Понять вещей природу. Часть 2

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Познавание действительности освобождает человека от многих ненужных нагромождений. Это освобождение приходит без нарочных дум, просто как следствие правильно воспринятых и утвержденных Основ Учения Жизни. Так, например, осознание двух миров и краткости пребывания в мире земном освобождает от чувства собственности или, во всяком случае, ставит вещи на принадлежащее им место. Постепенно сознание напитывается пониманием жизни и земной, и надземной и делает из этого выводы, определяющие поведение человека в обычных мирах. Рост сознания незаметен, но следствия этого роста налицо. Только расширенное сознание приводит к синтезу. А синтез дает ключ от входа к вратам Сокровенного Знания.
   Грани Агни Йоги, 1968 г. 185


                ПОНЯТЬ ВЕЩЕЙ ПРИРОДУ (2)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      При каждой более или менее значительной перемене в жизни человек перестраивает свое мышление, приноравливаясь к новому положению. В детстве, юношестве, зрелом возрасте думает он по-разному. На войне или в мирной обстановке мышление идет по-разному. В путешествии или дома мысли текут не одинаково. Так и при переходе Великих Границ изменяется мышление людское. Отсутствуют мозг и тело, а человек продолжает мыслить и создавать мысленные образы. Творческая способность мыслей усиливается во много раз и приобретает новый аспект. В том мире, где все движется мыслью, приобретает она и особое значение, очень отличающееся от земного. Для пытливого ума поле исследований расширяется, и самый процесс познания того мира становится захватывающим и интересным, если к этому проявляется склонность. Все ново, все необычно, все иначе, чем на Земле. Отсутствует перспектива в ее земном выражении. Вещи видны со всех сторон: и изнутри, и снаружи. Проницаемость предметов совершенно иного порядка. Близость и дальность людей и явлений обуславливаются магнитностью мыслей. Познавание явлений и соприкасание с ними идут по созвучию или сродству. Учиться легко, и нетрудно иметь наставников, соответствующих запросам духа. Для того, кто любит красоты природы, есть чем наслаждаться. Удивительный мир, интересный, захватывающий, привлекательный и прекрасный, если сознание позволяет и может звучать на волне Красоты.

      В постоянстве устремления к цели далекой отпадают постепенно наросты духа и очищается сущность от всякого сора. Незаметно, но видимо для Учителя идет этот процесс очищения. Как спадает с бабочки кокон, так отваливаются ставшие ненужными привычки и привязанности к земному обиходу. То, что нужно для тела, не нужно для духа. Бытие переносится в мысль. Тело становится только исполнителем воли духа и утрачивает над ним свою власть. Также и астрал подчиняется воле и своеволие свое умеряет. Поразительно, до какой степени эта неуемная оболочка может овладевать человеком! Труднее с менталом. Овладение мыслью осложняется тем, что она очень подвижна, и окружающие обстоятельства вынуждают сосредоточиваться на вещах, казалось бы, ненужных и неинтересных. Но это не так.

      Жизнь – это школа, и ставит она именно в такие условия, которые особенно необходимо пройти и благодаря им кое-чему научиться. Все эти подробности очень поучительны и при внимательном отношении к ним обогащают сознание новыми нахождениями. Как часто отягощают люди, и как полезны эти отягощения, ибо научают познавать человека, и это самое трудное познание. Очень хорошо перед отходом ко сну, завершая прожитый день, спросить себя, а чему научил он, что нового дал, чем обогатил накопления. День, проведенный без пользы и ничего не давший, будет потерею драгоценного времени. Хоть и много его впереди, но попусту тратить его недопустимо, ибо польза обращается во вред. Не идущий вперед останавливается и начинает пятиться назад. Поучительно наблюдать лики людские. Какими умными, знающими что-то считают себя часто те, кто в действительности оказывается расточителем своих, даже немногих, духовных накоплений. Собирать-то они собирают, но ценности и вещи земные, чтобы все это оставить, когда пробьет час. Труден к таким людям доступ, ибо отгорожены от действительности глухою стеной и отрицаниями. Так и живут, отрезанные от правды всех трех миров, и слепыми уходят в Мир Тонкий. Люди яро нуждаются в просвещении. И яро начинают преследовать тех немногих, которые несут им просвещение. Но жизнь – это школа для всех, и рано или поздно, но время приходит для каждого духа проснуться. Наступает Эпоха пробуждения спящих сознаний. Нарастающие Космические Волны новых энергий напряженно ускоряют этот процесс.

      Равновесие выражается также и в том, что не только тяжкие или неприятные вещи его не нарушают, но и в том, что явления радостные, приятные и вызывающие восторг, не колеблют его. Только при равнодушии к похвалам клевета не произведет впечатления, только при равнодушии к пище хорошей плохая не огорчит, только при полной сдержанности и спокойствии к счастью земному несчастье не сломит дух. Только при недопущении проявления переживаний на одном полюсе другой будет не в состоянии проявиться. Золотая середина, или золотой путь, предусматривает именно такое отношение к явлениям жизни. Не радуйтесь слишком тому, что вы хотели иметь и получили, чтобы не горевать при утрате. Правильно уловил поэт значение закона, сказав: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Астрал для своего проявления нуждается именно в наличии противоположных эмоций и радуется в восторге сегодня, чтобы плакать и горевать завтра.

      Будем учиться принимать все: и хорошее, и плохое, не позволяя астралу вибрировать ни на то, ни на другое. Учение указует на то, чтобы не радоваться и не горевать слишком. Особенно вредна неуемная восторженность астрала. Восторг и радость духа – нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих. Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена за подражание обезьяньим склонностям. Собеседник смеется, смеетесь и вы, собеседник плачет, плачете и вы, собеседник улыбается глупому и пошлому анекдоту, улыбаетесь и вы, словно театральная кукла, которую дергают за веревочку. Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих. Равновесие – настолько редкое качество, что, обнаружив его в собеседнике, люди приходят в беспокойство, начинают чувствовать неловкость, неудобство и даже страх, стараясь всеми мерами вызвать обычные людские чувства и реакцию на свое обращение. И если равновесие удерживается, несмотря на эти попытки, они начинают чувствовать невольное уважение перед непонятным им явлением. Указуются сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия. Нужно начинать с малого и постепенно накапливать огненную мощь. Ведь сдержанность указывает на умение правильного расходования психической энергии. Особенно расточает психическую энергию несдержанная болтливость.

      Не имеющий ничего своего может войти. Отсутствие вещей, которые наполняют и связывают сознание, служит непременным условием свободы в обоих мирах. Можно и владеть, но если нет чувства собственности, то есть связанности ими. Когда человек что-то считает своей собственностью, он вводит ее в свое сознание и она занимает в нем определенное место и наполняет его. Чем больше вещей, тем больше и связанности и тем меньше места для явлений духовного порядка. У Плюшкина или скупого рыцаря все сознание было занято стяжанием вещей и мыслями о них. Связанность вещами была настолько велика и они настолько заполняли все поле сознания, что ни для чего другого места уже не оставалось. Поэтому ярым собственникам в Мире Тонком так трудно освободиться от земных пережитков. Ведь надо к чему-то стремиться, во что-то верить и чего-то желать. Но когда все сосредоточено на призрачной собственности, тогда человек с нею же и остается. Беднякам и странникам в этом отношении легче, но при условии, если сознание свободно от желания иметь вещи или свободно от привязанности к земному жилищу.

      Можно иметь все и не быть странником и все же быть совершенно свободным в сознании. Условия свободы или связанности заключаются не в вещах, но в сознании, то есть в отношении к ним. Необходимо понимать смысл, и значение, и конечность вещей, окружающих человека, и тогда, уходя в Тонкий Мир, их все можно спокойно оставить на Земле. Они, конечно, остаются и так, но астральные образы их с собою берет собственник ярый и ими замыкает круг своего сознания. Хорошо менять местожительство и вещи, чтобы к ним не прирастать. И, если не жаль расставаться ни с чем, что находится вокруг человека, значит, аура его в своем устремлении уже оторвалась от всего этого. Размышления о значении земных вещей очень помогают освобождаться от них. Чем меньше привязанности к земному, тем легче и свободнее можно двигаться дальше. Следует помнить, что одиночеству никто и ничто не изменит, поэтому лучше опираться на Иерархию Света, чем на прохожих.

      Отрешение от вещей заключено в отказе от чувства собственности. Не от владения вещами происходит отказ, но изменяется отношение к ним. Орден нищенствующих монахов запрещал своим членам иметь какие-бы то ни было вещи. Но если такой монах внутренне от вещей не отказался и мечтал об обладании ими, то такое отрешение оказывалось несостоятельным. Мы Разрешаем владеть всем, но при условии внутренне не считать ничего своим, а только лишь данным на время. Собственник дома остается с этим домом, и даже в этом доме, и после смерти физического тела. Это раб собственности, связанный ею по рукам и ногам. Владеющий же домом, но отрешившийся от чувства собственности, не прирастает к нему, ибо не считает своим и, покидая тело, перестает думать о нем, ибо знает, что вещи земные нужны только для Земли, но не дальше. Дальше идет он свободный от вещей, не связанный ими и не уносящий их образы с собою в Мир Тонкий. Ведь там все творится мыслью, и тонкие формы вещей, созданные мыслью, роятся вокруг человека, если он не освободился от призрачной собственности.

      Стоит помыслить о том, сколь нелегко, будучи в Мире Тонком, все еще думать о том, что собственнику действительно принадлежат земельные угодья, поля и леса, нивы и пашни или луга, дома и прочие вещи. Освобождение от вещей и отрешение от собственности – в духе. Отрешение от чего-либо в духе следует твердо и ясно осмыслить. Никакие воздержания от пищи или чего-либо другого не дадут желаемых результатов, если только желания не изжиты в духе, если в духе не произошло отрешение от них. Неизжитые, они снова поднимут головы, и станет человеку горше от них, чем было раньше. Глубокие размышления могут привести к пониманию бессмысленности обладания вещами и временности каждой из них. Сколькими бы вещами ни обладала жадность, ей хочется еще и еще. Имеющий тысячи рублей становится миллионером, миллионер – миллиардером, но где же предел алчности человеческой? Освобождение от желаний не заключается в том, чтобы их удовлетворять, ибо они будут расти, а в том, чтобы в духе от них отрешиться. Известны случаи феноменального чревоугодия и прочих страстей и пороков человеческих. Ужасна судьба этих людей в Мире Надземном. Овладение собою включает в себя и отрешение в духе от всего, что связывает его свободу, что притягивает его к Земле и мешает подняться в те сферы, где кончаются земные притяжения. Человек, дрожащий над своей собственностью в плотном мире, – явление довольно частое, но только в Мире Тонком абсурдность продолжения чувства собственности выявляется во всей своей силе, но, к сожалению, не для самого собственника, а для того, кто наблюдает его со стороны.

      Материалисты могут успокоиться – тонкие тела имеют вес и объем и вполне материальны, только плотность этой материи отлична от обычной, и ее состав и химизм обнаружить и изучить труднее, чем это делается в химических лабораториях. Эта материя не видима физическим глазом, но ведь и многие газы тоже глазом увидеть нельзя. Высокочастотная фотография, изобретенная супругами Кирлиан, уже позволяет улавливать, видеть и изучать излучения тонкого тела. Скоро и ауры будут фотографировать, а также некоторые предметы Тонкого Мира. Все миры материальны, только разной степени утончения, разреженности и вида материи. Но если научно исследовать атмосферу храма, концертного зала, спортивного стадиона и карточного или какого-то другого притона, то можно будет обнаружить в них присутствие некоторых газов, весьма различных по своим свойствам и удельному весу. Скоро и такие исследования станут доступными для науки. Фотография Кирлиан позволяет регистрировать излучения также животных и растительных организмов. Но можно будет фиксировать излучения и некоторых других предметов. Все вещи плотного мира окружены аурой того или иного порядка. Многие люди понимают, что веревка, на которой сушится белье, и веревка, на которой кто-то повесился, отличаются друг от друга. И даже отрицатель тонких явлений не захочет положить под подушку веревку повешенного. Люди инстинктивно чувствуют приятность или отталкивающие свойства некоторых предметов. Но привлекательность или неприятность излучений человеческой ауры они ощущают всегда и говорят: этот человек приятен, а тот очень неприятен, несимпатичен. Не хотят только дать себе отчет в том, почему именно в их организме при соприкосновении с теми или иными людьми возникает совершенно определенная реакция на невидимые излучения чужой ауры. Но можно научиться тонко отмечать, как собственная аура реагирует на встречные излучения и почему именно так, а не иначе. Поле для наблюдения широкое, и возможностей – без конца. Мир Тонкий позволит себя изучать, если на него обращены внимание и мысль.

      Думание о себе и своем мешает думать о других и другом. Даже пространственной ноты невозможно определить, если быть занятым своими переживаниями. Беря в руки старинную вещь и желая определить или ощутить ее наслоения, необходимо отойти от себя и погасить свои личные чувства. Тогда вещи могут начать говорить. Каждая вещь, и особенно старая, покрыта наслоениями вибраций того, что вокруг нее происходило. Материя обладает памятью. Чувствительные организмы остро чувствуют атмосферу древних храмов, замков и прочих мест, где наслаивались веками отложения различных энергий. Даже входя в чужой дом и отрешившись от себя, хотя бы на мгновение, можно легко почувствовать его атмосферу. «Мне там приятно бывать», – говорит не отдающий себе отчета в своих тонких ощущениях обыватель. А почему? Он бессознательно чувствует ауру места, и это чувство определяет его отношение. Ученик учится анализировать подобные ощущения и тем обостряет свою восприимчивость. Пень этого не ощущает, не позавидуем его деревянной сущности. Можно сказать, что вещи имеют душу, то есть ауру, их окружающую. Ее имеют вещи и предметы, бывшие в окружении человека. Вообще говоря, ауру имеет все существующее в мире, но аура растений, цветов, птиц и животных носит уже иной характер. Ауру имеют даже камни и вода. Невидимыми излучениями насыщено каждое место на планете.

      Погружение в земное отрывает от действительности. Ведь действительность в понимании всех трех миров и в устремлении ко всем трем – в равновесии, не дающем преимущества захватывать сознание только очевидностью плотной. Ведь за ней скрыта действительность, а действительность ценна во всей своей полноте. «Мы – реалисты-действительники», и Наша Твердыня есть средоточие всех трех миров. Даже трудно представить себе, сколь ограниченно сознание, довольствующееся очевидностью. Чтобы представить, надо как бы выйти из себя, отойти от себя, то есть отрешиться. Опять приходим к незыблемости древнего Завета – «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Так глубиною знания насыщено каждое Великое Учение, ибо Основы Его покоятся на неисчерпаемости. Потому те, кто чует ее, могут перечитывать без конца Заветы, данные в них, и всякий раз находить нечто новое. Не о бездушном чтении говорится, но о жизненно применяемом усвоении прочитываемого. Спросят, почему Мы Твердим все о том же. Ответьте: «Будем твердить до тех пор, пока не будет все приложено в жизни». Каждое повторение есть не что иное, как новый оборот спирали, правда, аналогичный предшествующему, но на уровне новом, на уровне нового понимания Единого, Неповторяемого, но вечно Нового Учения Жизни, одного и того же во всех веках, но в разных аспектах, и соизмеримого со ступенью сознания тех, кому оно дается. Корень один и один ствол, но разные ветви. Только синтез может объять многообразие, разновидность и ценность этих аспектов, взятых отдельно, и объединить их в понимании Вещи Единой. Так же многообразен и Космос, и беспредельны формы его выявления, но сущность его – одна. И эта сущность – Огонь. Так же разнообразны и внешние формы Сокровенного Знания, частично выдаваемого в Учениях, но неизменны и незыблемы Основы.

      Хорошо все, что помогает и способствует восхождению, и нехорошо то, что мешает. Эту мерку можно применять ко всем явлениям жизни. Иной раз, казалось бы, самые безобидные вещи могут оказаться в числе мешающих. И нет общего стандарта. Необходим индивидуальный подход. Есть еще деление по светотени. Оно безошибочно, но надо иметь развитое сознание и утонченное сердце. В Тонком Мире легче и проще, так как мысль или эмоция отражается на излучениях, и сущности переживаемого состояния скрыть невозможно. Потому Мир Тонкий можно назвать местом испытания мыслей. Мало того, что мысль уявляет себя внешне, она влечет своего породителя в сферы, соответствующие ее характеру и светоносности. Темные мысли созвучат темным слоям и притягиваются к ним, светлые – светлым. При установленном и привычном контроле над мыслями неожиданностей меньше. Закон созвучия управляет мирами.


Рецензии