все шайбы круглые

ИГОЛКИ
Все иголки очень колки
У ежихи и у ёлки
И у кактуса иголка
Тоже очень-очень колка.
Всех острей игла стальная,
Та которой можно шить.
Шей, напёрсток надевая.
Осторожней надо быть!

Иголки все острые

КНОПКИ
Если что-нибудь включают,
То на кнопку нажимают.
В канцтоварах кнопки есть,
Только б нам на них не сесть!
Кнопочки-застёжки
Бывают на одёжке.
А звонка дверного кнопку
Нажимай не очень робко.
Кнопки разные бывают,
Но все кнопки нажимают.
На все кнопки можно нажать (надавить).

МАГ ОН ИЛИ МАК?  (Омофоны)

ОМОФОНЫ – слова, совпадающие по звучанию, но различные
по написанию и значению.

Пруд – прут. Лез – лес. Груздь – грусть

У меня диагноз ГРИПП,
Я охрип, немного сник.
Не болел бы, в лес пошёл,
Там бы ГРИБ большой нашёл.

В носу моём ужасный тип.
Сказал мне доктор: «Это ГРИПП».
Я удивился: «ГРИБ в носу,
Ведь он всегда растёт в лесу?»

Не нашёл братишка ГРУЗДЬ,
Одолела брата ГРУСТЬ.
Если завтра ГРУЗДЬ найдёт,
ГРУСТЬ у братика пройдёт.

Не знает КОД бедняга КОТ,
Никак в квартиру не зайдёт.
И просит нас несчастный КОТ:
«Скорее наберите КОД».

Однажды искусный, загадочный МАГ
Из шляпы достал яркий розовый МАК.
Какой же чудак и шутник этот МАГ –
Всего за минутку он вырастил МАК.

ВЕСЕЛ – ВЕСИЛ
Был носорог не весел –
Он очень много весил,
А птичка мало весила,
Но пела очень весело!

ГРУСТЬ  – ГРУЗДЬ               
Вечером жарим с картошкой ГРУЗДЬ,               
Оттаяв, он пахнет лесом.               
Дымом летает по комнате ГРУСТЬ.               
Лето кончается… Ну и пусть!               
Вот и простились с летом. 

Таким образом,

ОМОФОНЫ – слова, которые совпадают в звучании, но различаются
в написании: МАГ –  МАК;
ОМОНИМЫ звучат и пишутся одинаково, но разные по значению.

ОМОГРАФЫ пишутся одинаково, но звучат по-разному.

ОМОФОРМЫ могут принадлежать к разным частям речи.


СЛОВА–ХИТРЕЦЫ  (Омографы)
Иногда встречаются слова, которые  пишутся одинаково, но произносятся
по-разному, благодаря разнице в ударении.
Их называют ОМОГРАФЫ.
Такие слова очень хитрыми бывают:
Белки – белки, парить – парить, передохнуть – передохнуть, стрелки – стрелки.

Задание:
Измени ударения и найди пропущенные слова в стихах.

В замок царь войти не смог:
На дверях висел? ...            /............... /.

Шёл дорогой грунтовой
Гость любимый, …             /............... /.

Мы дрова вдвоём пилили,
Жарко было, воду пили.
Ты .........., .......... , пила,
Распили скорей дрова!

Посмотри, дружок на кружки,
Покажи  ..............  подружке.

Ответ:  Замок, дорогой, пили, пили, кружки;

Примеры омографов:

Ирис (цветок) – ирИс (конфета);
хлОпок (растение) – хлопОк (громкий звук);
дУхи (призраки) – духИ (парфюмерия);
Орган (человеческий) – оргАн (музыкальный инструмент);
мукА (ингредиент для приготовления) – мУка (мучения);
венЕц (украшение на голову) – вЕнец (житель Вены);
жаркОе (блюдо) – жАркое (горячее);

стрЕлки (у часов) – стрелкИ (люди с оружием);
Атлас (карта) – атлАс (ткань);
гвоздИки (цветы) – гвОздики (металлические изделия);
прОволочка (металлическая нить) – проволОчка (задержка).


ОМОГРАФ – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие
по написанию, но разные в сущности.
Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога
на другой.

* * *
Один ударный в слове слог,
Его ударил кто же?
Лишь невидимка–молоток
Стучать по слову может!
Но с  невидимкой я дружу
И чётко все слова скажу!
* * *
Вдруг не тот ударил слог –
Невидимка–молоток
Там, где был недавно ЗАМОК,
Все увидели ...            ЗАМОК.

А весёлый молоток
Вновь не те ударил слоги –
На столе стоял пирог,
Появились вдруг ...    ПИРОГИ

ПИРОГИ исчезли враз.
Кто-то ест их, но без нас.
КРУЖКИ в кухне потерялись,
Вместо них КРУЖКИ остались.

Невидимка–молоток
Пошутил, и вот итог:
СТРЕЛКИ вдруг остановились,
В наших новеньких часах,
А в наш дом СТРЕЛКИ явились
И на всех наводят страх!

Купила мама АТЛАС,
А на столе АТЛАС.
Без атласа Тарас
Идти не хочет в класс.


ИХ НЕ НАДО ПУТАТЬ! (Паронимы)

Похожие по звучанию, но различные по смыслу слова можно спутать и можно  ошибиться в употреблении этих слов. Такие слова называются  ПАРОНИМАМИ.
Например:

Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление.
Адресант – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление.

Много слов написал АДРЕСАНТ,
Написал очень криво, невнятно,
Но расплакался вдруг АДРЕСАТ:
«Ничего в том письме не понятно».

Невежа – грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда – малообразованный человек,  неуч; человек, несведущий
в какой-либо области знания, профан.

Если в речи ты небрежен,
Невоспитан, груб и дик,
Скажут про тебя: «НЕВЕЖА:
Этикет знать не привык».

Кто от книг воротит вежды,*
И учиться кто не рад,
– Он – безграмотный НЕВЕЖДА, –
Про такого говорят.

Есть НЕВЕЖИ и НЕВЕЖДЫ...
Хорошо бы нам узнать –
Есть ли всё-таки надежда
Научить и воспитать?..

*Вежды – глазные веки

КАМЕНИСТЫЙ путь к вершине –
Не проедешь на машине.
КАМЕННЫМ, шофёр, не будь,
Подвези нас хоть чуть-чуть!
Таким образом, ПАРОНИМЫ – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

МАЛЕНЬКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ФРАЗЫ
(фразеологизмы)

Чтобы понять, что такое фразеологизмы, прочитай стихотворение:

ЧЕМ ЯЗЫК ЧЕСАТЬ?

– Всё! – сказала мама строго, –
ХВАТИТ ЯЗЫКИ ЧЕСАТЬ!
Говорите слишком много,
Вам пора идти в кровать!

Удивились мы с Серёжкой,
Стали громко хохотать!
 – Чем язык чесать? Расчёской?..
Расхотелось сразу спать!

Мы видим, что герои стихотворения не поняли маму потому, что мама использовала словосочетание «ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ», которое имеет переносное значение, а дети поняли его в прямом значении.

Ребёнок знает, что язык может быть розовым, длинным или коротким, но не знает, что есть словосочетания со словом «язык», в которых все слова дружат друг с другом так крепко, что их нельзя оторвать друг от друга или заменить одно слово на другое.

В таких выражениях, как «ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ», «ПРИКУСИ ЯЗЫК», «ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ» ни одно слово нельзя поменять на другое.
Эти выражения являются УСТОЙЧИВЫМИ, то есть постоянными и называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. 

Проще можно сказать так: ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом. Внутри такой фразы нельзя менять слова местами. 

Со словом «ЯЗЫК» известно много фразеологизмов:

«ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ» – не болтать лишнего.
«БЕЖАТЬ ВЫСУНУВ ЯЗЫК» – значит очень быстро бежать.
«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ» – сплетничать, говорить то, что не положено.

«ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК» – замолчать.
«ПОВЕСИТЬ ЯЗЫК НА ПЛЕЧО» – очень устать.
«КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА» – про то, что быстро
и бесследно исчезло.

«НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК» – достигнуть взаимопонимания.
«ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК»  – вынуждать высказываться.
«ТИПУН ТЕБЕ НА ЯЗЫК» – сердитое пожелание злому болтуну.
«ЯЗЫК ЗАПЛЕТАЕТСЯ» – не можешь ясно сказать что-либо.
«ЧЁРТ ДЁРНУЛ ЗА ЯЗЫК» – сожалеть о сказанном.

В жизни ты часто сталкивался с ситуацией, когда мама тебя отчитывает
в бездействии, говоря, что ты опять весь день бил баклуши.
Ты понимаешь маму, хотя может не знаешь, что такое баклуши.

Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду.
Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось работой очень лёгкой.
Её выполняли ученики или подмастерья. Их в шутку называли «баклушечниками».
Так постепенно сложилось словосочетание  «БИТЬ БАКЛУШИ», то есть
ничего не делать – праздно проводить время.

А разве учитель в классе не говорил когда-нибудь на уроке: «Ребята,
не считайте ворон, сосредоточьтесь на решении задачи».
Словосочетание «не считайте ворон» имеет значение «не отвлекайтесь»,
«будьте внимательны».

Мальчик весь день ходит, как «в воду опущенный», потому что поссорился
утром с другом.
«В воду опущенный» можно заменить словом «грустный».

Прочитай ещё несколько стихотворений, в которых есть фразеологизмы:

КАК СПИТ ЛОШАДКА

Чтоб любимая лошадка
Поместилась бы в кроватке,
Ей братишка мой, Серёжка,
Открутил на время ножки...

Спят медведь и заяц сладко.
СПИТ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ лошадка.

«СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ» – спать очень крепко, беспробудно.

В далёкие времена люди заметили, что после тяжёлой работы сильно уставшая лошадь спит, полностью расслабив задние ноги. Поднять её в такой момент невозможно: лошадь во время сна может опереться только на передние ноги, но не на задние.
Постепенно выражение «без задних ног» стали использовать в речи. Когда уставший человек крепко спит, про него говорят, что он спит БЕЗ ЗАДНИХ НОГ.

БЫТЬ ЛОШАДКОЙ Я УСТАЛ

 – Быть лошадкой я устал, –
Строго дедушка сказал, –
Внучек, ты уже полдня
ВЬЁШЬ ВЕРЁВКИ из меня!

Я верёвок не нашёл
И во двор гулять пошёл.
Может быть, верёвки эти
Утащил дружок мой Петя?

«ВИТЬ ВЕРЁВКИ» – поступать с кем-либо так, как вздумается.

СЛОНУ СОВЕТУЕТ СОВА

Слону советует сова:
– НА УС МОТАЙ совы слова!
Не в силах слон сову понять:
– Простите, где мне ус достать?
Особо сильные слоны
На хобот всё мотать должны!

«НАМОТАТЬ НА УС» – запомнить то, что может пригодиться в будущем.

ХИТРАЯ МАМА

– Ты чего ПОВЕСИЛ НОС, –
Говорит мне мама.
Я не понял тот вопрос
И молчу упрямо.

Нос не вешал никуда,
Повернёшь – сломается!
Мама шутит, как всегда…
Нос ведь не снимается!

А вчера сказала мама:
– Зря, сынок, РАЗВЕСИЛ УШИ…

Обошёл весь двор упрямо –
Уши там нигде не сушат!

Чтобы уши не сушить,
Может их не надо мыть?!

«ПОВЕСИТЬ НОС» – сильно грустить, унывать.

«РАЗВЕСИТЬ УШИ»  означает, что человек беспрекословно воспринимает
ту информацию, которую ему преподносят . То есть, у него полное доверие к собеседнику. У человека не возникает мысли, что его хотят обмануть, поэтому и доказательств он не требует, (слушать что-либо с увлечением и доверчивостью). 

КАК МАМУ РАЗМОТАТЬ?
Мне мама сказала:
Я так ЗАМОТАЛАСЬ,
Свободной минуточки
Вновь не осталось…

А я не пойму,
Как её размотать,
Ведь ниток на маме
Совсем не видать?!

«ЗАМОТАТЬСЯ» – Выбиться из сил от хлопот, работы, захлопотаться, дойти до изнеможения.

КАК ЖЕ НАМ НЕ УДИВИТЬСЯ?
В зоопарке новом нашем
Ламы, зебры и верблюды.
Удивляется Наташа:
– Хвост павлина – просто чудо!
Рядом волки и лисицы,
Чуть подальше – бегемот!
Как же тут не удивиться,
Как нам НЕ РАЗИНУТЬ РОТ?

«РАЗИНУТЬ РОТ» – крайне изумиться, удивиться.

КЛЮЁТ ЗА ПАРТОЙ НОСОМ
Мой сосед по парте, Влад,    
Вновь ответил невпопад.
Размышляя над вопросом,
Он КЛЮЁТ за партой НОСОМ!

«КЛЕВАТЬ НОСОМ» – очень сильное желание поспать, когда голова человека опускается вниз так, словно клюёт носом рыбу.

БЫТЬ НА ВЫСОТЕ
Ветер листья в луже крУжит –
Жёлтый лист кружИт по луже.
Наступил конец мечте
БЫТЬ всегда НА ВЫСОТЕ.

«БЫТЬ НА ВЫСОТЕ» –
добиваться максимального успеха в поставленных целях.

КТО КОГО НАДУЛ
Мы НАДУЛИ шар воздушный,
Ох, какой он непослушный!
Взял и с братом нас НАДУЛ:
Прямо в небо улизнул!

«НАДУТЬ» – обмануть, провести.

ЗЛОЙ ВОЛК
Волк зол, к добру он не привык,
Его манеры грубы.
Я волку показал язык,
Он ПОКАЗАЛ мне ЗУБЫ.

«ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ» – в резкой форме проявить по отношению к кому-либо враждебность, нетерпимость, готовность сразу же дать отпор.

ЗАБЫЛИ ВСЕ О ТОММИ
Тепло, уютно в доме.
Там люди спят в постели,
А пёс по кличке Томми
Скулит от дрожи в теле.

Мороз вторые сутки,
Забыли все о Томми.
Тепло в роскошном доме –
СОБАЧИЙ ХОЛОД в будке!

«СОБАЧИЙ ХОЛОД» – сильнейший мороз. Буквально выражение можно расшифровать как «холод, который не переносят даже собаки», несмотря на
их толстую шерстяную шкуру.

НАСТАВЛЕНИЯ ПАПЫ*
Мне папа говорит: «Сынок,
БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ  тебя прошу:
Берись скорее за урок,
НЕ ВЕШАЙ НА УШИ ЛАПШУ!

Ведь твой экзамен НА НОСУ,
Осталось до него два дня,

Я ГРУЗ такой В ДУШЕ НЕСУ,
ТЕРПЕНЬЕ ЛОПНЕТ У МЕНЯ!»

…Нарисовал картинку я:
Лапша у папы на ушах,
Экзамен жуткий на носу
На всех ребят наводит страх!

Оборвалась терпенья нить,
На папу давит странный груз…
И чтоб прогнать мне эту грусть,
Пора уроки мне учить!

О ГЛАЗАХ*
В магазин приходит брат,
У него ГЛАЗА ГОРЯТ!
РАЗБЕГАЮТСЯ ГЛАЗА –
В них порой блестит слеза.
Раз ГЛАЗА НА МОКРОМ МЕСТЕ,
Результат тогда известен:
Наблюдали мы не раз:
Ради тех прекрасных глаз
Мама купит всё на свете,
Что всех больше любят дети.
И не ПРЯЧА добрых ГЛАЗ,
Удивит сыночка враз.

РАЗГОВОР С ЛЕНТЯЕМ*
Сказали мы лентяю как-то раз:
– Друг, НОСОМ НЕ ВЕРТИ, а нас послушай,
Ты БЕЛАЯ ВОРОНА среди нас,
Не надоело БИТЬ ТЕБЕ БАКЛУШИ?
СЛОНЯЕШЬСЯ БЕЗ ДЕЛА целый день,
ВИТАЕШЬ В ОБЛАКАХ ты неустанно,
Тебя в своих объятьях держит лень,
ВАЛЯЕШЬ ДУРАКА ты постоянно.
Мечтаешь ты на жизненном пути
О БЛЮДЕЧКЕ С КАЁМОЧКОЙ ИЗ ЗЛАТА,  (На блюдечке с золотой каёмочкой)

А жизнь прожить НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ,
Чтоб не пришлось потом, друг, горько плакать!

* В стихотворениях под «звёздочками» много фразеологизмов.
Найди их значения в словаре самостоятельно.

Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями

Откуда же они появились?
Основная часть фразеологизмов имеют русское происхождение.
Они связаны с историей и культурой русского народа.

В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч
Фразеологизмов, но к сожалению, в речи они используются редко.

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
Употребляйте в речи фразеологизмы. Они сделают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Все фразеологизмы можно заменить синонимами или одним словом.
Найди значения фразеологизмов и запиши одним словом.

1.Ни свет ни заря  –  ...............
2.Язык без костей –  ................               
3.Пускать пыль в глаза – ..............            
4.Гонять лодыря –  ...............               
5.Держать язык за зубами  –  ..............         
6.Рукой подать  –  ................               
7.Ломать голову – ...............   


 ОТВЕТЫ:         
(1.онаР. 2.йывилтлоБ. 3.ьтавынамбО. 4.ьтачиньледзеБ. 5.ьтачлоМ.
1.6.модяР. 7.ьтамуД.)

Из учебников русского языка:


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ –

это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение. Внутри его структуры ничего нельзя менять, вставлять, переставлять.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Дорогой друг! Ты не забыл, что мы находимся в Поэтической стране? И жители этой страны хотят поделиться с тобой своими знаниями. А чтобы тебе не было очень скучно, предлагаю прочитать весёлое стихотворение!

НАПИСАЛ СТИХИ ПОЭТ

Написал стихи поэт,
Удивил весь белый свет.
Пишет он: «Луна бледна»...
Может быть, Луна больна?

«Дождь шагает по дороге»...
У дождя он видел ноги?
«Гладит ветер всё вокруг»...
Где он прячет свой утюг?

«В дымке тает хвойный лес»...
И куда же лес исчез?
«Мечут молнии глаза»...
 Знать в глазах сидит гроза.

Пошутить поэт не прочь,
Рассмешить нас очень хочет.
Написал: «Спустилась ночь»...
Парашют-то где у ночи?

У поэта снег скрипучий,
Хмурится на небе туча,
Листья клёна задрожали
И от ветра побежали.

Вот такой поэт проказник,
Он в стихах нам дарит праздник.
Если б юмор потерял,
То стихи бы не слагал.

Шутят ли поэты, когда пишут в стихах, что дождь шагает по дороге,
листья клёна дрожат, в дымке тает хвойный лес, а глаза молнии мечут?

Нет, – скажешь ты, – поэты ведь большие фантазёры, они ещё не то могут
написать.
А может, ты подумал, что поэт, действительно, шутит и хочет развеселить читателей?...
На самом деле, чтобы создать красивые поэтические образы и сделать стихотворения яркими и выразительными, поэты применяют литературные приёмы:

ЭПИТЕТЫ,  СРАВНЕНИЯ,  ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ,  МЕТАФОРЫ
и другие выразительные средства.

КАКОЙ БЫВАЕТ БЕРЁЗКА
(Эпитет)
Посмотри, мой друг на берёзу. Какая у тебя берёзка в твоём воображении?
Ты можешь сказать, что она молодая, раскидистая или высокая.
А другой человек скажет, что берёзка кудрявая, нежная или ветвистая.

У поэта берёза может быть косматой, юной, белоствольной или белоногой.
Каждый человек, выражая своё отношение к берёзе или к другому предмету,
называет свой эпитет.

ЭПИТЕТ –
это и есть художественное определение предмета или явления.
С помощью эпитетов можно ярко и образно описать любой предмет.

Применяя эпитеты, мы сделаем свою речь яркой и выразительной. Каждое слово в нашей речи заиграет яркими красками, зажурчит, как ручеёк
и понравится любому человеку.

Вот какие замечательные стихи про берёзу написал Александр Андреевич Прокофьев:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

У поэта берёзка, конечно же русская. Она нарядная, родная, ненаглядная.
То ясная, кипучая, то грустная, плакучая!

Какая великолепная словесная картина получилась.
Сразу нарисовать очень хочется берёзку или написать стихи про неё.

Попробуй написать стихи про берёзку. Какая она у тебя? Одинокая,
грустная или весёлая? Стоит рядом с подружками и радуется солнышку.
Или ветер треплет её кудряшки, налетает и срывает листочки.

Холодно бедной берёзке, стоит и дрожит на ветру.

Сначала попробуй дописать стихотворение:

У задумчивой берёзки
_____________серёжки.
И ___________ она
_____________одна

Или:

Растёт берёзонька счастливая,
Как______________красивая
_________________не пугается
_________________старается.

Можешь придумать другой вариант.


У меня вот такая берёзка получилась:

БЕРЁЗКА
Плеснулись волной небеса
От первого вешнего грома.
С испугу открыла глаза.
Берёзка родная у дома.

И глянула тысячью глаз
Зелёных, как луг нараспашку,
И мир весь увидела враз
До самой мельчайшей букашки.

В этом стихотворении есть метафоры и олицетворение, эпитет и сравнение.

Итак,

ЭПИТЕТ – это яркое образное определение предмета или явления.
С помощью эпитетов можно красочно сравнить любое явление
с художественным образом.


СНЕГИРИ, КАК ЯБЛОКИ
(Сравнение)

Теперь разберёмся, что же такое СРАВНЕНИЕ.

Что с чем мы будем сравнивать?
А вот стихотворный пример нам всё объяснит.

Поэтесса Зинаида Александрова написала
очень красивое стихотворение «Снежок».

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.

Снежок порхает и кружится!

В первой строчке – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Неживой предмет у автора порхает и кружится.

А в третьем и четвёртом четверостишиях:
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.

Снегирей автор сравнивает с яблоками, снежок – с мелом.
У яблока и снегиря автор нашёл общий признак: они оба розовые.
У мела и молока – общий белый цвет.
Значит, СРАВНЕНИЕ – это художественный приём, в котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим по общему для них обоих признаку.

СРАВНЕНИЯ применяют в речи при помощи союзов
КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО или КАК БУДТО.

У Н. Некрасова:
«Лёд неокрепший на речке студёной
СЛОВНО КАК ТАЮЩИЙ САХАР лежит».

А у С. Есенина:
«КАК дерево роняет тихо листья,
ТАК я роняю грустные слова».

Постепенно ты научишься находить все художественные приёмы в стихотворениях!

В литературе ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА, ЭПИТЕТ и СРАВНЕНИЕ   имеют название ТРОПЫ!

Таким образом, ТРОПЫ – это слова или выражения, которые употребляются в переносном значении для создания художественного образа.


МОЖЕТ ЛИ ТУЧКА ВЗДЫХАТЬ

(Олицетворение)

Мы уже знаем, чтобы создать красивые поэтические образы и сделать стихотворения яркими и выразительными, поэты применяют литературные приёмы: ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, МЕТАФОРЫ
и другие выразительные средства.

Разберём литературный приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:

В своих стихотворениях авторы наделяют неживые предметы и явления
природы качествами или чувствами людей.

В результате у поэтов дождь шагает по дороге, туча хмурится, цветок
может загрустить, а дождик заплакать.

Но какие же интересные стихи получаются, когда предметы остаются
неживыми, но у них появляются человеческие качества!
Такой приём в литературе называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ!

ПРОЧТИ стихотворение «ТУЧКА», которое написал поэт Тимофей Белозёров.

Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Какое же забавное и красивое получилось стихотворение!  Всё потому,
что автор умело использует в стихах ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!

Тучки у поэта, как живые. И вздыхать умеют, и ворчать, и копытцами стучать! Правда здорово?

А наш любимый Корней Чуковский в своих сказках обычные предметы тоже наделял человеческими качествами:

Вспомни строчки из Мойдодыра:

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня...

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня...
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой...

Все предметы ведут, как люди! Дети читают и радуются!

Мы часто говорим, что часы стоят, тучи хмурятся, солнце встало,
не задумываясь, что в своей речи применяем литературный
приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!

С ЧЕМ СРАВНИТЬ ЛЮСТРУ
(Что такое метафора)

Мы часто говорим, что часы стоят, тучи хмурятся, солнце встало,
не задумываясь, что в своей речи применяем литературный
приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!

А что же такое МЕТАФОРА?

Приведу примеры метафор:

«Шёпот берёз» – это метафора, потому что берёзы издают такие звуки, как шёпот. «Велосипедист летит по дороге» – метафора, потому что он едет так быстро, что кажется – летит.
Ещё пример: «Слезы текли по её щекам рекой».
У реки и слёз есть одна общая черта: они представляют собой текучую воду, 
А слёз столько, что они напоминают писателю реку.

«Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто»  – это и есть метафора.  Поэтому метафору называют «скрытым сравнением».

Другие примеры метафор:

«Тёплая встреча», «соль разговора», «зеркало реки», «гаснут красные крылья заката», «ситец неба такой голубой», «на голубом ситце волнЫ», «прозрачные бусы дождя»;
У Сергея Есенина: «Снег черёмухи», «Мельница – бревенчатая птица»,
«В саду горит костёр рябины красной»;

Можно заметить, что МЕТАФОРА основана на СОПОСТАВЛЕНИИ
предмета с новым предметом или явлением, НА ОСНОВЕ ИХ СХОДСТВА
В ЧЁМ-ЛИБО.

Другими словами:

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой
по принципу их сходства.

«Сделать хорошие метафоры – значит подмечать сходство», – говорил Аристотель.

Если капли дождя сравнить со слезами, или с горошинками, которые капают
с неба, лужицу на тротуаре  –  с зеркалом, люстру на потолке  –  с солнцем,
то можно придумать интересные метафоры:
Слёзы неба! Горошинки воды! Зеркало тротуара! Комнатное солнышко!

Между далёкими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее,
сравнив, сопоставив их. Увидим между этими словами скрытое сравнение
на основе сходства. Это и будет МЕТАФОРА!

«Школьные» метафоры:

«Зубы аллигатора  – белые кинжалы».  «Класс был зоопарком». «Смех – это музыка души», «Он ходячий словарь» и другие.

Метафоры в пословицах и в поговорках:

«Дальше в лес – больше дров»,

«Нашла коса на камень»,

«У страха глаза велики».

В загадках:
«Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).

«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).

«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато, когда сыта,
От Федоры – теплота» (печь).

Если ты, мой читатель, придумаешь свои метафоры, то напиши их!



ГДЕ РАСТУТ КОРЗИНКИ

(Метонимия)

Я собирала летом клубнику. Брат спросил: «Сколько ты клубники собрала?». Я ответила: «Собрала три корзинки!»

 – Интересно, где это у нас корзинки растут, – пошутил брат.

 – Да я вместо одного предмета назвала тот, который с ним «смежен», – не растерялась я. Если предметы соприкасаются, они
смежные. Клубнику я складывала в корзинки. Клубника и корзинки «смежны» друг с другом, они соприкасаются.

Брат весело смеялся. Он ещё не знал, что в разговоре я применила МЕТОНИМИЮ.

Не знал он, что МЕТОНИМИЯ  это выразительное средство в русском языке.

Примеры метонимии:

Весь шкаф я за год прочитал
И много нового узнал.

Конечно, мой герой прочитал книги, которые стоят в шкафу.
Смежными являются книги и шкаф, потому что они соприкасаются.

«ВЕСЬ ШКАФ ПРОЧИТАЛ»  – метонимия.

На сцене Баха я играл  –
Мне аплодировал весь зал!

«АПЛОДИРОВАЛ ВЕСЬ ЗАЛ»  – это тоже метонимия.
 
Произошла замена людей на зал, потому что они находились
«в смежности» друг с другом».

Весь подъезд на собрание вышел:
Волновались, что капает крыша.

«ВЕСЬ ПОДЪЕЗД ВЫШЕЛ» – метонимия.
«КРЫША КАПАЕТ» – тоже метонимия.

Целых пять стаканов выпил я сегодня –
Было много сока в праздник Новогодний.

«ВЫПИЛ ПЯТЬ СТАКАНОВ» – метонимия.

Скорей неси мне Маршака,
Ведь я не сплю ещё пока.

«НЕСИ МНЕ МАРШАКА» – метонимия.

Девочка в жёлтом
Летела по саду,
Жёлтому платью
Мы были все рады.

Мы были рады девочке, которая была одета в жёлтое платье.
Смежными являются девочка и платье.

Мы часто применяем в речи МЕТОНИМИЮ,

Хотя, если вдуматься в смысл сказанных слов, то можно рассмеяться.

«Чайник кипит»; «Зал аплодирует»; «Съел целую тарелку»;
 «Весь город праздновал»; «Шляпа исчезла в толпе»;
«Весь город спал».

Таким образом, МЕТОНИМИЯ – это перенос названия предмета  на другой по их сходству.
В МЕТОНИМИИ одно слово заменяется другим.

Иными словами:
МЕТОНИМИЯ – это перенос с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Так написано в учебнике русского языка.

Теперь, мой читатель, ты познакомился с ещё одним средством языка.
Приведи примеры МЕТОНИМИИ или поищи эти примеры в книгах.


ОГЛАВЛЕНИЕ

АБСОЛЮТНО ВСЕ СЛОВА...
(Что такое лексика)                -  стр. 1
СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ     (Синонимы)           - стр. 2
СЛОВА – НАОБОРОТ  (Антонимы)            -  стр. 5
СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ    (Омонимы)            -  стр. 11
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА                -  стр. 15
МАГ ОН ИЛИ МАК?  (Омофоны)               -  стр. 17
СЛОВА–ХИТРЕЦЫ  (Омографы)               -  стр. 18
ИХ НЕ НАДО ПУТАТЬ! (Паронимы)         - стр. 20
МАЛЕНЬКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ФРАЗЫ
(Ф разеологизмы)                - стр. 21
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА - стр. 28
КАКОЙ БЫВАЕТ БЕРЁЗКА  (Эпитет)       - стр. 29
СНЕГИРИ, КАК ЯБЛОКИ  (Сравнение)    - стр. 31
МОЖЕТ ЛИ ТУЧКА ВЗДЫХАТЬ                - стр. 32
(Олицетворение)
С ЧЕМ СРАВНИТЬ ЛЮСТРУ                - стр. 34
(Что такое метафора)
ГДЕ РАСТУТ КОРЗИНКИ                - стр. 37
(Метонимия)

ОГЛАВЛЕНИЕ                - стр. 38


Рецензии