на заметку - стихи - речь звучащая?

Стихи обнаруживают себя либо в форме текста, разбитого на строчки,
либо в форме декламации.

С графикой, казалось бы, всё ясно:
разбивка на строчки, во-первых, является условным сигналом к восприятию текста как стихотворного;
во-вторых, строчки служат своего рода "нотными знаками" для воспроизведения задуманных автором интонаций - особенно это заметно в верлибре.
(Что касается "визуальной поэзии" и близких к ней феноменов - это отдельный разговор.)

Сложнее обстоит дело с декламацией.
Всегда ли у нас есть возможность услышать, как сам автор произносит то или иное своё стихотворение?
Да и где гарантии, что автор не занимается актёрством, не фальшивит, т.е. что при исполнении он не привносит "посторонних" звучаний, не содержащихся в самой "плоти" стиха? Родители часто видят в своих детях "желаемое", а не действительность.
С другой стороны, исполнение стихов профессиональным актёром - это практически гарантированное актёрство с упором на исполнительские качества: внешность, голос, "проникновенные" значительные интонации и т.п.

Так что же значит утверждение "стихи - речь звучащая" -
утверждение настолько банальное, что вряд ли найдутся оспаривающие его?

Мой тезис:
истинное пространство для звучания стихотворной речи - пространство внутреннее;
голос, действительно способный озвучить стихотворение - голос, звучащий внутри читателя;
истинная музыка стихотворения - музыка, исполняемая на "виртуальных" инструментах.


Рецензии
<<фокус в том, что "что-то теряется" и при "внешнем" чтении))
и, может быть, это "что-то" - самое главное...>>
=============
"Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум..."

восприятие стихов - сугубо интимное действо
Но чтение, авторское или актёрское, может создать для восприятия нужный ключ. Вот в том стихотворении которое сейчас в Школе критики - "Чай в осенних сумерках" характер декламации очень важен. К сожалению, не могу передать в звуковом виде ))

Маштаков   29.11.2014 16:31     Заявить о нарушении
о "ключе" Вы хорошо сказали.
жаль, что нет Вашего "чая" в звуковом формате: мне интересно было бы услышать, как Вы произносите рифму "ангелы\со скалы" )

Разборка   05.12.2014 01:35   Заявить о нарушении
Очень просто - представьте, что поёт Высоцкий, его интонация
и залетают быстро а'аангелы
любовь у сумерек отняв, (понижение голоса и пауза)
и упадём мы будто со' скалыыы
сердцебиение уняв

Маштаков   05.12.2014 05:52   Заявить о нарушении
Владимир, я хотел бы с Вами посоветоваться. В плане критики. Взгляните на это стихотворение - http://www.stihi.ru/2013/11/25/363
я совершенно не могу его читать. Строки совершенно одинаковые по ритмике, и ударные рифмы в окончаниях похоже звучат. Я не могу слухом разделять правильно строки. Или у меня такая особенность, или со стихом что-то не так.
В чём дело? Вроде бы стих хороший, а читать не могу.
Как Ваше мнение?
С уважением, Дмитрий Маштаков.

Маштаков   13.02.2015 22:14   Заявить о нарушении
--у- --у- --у- --у

- ритмическая схема сама по себе вряд ли виновата.
Дело, думаю, в пустословии. Вполне уместно охарактеризовать стихотворения цитатой из него же: оно "творится из пустого места". Отсюда - надуманные образы и словосочетания, - муть и бред... Плюнуть и не читать)

Разборка   19.02.2015 01:54   Заявить о нарушении
Нет, смысл в этом стихотворении есть, я его не сразу обнаружил, но Вы мне на него указали - надо пойти чуть дальше Вашей цитаты до конца строфы и обнаружить там слово "цирк". Что ж, поэзия как цирк - объяснение многим поэтическим текстам.
Откровение, цирк, признание... надо бы составить односложную классификацию.
А со стороны критиков, любимое словечко Тимофея - пластмасса.
Дм.

Маштаков   19.02.2015 02:42   Заявить о нарушении
осмыслить можно любой бред и "пластмассу" -
отсюда абсурдизмы, абстракционизмы, метаметафоризмы и проч.
читайте и осмысливайте, если есть охота)

Разборка   19.02.2015 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.