Катана чувств моих

"Катана Чувств твоих не оставляет шрамов.
Она разрубает душу на лету."
                Саша Ветер(из рецензии)


Катана чувств моих не оставляет шрамов,
А просто разрубает душу на лету,
В ней тайный иероглиф синтоистских храмов
И сект буддизма "дзен" - сметает суету.

Катана чувств моих, как смелость самурая,
Не знает страха, всё сжигая на пути.
Она смеётся, плачет, боль в себя вбирая,
И остриём кунъёми точно в цель летит.

Катана чувств моих насквозь пронзает сердце,
Она проходит глубоко - по рукоять,
В запутанной судьбе есть шансы отогреться,
И, вырвавшись из лабиринта, устоять.

Катана чувств моих не оставляет шрамов,
А просто разрубает душу на лету,
Потом спасает, как целительная прана,
Вдыхая жизнь и отвергая пустоту...
*

Катана - меч самурая.


Рецензии
Стихи, написанные в ответ на реплику, являются особым жанром. Они представляют собой синергию отношений, которые имеют общую тему, волну, ситуацию, может даже, некоторые проекции на мир, близкие в восприятии. Получается, автор не просто пишет стихи, абстрагируясь от внешнего, а в этом внешнем находит канал, который может стать удобным для обмена информацией, сенситивом и невербалкой с автором, создавшим "провокационное" триггерное воздействие. Если не так, то похоже, наверное писали Ильф и Петров, братья Жемчужные, Вайнеры и другие "соавторы". Это всегда было для меня вопросом без ответа: как можно писать вдвоем...

Катана, национальное холодное оружие является для самурая и объектом оттачивания мастерства, и предметом аутодафе, и орудием защиты...С ментальной точки зрения, это где-то смирение уровня холода, мастерство порядка дамасского мастера, приручившего металл, а он очень изменчив по натуре...И даже спрятанная гордость...

В стихотворении выражение "катана" чувств является предметом, рассекающим душу напополам. Акцент на отсутствие шрамов говорит о том, что резонанс от сенситивного воздействия лирической героини настолько силен, что она подобно филипинским хилерам проникает в личное пространство визави и делает его сопротивление бессмысленным. О чем говорит этот троп, если рассмотреть его со всех граней:
- о цельности натуры, если все чувства могут сконцентрироваться в одном предмете;
- о внутренней силе и потенциальной глубинной емкости души, это как обязательное условие быстрого и мощного разрушения;
- о наличии собственной проекции мира, без нее невозможна высокая концентрация;
- об отсутствии у лирической героини борьбы ума и сердца, как продолжение темы цельности;
- о приоритете яньских активных действий над пассивными, теплыми, темными силами инь;
- о способности собраться в одно, вне зависимости от обстоятельств, отвлекающих на чувства;
- об умении ставить цели и их достигать.

Образ катаны чувств не статичен, он дан автором в развитии. Вот действия, сопровождающие эту гиперметафору: не оставляет шрамов, разрубает, сметает, не знает страха, сжигая, смеется, плачет, в цель летит, прознает, проходит глубоко, не оставляет шрамов, разрубает, спасает, вдыхая, отвергая...

Динамика очень стремительна и тяготеет к мужскому типу восприятия мира. Глаголы в большей степени имеют настоящее время, что говорит о том, насколько сильно автор позиционирует все сказанное с настоящим. Несовершенный вид свидетельствует не об отсутствии конечной цели и окончании процесса, а о том, что процесс существует и развивается, поступательно, как жизнь. Для придания экспрессии в канве текста появляются деепричастия, их сочетание описательности и действия, наделяют образ "катаны чувств" не только динамикой, но и качественными характеристиками — атмосферностью (вдыхая), стойкостью (отвергая), необратимостью(сжигая)...

Сравнение катаны со смелостью самурая, позволяет сделать вывод о том, что лирическая героиня неплохо вписывается в систему логистики внутреннего мира и руководствуется такими качествами трансцендентного восприятия, как интуиция, внутреннее чутье и синергия с природными циклами. Тема огня, появляется в препозиции образа сердца, сердца того, кто находится рядом, напротив или вблизи. Его "катана чувств" пронзает по рукоять...Ощущения, возникающие при чтении этих строк, нужно отдать автору должное во владении речью, вызывают определенный дискомфорт, почему-то кажется это вхождение с металлом в плоть и поворотом для верности, неким актом внутренней агрессии, хотя дальше идут слова о "спасительности" такого шага, наверное, так рассуждают хирурги при виде гангрены, но осадок от "по рукоять" остается...

Дальнейшее повествование о судьбе, закрывающее или продолжающее тему сердца и души, кажется той робкой частью иньского темного, которая ассоциируется в восточных традициях с женскими способностями не только быть, но и вызывать чувства смирения, внутренней покорности и милосердия, тепла и эмпатии. Эти слова в тексте, наполненном ярко выраженной активной фазой, кажутся неуверенными и робкими. Вот эти строки:

В запутанной судьбе есть шансы отогреться,
И, вырвавшись из лабиринта, устоять.

Зная автора из других работ, показалось, что эти две строчки и есть его внутренний голос, настроение, маркер души и характера. Именно ее, не продолженные вслед за эпиграфом, не написанные про красивую метафору о "катане чувств".

Механизм "соавторства" известная вещь. Нас цепляют в других резонирующие моменты, а что может резонировать сильнее, чем броский троп, характеризующий личность. Как бы мы не старались проявлять участие к другим, собственный мир это то, что нас больше всего волнует. Это рефлексы и эго, зверь желаний и суперструна личности. На этой транзакции и родилось стихотворение. В финальном катрене интересно наблюдать, как борются слова-пришельцы и слова-жители. Разделение, конечно, условное...Соавторство строится по более сложным законам, но все-таки. Катрен начинается с цитаты, вынесенной в эпиграф, но она немного "подрихтована" под стихотворный размер, а значит, уже обработана собственными приемами и прописана в авторском исполнении.

Создается впечатление, что лирическая героиня поняла и накал страстей, описанных, и все, что было сделано, пусть ментально, но осознаваемо, а стихи, еще Ахматова и Цветаева предупреждали, имеют свойство сбываться. И вот автор, видя все это приводит итоговые две строфы, связанные с возрождением, спасением, жизнью...

Как катана превращается в прану, нам не рассказывают, но если кто-то что-то знает о холодной и горячей эмиссии металла, (не финансов) а именно металла, может догадаться, как это происходит. Получается, автор все-таки осознал, что все, что было описано ... это деструкт и разрушение...Иначе бы тема оживления и вдыхания жизни не появилась. Это уже разговор о подсознательных паттернах и гештальтах и автора, и ее персонажа. В последнем сочетании "отвергая пустоту", вновь возвращается активная яньская позиция, потому что иньский вариант предполагает наполнение, а не отвержение. Отвержение, это факт отрицания, первая ступень разрушения. Из чего можно сделать вывод, что синергия состоялась и автор уступил место своих слов своему визави. Просто отдал аккаунт на время, чтобы рассказать о том, какими бывают чувства, ограненные в другой формат.

Задела и заинтересовало настойчивое утверждение от том, что катана не оставляет шрамов. Здесь прячутся сразу несколько страхов:
- быть узнанным
- стать пленником надолго
- длительное время быть зависимым
- попасть под влияние внешнее и внутреннее гостеприимного хозяина.

Шрамы, это тавро судьбы, которые позволяют человеку стать свободным после перенесенной боли и страданий, особенно, если они не делились как праздничный пирог с состраданием близких и толпы. Шрамы бывают сильнее путеводных звезд. Именно эти рубцы с копилкой боли делают судьбу неповторимой, позволяют ей на какое-то время вырваться из матрицы общества, найти себя, эта плата за право остаться собой. И вот это самое право, даже в применении к образу души, а не тела, гость страницы категорически и настойчиво отвергает...Да, это несправедливо, что иню от рождения все и даром, а яню нужно изгаляться, чтобы хоть чуть-чуть попробовать той власти, которой его обделили.

Мое прочтение не грешит на истинность. Более того, любые стихи вариативны и могут попасть только в те пазлы читателя, через которые он прошел сам, не словами, а событиями. Поэтому, это не оголение стен мастерской поэта, а может быть, роспись в собственной несостоятельности.

Кшесинская Деметра   05.11.2020 12:44     Заявить о нарушении
Деметра, благодарю Вас за глубокий отзыв. Знаете, во многом Вы правы, прочитали мое Я.
Отзыв о катане чувств я получила от одного неординарного человека, и он меня глубоко задел. Потому родилось это стихотворение и родилось практически спонтанно. Но обычно я практически никогда не вдохновляюсь ни словами других авторов, ни их стихами. Мне практически всегда есть сказать что-то своё и отразить свой мир, а не чужой.
Но есть авторы, глубина мира которых, меня поражает. Их очень немного.
Знаете, Вы очень интересный человек. Могу сказать, что довольно редко у меня возникает интерес к личности. Практически это один из единичных случаев. Дело в том, что у меня очень глубокое видение и человека и его произведений.
Выберу время для ознакомления с Вашими мирами. Думаю, они непросты. Но очень интересны.
С добрыми пожеланиями,

Гаванская Наталья   05.11.2020 13:56   Заявить о нарушении
Спасибо за искренность, дорогой дар на сегодняшних развалах слов.

Кшесинская Деметра   05.11.2020 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 88 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.