Украина без ЕС и НАТО. Геополитические инновации в

             ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ  В ЭКОНОМИКЕ.

        УКРАИНА БЕЗ ЕС И НАТО. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
 
            

     В инновационной деятельности, как в любой другой экономиче-

   ской деятельности, необходимо учитывать национальные особен-

   ности страны, где ведется бизнес.


     На современном этапе экономического развития мировое хозяй-

   ство выглядит как единое целое. Неведомое классической эконо-

   мике понятие - р ы н о ч н а я   э к о н о м и к а - вносит в

   глобальную экономику свои особенности.


     Исходя из этих реалий, каждая страна мира выявляет свое зна-

   чение и роль в мировой экономике и развивается с учетом своих

   национальных особенностей.


     Одна из передовых стран мира - Япония - начала свой путь эко-

   номического развития в послевоенной разрухи, оставленной второй

   мировой войной. Экономическое процветание Японии началось позже,

   с 1953 г., вскоре после окончания американской оккупации в ап-

   реле 1952 г.


     Японские острова (372 тыс. кв. км) не имеют в своих недрах

   достаточно природных сырьевых ресурсов, завозят топливо, руду,

   другое сырье, продовольствие, тем не менее, занимают первые

   места в мировом хозяйстве по выплавке стали, по судостроению,

   по производству электроэнергии, автомобилей, электроники, текс-

   тиля.


     Исследования японского "экономического чуда" выявили главную

   национальную особенность японской экономики - это японская сис-

   тема управления предприятием, в основе которой лежит "золотое

   правило" - "ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ -

   ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ".


     Население Японии  - ок. 130 млн. чел. Занятых в сельском хо-

   хозяйстве - 12%.


     Одна из соседних стран Японии - Корея - старается копировать

   соседку в развитии ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, придавая обучению и

   образованию людских ресурсов первостепенное значение в иннова-

   ционной деятельности.


     Все руководители фирм и компаний  в Корее имеют дипломы док-

   торов наук, полученных в престижных американских вузах.


     Сейчас Япония стоит на пороге нового уклада техники и техно-

   логий. Технологии нового поколения, так называемые нанотехноло-

   гии (от греческого nanos - карлик, одна миллиардная доля исход-

   ной единицы, или 10 в минус девятой степени), при которых тол-

   щина слоя перехода в полупроводнике равна двум атомам, благода-

   ря чему в одном квадратном сантиметре кремниевой пластины мож-

   но интегрировать миллионы полупроводниковых приборов.


     Ввиду возможностей большой степени  интеграции резко умень-

   шается  стоимость приборов, их размеры и вес, увеличивается воз-

   можность применения приемников  и передатчиков информации, ком-

   пьютеров; появляется качественно новое применение электронной

   техники - управление процессами на расстоянии повсеместно, не

   только в отдельных случаях, как сейчас, например, в космосе, из-

   за сложности, громоздкости и дороговизны системы.


     Новые системы связи, компьютеры позволять запускать на расстоя-

   нии двигатели автомобилей, например, предохраняя их от переохлаж-

   дения зимой, запускать бытовые приборы (СВЧ-печи и др.), подъез-

   жая к дому, встраивать компьютеры в автомобили, в холодильники -

   для разных целей - экономии энергии, топлива, уменьшения вредных

   выбросов, определения места нахождения, глобальной связи, теле-

   видения, радио и др.


    С помощью становящихся более доступными средствами связи и ком-

   пьютерной техники, человек сможет спокойно выполнять свою работу

   не выходя из дома, передавая результаты по информационным кана-

   лам связи, прообразом которого сегодня является нарождающийся

   аутсорсинг.

   
    Уникальным инновационным достижение японской автомобильной ин-

   дустрии является разработанная десятилетия назад и испытанная в

   конкуренции, так называемая гибкая система производства, позво-

   ляющая, по производственным понятиям, н е м е д л е н н о   пе-

   рестроить производство. Секрет такой возможности - в блочной кон-

   струкции производства продукции. Сегодня, во времена мирового

   кризиса экономики, японское производство свободно переналадило

   изготовление принципиально новой конструкции автомибиля, так на-

   зываемого гибрида, в котором сокрыт полноценный электрокар, в

   чем японцы и ранее были лучшими (погрузчики и их блоки тягового

   привода колес), а также без труда вместили  обычный  двигатель

   внутреннего сгорания, получился обещанный многими гибрид. И, что

   самое важное, выдан в массовое производство.


     Корейские компании "Хёндай" и "Дэу" начинали свой путь эконо-

   мического процветания с судоремонта и судостроения.


     "Хёндай" и "Дэу" построили в 1983 г. судоверфи, рискнув на ог-

   ромные капиталовложения, еще не имея заказов. Затем, продемонст-

   рировали способности верфей строить супертанкеры с построечным

   циклом в 18 месяцев, вместо расчетных 30-ти, принятых в мировой

   практике, обеспечили себе портфели заказов на многие годы вперед.


     В свою очередь, диверсифицируя производственную деятельность,

   приобретая лицензии и внедряя собственные и зарубежные иннова-

   ции, осуществили солидные капиталовложения в автомобилестроение.

     Первый автомобильный завод за рубежом корейские компании пост-

   роили в 1989 году в Канаде. Сегодня корейские автомобили соби-

   раются и в Украине.


     Так корейские судостроительные и автомобильные компании в пол-

   ную меру продемонстрировали национальные особенности своей эконо-

   мики - географическое положение (с нужными климатическими усло-

   виями для судостроения), позволяющее располагать на своей   тер-

   ритории судостроительные и судоремонтные верфи, и, обладая  дос-

   таточным научным потенциалом и подготовленным человеческим  ка-

   питалом - инженерами, менеджерами,  обученным персоналом, пред-

   угадали оправдавший себя риск  в огромных  капиталовложениях и

   внедрения инноваций.


     Корейский способ подготовки персонала начинается со школы.

   Самых способных абитуриентов направляют в технические вузы, яв-

   ляющиеся на сегодняшний день в Корее наиболее престижными.


     Каждая корейская семья имеет намерение обучать детей в коллед-

   же. Способных студентов направляют на обучение за границу, преи-

   мущественно в США. Хорошо развитая система профессионально-тех-

   нического обучения готовит технический персонал, обученных рабо-

   чих.


     В образовании и обучении принимают участие и компании. Менед-

   жеры и специалисты компаний охотно проходят курсы переподготов-

   ки.


    Испанские Канарские острова расположены на оживленных морских

   путях, успешно вписались в мировую экономику, благодаря транзит-

   ной особенности их территории.


     Природа сама определила место Канарских островов в мировой эко-

   номике. Суда самых разных стран, проходя   через  Атлантический

   океан, заходят на Канары заправиться водой, топливом, продуктами,

   погрузить или выгрузить контейнеры и другие грузы на бесчисленные

   контейнерные терминалы, пакгаузы, нефте- и водохранилища и другие

   склады.


     Климат со средней годовой температуров +18 С позволяет прово-

   дить эффективную и качественную покраску корпусов кораблей круг-

   логодично, в особенности значимую для плавания обработку и по-

   краску подводную часть кораблей, что производится на специаль-

   ном  уникальном подъемнике, с применением пескоструйных устано-

   вок, использующих измельченную базальтовую вулканическую поро-

   ду местного происхождения.


     Имеет ли Украина что-либо в своих национальных особенностях

   для своего экономического успеха в свете приведенных примеров?


     В Европе Украину (площадь территории 603,7 тыс.кв.км, населе-

   ние ок. 42 млн. чел.) можно сравнивать с такой страной как Фран-

   ция (площадь 551 тыс. кв.км, население ок. 50 млн. чел.). Обе

   страны имеют выход к морю - Франция - на севере и на юге страны,

   Украина - на юге страны. Обе  - космические державы, как Фран-

   ция, так и Украина не имеют на своей территории космодромов.


     Франция использует космодромы на заморских территориях, Украи-

   на предоставляет свои ракеты-носители для запуска космических ап-

   паратов (космических спутников навигации, погоды, связи) принал-

   лежащих другим странам, участвуя также в совместной навигацион-

   ной спутниковой системе ГЛОНАС, в приостановленном международ-

   ном проекте "Морской старт", который планировался осуществлять

   с помощью специально  разработанной и произведенной в США мор-

   ской плавучей платформы из экваториальной части акватории Атлан-

   тического океана. Имеются также украинские разработки, ждущие

   внедрения, для запуска космических аппаратов с борта самолета

   Ан-225.


     Однако, важнейшими особенностями территорий как Франции, так

   и Украины, является их транзитность. От латинского transitus -

   прохождение, переход. Прохождение через чью-либо территорию,

   проезд по чьим-либо дорогам от одной границы до другой во всем

   мире прямо или косвенно оплачивается. Специально построенные

   скоростные автобаны, тоннели, мосты и внутри страны имеют свою

   особенность - быть оплаченными за проезд в оборудованных банко-

   матах на въезде  в них.


     Само расположение  территории Украины диктует выгодность тран-

   зитного бизнеса. Для развернутого задействования этого рода дея-

   тельности необходимы научно-экономические изыскания и рекоменда-

   ции, расчеты инвестиций; научно-технические разработки проектов

   строительства новых автомобильных дорог, аэропортов, вокзалов,

   автостанций, обширной инфраструктуры по обслуживанию транспорт-

   ных средств, грузопотоков, пассажиров.

     Особую предпосылку и подтверждение предполагаемого транзитного

   бизнеса будут иметь совместные проекты, разрабатываемые для пров-

   ведения международных чемпионатов  ЕВРО-2012 и  Олимпийских игр

   СОЧИ-2014.


    Развитие транзитного бизнеса будет содействовать развитию одной

   из самых прибыльных ветвей международной экономики - туризма.


    Транзитный бизнес будет стимулом для развития и обновления мор-

   ских и речных портов. Морские порты Украины - Одесса, Николаев,

   Ильичевск, Мариуполь, Керчь, Севастополь уже и сегодня достаточ-

   но хорошо известны.

    Речные порты Украины соединяют речные судоходные пути протяжен-

   ностью в 4,5 тыс.км.


    Аэропорты Украины пока еще мало приспособлены в настоящее время

   для активного транзитного бизнеса.

    Международный туризм привлечет клиентуру на многочисленные укра-

   инские курортные и оздоровительно-рекреационные базы-курорты всех

   лечебных групп: Южный берег Крыма, курортный район Одессы, Евпа-

   тория, Саки, Трускавец, Моршин, Миргород; районы украинских Кар-

   пат, которые начали внедрять свои инновации - строительство зим-

   них баз отдыха и спорта.


    Успешно работающий ранее и ныне железнодорожный транспорт так-

   же требует к себе внимания со стороны государства для более ак-

   тивного включения его в транзитный бизнес.


     До 1992 г. российский газ транспортировался через Украину в

   страны  Европы без отдельного расчета за транзит.

     С 1992 г. газотранспортная система (ГТС) Украины, ее государ-

   ственная собственность, принадлежит Украине и зарабатывает валю-

   ту для страны как за экспортный продукт, как система, производя-

   щая экспортный товар - транспортные транзитные услуги.


     Обслуживают транспортные  т р а н з и т н ы е   п е р е д а ч и

   сотни километров магистрального газопровода с диаметром трубы  в

   1420 мм, магистральные газокомпрессорные станции, газохранилище в

   8 млрд. куб. метров. Стоимость перекачки по транзитным трубопро-

   водам одной тысячи кубических метров на сто километров оплачивает-

   ся начиная от 1,75 ам. долларов.


     Для расширенного осуществления транзитного бизнеса как общенацио-

   нального и частного, кроме трубопроводного, который отлажен и успеш-

   но продолжает действовать, необходимы серьезные научно-исследователь-

   ские экономические разработки и научно-технические проекты и изыска-

   ния по модернизации, а также обоснования инновационных внедрений и

   инвестиций государственного и частного капитала.


     Транзит - весьма выгодный товар, включающий самый дешевый - трубо-

   проводный и до самого дорогого - авиационного, производится на нацио-

   нальной территории, и ценность его как и любого другого товара заклю-

   чается в качестве, надежности и умеренноей цене.


     Поэтому необходимо обустраивать транзитную территорию так, чтобы

   перевозимые грузы сохраняли качество и количество, сохранялась бы

   умеренная плата за транзит, чтобы этот бизнес оставался привлекатель-

   ным для зарубежного клиента.


     Важным транзитным транспортом в Украине является также передача

   электроэнергии. Наиболее крупная линия электропередачи:  Донбасс-

   Днепр-Винница-западная граница Украины. Здесь решены научно-техни-

   ческие проблемы передачи электроэнергии в больших количествах на

   дальние расстояния, в том числе и на экспорт. Нужен  ли Украине

   Европейский Союз и в каком плане? Только как клиент. Как и во мно-

   гих других транзитных, а именно, национальных бизнесах. Вместо НАТО

   или других военных "крыш" выступает самая надежная крыша - бизнес.

     Совместный бизнес - лучшая защита интересов, в том числе не только

   экономических.


     Имеется ряд других национальных преимуществ территории Украины -

   производство черной металлургии. Производство этой отрасли по объе-

   мам выпуска и экспорта важнейших видов продукции (стали, проката,

   чугуна, стальных труб в том числе и большого диаметра, железной руды,

   кокса, огнеупоров) Украина является известным в мире производителем.


     Разведанные мировые запасы угля оцениваются примерно в 1100 млрд.

   тонн. Из них в России - 230, в США - 215, в Великобритании - 127, в

   Китае - 70, в Канаде - 55, в Украине - 55.


    Национальной особенностью Украины можно также считать машинострои-

   тельные предприятия замкнутого и неполного замкнутого (авиастроение)

   цикла. Предприятия аэрокосмического комплекса замкнутого цикла (с до-

   бычей титановых руд, производство титана, выплавка алюминия на при-

   возных рудах).


     Около 80% стали в Украине выплавляется на предприятиях с полным

   металлургическим циклом, сочетающим доменное, сталеплавильное и про-

   катное производства.


    Ряд предприятий черной металлургии (комбинаты) имеют в своем произ-

   водстве, кроме металлургического, железорудное производство (Кривой

   Рог). Криворожский железорудный бассейн (площадь ок. 300 кв. км) раз-

   рабатывается с 1981 г.


     Кременчугская магнитная аномалия - месторождение легкообогатимых

   магнетитовых кварцитов  с суммарными запасами до глубины 500 метров -

   4,5 млрд. тонн и богатых железных руд (Кременчугское) с разведанными

   запасами до 220 млн. тонн. Содержание железа в кварцитах аномалии  -

   37%, а в богатых железных рудах - до 58.


     Преимущества общенационального транзитного бизнеса в государствен-

   ных и частных структурах помогают стране успешно преодолевать баръе-

   ры переходной экономики, занять подобающее место в рыночном мировом

   хозяйстве и избежать неприятности от различных невыгодных государст-

   ву союзов (регулярность банкротства национальных предприятий, потеря

   символов государственной самостоятельности). 


    Положительным в таком бизнесе является и то, что все стороны на гра-

   ницах транзитной  территории стараются удержать равновесие страны -

   транзитера, не навязывая силой или шантажом своих союзов.


      Страна, предоставляющая свои транзитные услуги, также должна быть

   деликатной в обращении со своими клиентами, не забывая, что транзит -

   также товар и ценность его заключается в качестве, надежности и уме-

   ренной цене.



                Василий Панченко, (vipanch), 2010,

                специалист по международным экономическим отношениям
   


Рецензии