Украина без ЕС и НАТО. Геополитические инновации в
УКРАИНА БЕЗ ЕС И НАТО. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В инновационной деятельности, как в любой другой экономиче-
ской деятельности, необходимо учитывать национальные особен-
ности страны, где ведется бизнес.
На современном этапе экономического развития мировое хозяй-
ство выглядит как единое целое. Неведомое классической эконо-
мике понятие - р ы н о ч н а я э к о н о м и к а - вносит в
глобальную экономику свои особенности.
Исходя из этих реалий, каждая страна мира выявляет свое зна-
чение и роль в мировой экономике и развивается с учетом своих
национальных особенностей.
Одна из передовых стран мира - Япония - начала свой путь эко-
номического развития в послевоенной разрухи, оставленной второй
мировой войной. Экономическое процветание Японии началось позже,
с 1953 г., вскоре после окончания американской оккупации в ап-
реле 1952 г.
Японские острова (372 тыс. кв. км) не имеют в своих недрах
достаточно природных сырьевых ресурсов, завозят топливо, руду,
другое сырье, продовольствие, тем не менее, занимают первые
места в мировом хозяйстве по выплавке стали, по судостроению,
по производству электроэнергии, автомобилей, электроники, текс-
тиля.
Исследования японского "экономического чуда" выявили главную
национальную особенность японской экономики - это японская сис-
тема управления предприятием, в основе которой лежит "золотое
правило" - "ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ -
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ".
Население Японии - ок. 130 млн. чел. Занятых в сельском хо-
хозяйстве - 12%.
Одна из соседних стран Японии - Корея - старается копировать
соседку в развитии ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, придавая обучению и
образованию людских ресурсов первостепенное значение в иннова-
ционной деятельности.
Все руководители фирм и компаний в Корее имеют дипломы док-
торов наук, полученных в престижных американских вузах.
Сейчас Япония стоит на пороге нового уклада техники и техно-
логий. Технологии нового поколения, так называемые нанотехноло-
гии (от греческого nanos - карлик, одна миллиардная доля исход-
ной единицы, или 10 в минус девятой степени), при которых тол-
щина слоя перехода в полупроводнике равна двум атомам, благода-
ря чему в одном квадратном сантиметре кремниевой пластины мож-
но интегрировать миллионы полупроводниковых приборов.
Ввиду возможностей большой степени интеграции резко умень-
шается стоимость приборов, их размеры и вес, увеличивается воз-
можность применения приемников и передатчиков информации, ком-
пьютеров; появляется качественно новое применение электронной
техники - управление процессами на расстоянии повсеместно, не
только в отдельных случаях, как сейчас, например, в космосе, из-
за сложности, громоздкости и дороговизны системы.
Новые системы связи, компьютеры позволять запускать на расстоя-
нии двигатели автомобилей, например, предохраняя их от переохлаж-
дения зимой, запускать бытовые приборы (СВЧ-печи и др.), подъез-
жая к дому, встраивать компьютеры в автомобили, в холодильники -
для разных целей - экономии энергии, топлива, уменьшения вредных
выбросов, определения места нахождения, глобальной связи, теле-
видения, радио и др.
С помощью становящихся более доступными средствами связи и ком-
пьютерной техники, человек сможет спокойно выполнять свою работу
не выходя из дома, передавая результаты по информационным кана-
лам связи, прообразом которого сегодня является нарождающийся
аутсорсинг.
Уникальным инновационным достижение японской автомобильной ин-
дустрии является разработанная десятилетия назад и испытанная в
конкуренции, так называемая гибкая система производства, позво-
ляющая, по производственным понятиям, н е м е д л е н н о пе-
рестроить производство. Секрет такой возможности - в блочной кон-
струкции производства продукции. Сегодня, во времена мирового
кризиса экономики, японское производство свободно переналадило
изготовление принципиально новой конструкции автомибиля, так на-
зываемого гибрида, в котором сокрыт полноценный электрокар, в
чем японцы и ранее были лучшими (погрузчики и их блоки тягового
привода колес), а также без труда вместили обычный двигатель
внутреннего сгорания, получился обещанный многими гибрид. И, что
самое важное, выдан в массовое производство.
Корейские компании "Хёндай" и "Дэу" начинали свой путь эконо-
мического процветания с судоремонта и судостроения.
"Хёндай" и "Дэу" построили в 1983 г. судоверфи, рискнув на ог-
ромные капиталовложения, еще не имея заказов. Затем, продемонст-
рировали способности верфей строить супертанкеры с построечным
циклом в 18 месяцев, вместо расчетных 30-ти, принятых в мировой
практике, обеспечили себе портфели заказов на многие годы вперед.
В свою очередь, диверсифицируя производственную деятельность,
приобретая лицензии и внедряя собственные и зарубежные иннова-
ции, осуществили солидные капиталовложения в автомобилестроение.
Первый автомобильный завод за рубежом корейские компании пост-
роили в 1989 году в Канаде. Сегодня корейские автомобили соби-
раются и в Украине.
Так корейские судостроительные и автомобильные компании в пол-
ную меру продемонстрировали национальные особенности своей эконо-
мики - географическое положение (с нужными климатическими усло-
виями для судостроения), позволяющее располагать на своей тер-
ритории судостроительные и судоремонтные верфи, и, обладая дос-
таточным научным потенциалом и подготовленным человеческим ка-
питалом - инженерами, менеджерами, обученным персоналом, пред-
угадали оправдавший себя риск в огромных капиталовложениях и
внедрения инноваций.
Корейский способ подготовки персонала начинается со школы.
Самых способных абитуриентов направляют в технические вузы, яв-
ляющиеся на сегодняшний день в Корее наиболее престижными.
Каждая корейская семья имеет намерение обучать детей в коллед-
же. Способных студентов направляют на обучение за границу, преи-
мущественно в США. Хорошо развитая система профессионально-тех-
нического обучения готовит технический персонал, обученных рабо-
чих.
В образовании и обучении принимают участие и компании. Менед-
жеры и специалисты компаний охотно проходят курсы переподготов-
ки.
Испанские Канарские острова расположены на оживленных морских
путях, успешно вписались в мировую экономику, благодаря транзит-
ной особенности их территории.
Природа сама определила место Канарских островов в мировой эко-
номике. Суда самых разных стран, проходя через Атлантический
океан, заходят на Канары заправиться водой, топливом, продуктами,
погрузить или выгрузить контейнеры и другие грузы на бесчисленные
контейнерные терминалы, пакгаузы, нефте- и водохранилища и другие
склады.
Климат со средней годовой температуров +18 С позволяет прово-
дить эффективную и качественную покраску корпусов кораблей круг-
логодично, в особенности значимую для плавания обработку и по-
краску подводную часть кораблей, что производится на специаль-
ном уникальном подъемнике, с применением пескоструйных устано-
вок, использующих измельченную базальтовую вулканическую поро-
ду местного происхождения.
Имеет ли Украина что-либо в своих национальных особенностях
для своего экономического успеха в свете приведенных примеров?
В Европе Украину (площадь территории 603,7 тыс.кв.км, населе-
ние ок. 42 млн. чел.) можно сравнивать с такой страной как Фран-
ция (площадь 551 тыс. кв.км, население ок. 50 млн. чел.). Обе
страны имеют выход к морю - Франция - на севере и на юге страны,
Украина - на юге страны. Обе - космические державы, как Фран-
ция, так и Украина не имеют на своей территории космодромов.
Франция использует космодромы на заморских территориях, Украи-
на предоставляет свои ракеты-носители для запуска космических ап-
паратов (космических спутников навигации, погоды, связи) принал-
лежащих другим странам, участвуя также в совместной навигацион-
ной спутниковой системе ГЛОНАС, в приостановленном международ-
ном проекте "Морской старт", который планировался осуществлять
с помощью специально разработанной и произведенной в США мор-
ской плавучей платформы из экваториальной части акватории Атлан-
тического океана. Имеются также украинские разработки, ждущие
внедрения, для запуска космических аппаратов с борта самолета
Ан-225.
Однако, важнейшими особенностями территорий как Франции, так
и Украины, является их транзитность. От латинского transitus -
прохождение, переход. Прохождение через чью-либо территорию,
проезд по чьим-либо дорогам от одной границы до другой во всем
мире прямо или косвенно оплачивается. Специально построенные
скоростные автобаны, тоннели, мосты и внутри страны имеют свою
особенность - быть оплаченными за проезд в оборудованных банко-
матах на въезде в них.
Само расположение территории Украины диктует выгодность тран-
зитного бизнеса. Для развернутого задействования этого рода дея-
тельности необходимы научно-экономические изыскания и рекоменда-
ции, расчеты инвестиций; научно-технические разработки проектов
строительства новых автомобильных дорог, аэропортов, вокзалов,
автостанций, обширной инфраструктуры по обслуживанию транспорт-
ных средств, грузопотоков, пассажиров.
Особую предпосылку и подтверждение предполагаемого транзитного
бизнеса будут иметь совместные проекты, разрабатываемые для пров-
ведения международных чемпионатов ЕВРО-2012 и Олимпийских игр
СОЧИ-2014.
Развитие транзитного бизнеса будет содействовать развитию одной
из самых прибыльных ветвей международной экономики - туризма.
Транзитный бизнес будет стимулом для развития и обновления мор-
ских и речных портов. Морские порты Украины - Одесса, Николаев,
Ильичевск, Мариуполь, Керчь, Севастополь уже и сегодня достаточ-
но хорошо известны.
Речные порты Украины соединяют речные судоходные пути протяжен-
ностью в 4,5 тыс.км.
Аэропорты Украины пока еще мало приспособлены в настоящее время
для активного транзитного бизнеса.
Международный туризм привлечет клиентуру на многочисленные укра-
инские курортные и оздоровительно-рекреационные базы-курорты всех
лечебных групп: Южный берег Крыма, курортный район Одессы, Евпа-
тория, Саки, Трускавец, Моршин, Миргород; районы украинских Кар-
пат, которые начали внедрять свои инновации - строительство зим-
них баз отдыха и спорта.
Успешно работающий ранее и ныне железнодорожный транспорт так-
же требует к себе внимания со стороны государства для более ак-
тивного включения его в транзитный бизнес.
До 1992 г. российский газ транспортировался через Украину в
страны Европы без отдельного расчета за транзит.
С 1992 г. газотранспортная система (ГТС) Украины, ее государ-
ственная собственность, принадлежит Украине и зарабатывает валю-
ту для страны как за экспортный продукт, как система, производя-
щая экспортный товар - транспортные транзитные услуги.
Обслуживают транспортные т р а н з и т н ы е п е р е д а ч и
сотни километров магистрального газопровода с диаметром трубы в
1420 мм, магистральные газокомпрессорные станции, газохранилище в
8 млрд. куб. метров. Стоимость перекачки по транзитным трубопро-
водам одной тысячи кубических метров на сто километров оплачивает-
ся начиная от 1,75 ам. долларов.
Для расширенного осуществления транзитного бизнеса как общенацио-
нального и частного, кроме трубопроводного, который отлажен и успеш-
но продолжает действовать, необходимы серьезные научно-исследователь-
ские экономические разработки и научно-технические проекты и изыска-
ния по модернизации, а также обоснования инновационных внедрений и
инвестиций государственного и частного капитала.
Транзит - весьма выгодный товар, включающий самый дешевый - трубо-
проводный и до самого дорогого - авиационного, производится на нацио-
нальной территории, и ценность его как и любого другого товара заклю-
чается в качестве, надежности и умеренноей цене.
Поэтому необходимо обустраивать транзитную территорию так, чтобы
перевозимые грузы сохраняли качество и количество, сохранялась бы
умеренная плата за транзит, чтобы этот бизнес оставался привлекатель-
ным для зарубежного клиента.
Важным транзитным транспортом в Украине является также передача
электроэнергии. Наиболее крупная линия электропередачи: Донбасс-
Днепр-Винница-западная граница Украины. Здесь решены научно-техни-
ческие проблемы передачи электроэнергии в больших количествах на
дальние расстояния, в том числе и на экспорт. Нужен ли Украине
Европейский Союз и в каком плане? Только как клиент. Как и во мно-
гих других транзитных, а именно, национальных бизнесах. Вместо НАТО
или других военных "крыш" выступает самая надежная крыша - бизнес.
Совместный бизнес - лучшая защита интересов, в том числе не только
экономических.
Имеется ряд других национальных преимуществ территории Украины -
производство черной металлургии. Производство этой отрасли по объе-
мам выпуска и экспорта важнейших видов продукции (стали, проката,
чугуна, стальных труб в том числе и большого диаметра, железной руды,
кокса, огнеупоров) Украина является известным в мире производителем.
Разведанные мировые запасы угля оцениваются примерно в 1100 млрд.
тонн. Из них в России - 230, в США - 215, в Великобритании - 127, в
Китае - 70, в Канаде - 55, в Украине - 55.
Национальной особенностью Украины можно также считать машинострои-
тельные предприятия замкнутого и неполного замкнутого (авиастроение)
цикла. Предприятия аэрокосмического комплекса замкнутого цикла (с до-
бычей титановых руд, производство титана, выплавка алюминия на при-
возных рудах).
Около 80% стали в Украине выплавляется на предприятиях с полным
металлургическим циклом, сочетающим доменное, сталеплавильное и про-
катное производства.
Ряд предприятий черной металлургии (комбинаты) имеют в своем произ-
водстве, кроме металлургического, железорудное производство (Кривой
Рог). Криворожский железорудный бассейн (площадь ок. 300 кв. км) раз-
рабатывается с 1981 г.
Кременчугская магнитная аномалия - месторождение легкообогатимых
магнетитовых кварцитов с суммарными запасами до глубины 500 метров -
4,5 млрд. тонн и богатых железных руд (Кременчугское) с разведанными
запасами до 220 млн. тонн. Содержание железа в кварцитах аномалии -
37%, а в богатых железных рудах - до 58.
Преимущества общенационального транзитного бизнеса в государствен-
ных и частных структурах помогают стране успешно преодолевать баръе-
ры переходной экономики, занять подобающее место в рыночном мировом
хозяйстве и избежать неприятности от различных невыгодных государст-
ву союзов (регулярность банкротства национальных предприятий, потеря
символов государственной самостоятельности).
Положительным в таком бизнесе является и то, что все стороны на гра-
ницах транзитной территории стараются удержать равновесие страны -
транзитера, не навязывая силой или шантажом своих союзов.
Страна, предоставляющая свои транзитные услуги, также должна быть
деликатной в обращении со своими клиентами, не забывая, что транзит -
также товар и ценность его заключается в качестве, надежности и уме-
ренной цене.
Василий Панченко, (vipanch), 2010,
специалист по международным экономическим отношениям
Свидетельство о публикации №110072905873